Психологические приемы для эффективного общения
с участниками образовательного процесса
Вигель Елена Николаевна
Педагогическое общение, как и другие категории научного анализа, такие как
учебно-педагогическая деятельность, деятельность учения, педагогическая деятельность,
личность ученика, личность учителя, не является предметом только педагогической
психологии. Поэтому возникает необходимость, во-первых, выявить специфически
психологический аспект этой категории, и, что особенно важно, развести два понятия
«педагогическое общение» и «учебно-педагогическая деятельность». Мы намеренно не
освещаем различные методологические подходы к проблеме взаимосвязи общения и
деятельности вообще, и проблеме взаимосвязи учебно-педагогической деятельности и
общения по поводу этой деятельности в частности. Учитывая практическую
направленность, в пособии описывается лишь используемая система научных понятий,
которая необходима учителю в его профессиональной деятельности, чтобы
квалифицировано анализировать, планомерно и осознанно организовывать
педагогическое общение с подростками в учебно-педагогическом процессе.
Рассмотрим вначале две более общие категории научного анализа. Это категорию
«деятельности», в которую входит такой ее вид, как учебно-педагогическая деятельность
и категорию «общения», в которую входит такой ее вид как общение в учебно-
педагогическом процессе.
Коммуникативные навыки используются нами на автоматическом уровне ежедневно, например: умение говорить и слушать, умение поддержать разговор. Однако во многих ситуациях оказывается, что наше умение коммуницировать недостаточно для достижения поставленных целей.
Открытия в области гуманистической психологии, сделанные во второй половине XX века, позволили сформулировать ряд приёмов, научившись которым вы сможете достичь значительных успехов в повышении эффективности коммуникации. В дальнейшем будем называть активного участника коммуникации (того, кто в данный момент говорит) «отправителем», а того, кто в данный момент слушает – «адресатом» или «получателем».
То, как отправитель строит коммуникацию зависит в первую очередь от его отношения к самому себе и к адресату. Успешная коммуникация подразумевает уважение к обоим участникам процесса. Следует помнить, что эффективная коммуникация – не манипулирование партнёром с целью извлечения односторонней выгоды, а доверительное, взаимовыгодное общение.
Список навыков для эффективной коммуникации
Ниже приведём список некоторых навыков, необходимых для эффективной коммуникации:
Умение слушать – не только способность сконцентрироваться и воспринять информацию, но и умение поощрить рассказчика, отправителя, задать уточняющий вопрос, использовать приёмы перефразирования («т.е. вы имели в виду...»), непонимания, отражения, резюмирования.
Гибкость и способность искать компромиссы.
Эмпатия – способность почувствовать эмоциональное состояние партнера и учитывать его при построении коммуникации.
Контроль над эмоциональным напряжением, способность разрядить напряжение.
Эффективная коммуникация невозможна без установления так называемой «психологической стыковки» между отправителем и адресатом. Это то, что на разговорном языке называется «нахождением на одной волне».
Приемы эффективной коммуникации.
Вот ряд приёмов, которые помогут вам достичь такой «стыковки» на деловой встрече:
Создайте приятную и спокойную обстановку.
Предоставьте первое слово вашему собеседнику.
При несогласии с ним, ни в коем случае не перебивайте его. Дайте ему полностью высказаться.
Повторяйте его фразы, слегка их перефразируя. Это позволит продемонстрировать, что вы внимательно его слушаете, а также поможет вам удостовериться, правильно ли вы его поняли.
Если вы не согласны с предложением собеседника, предложите альтернативное решение, подкрепляя свою речь ясными и весомыми аргументами. Приведите примеры подхода, аналогичного вашему, подтверждающие его результативность.
Перед тем, как закончить встречу, подытожьте её. Выделите самое главное.
Независимо от результата встречи, выскажите намерение продолжать сотрудничество и поблагодарите собеседника за участие в обсуждении.
Чтобы достичь максимального результата, следует обратить внимание на средства невербальной коммуникации.
Поза: Примите открытую позу. Открытая поза, когда руки и ноги не скрещены, говорит об открытости и доброжелательности. Слушая собеседника следуют слегка наклонить голову в его сторону. Вы можете изредка кивать, что означает не только согласие, сколько внимание и принятие.
Темп и громкость речи, дикция: Не забывайте делать паузы. Обратите внимание, хорошо ли вас слышит собеседник. Оптимальный темп речи – около 120 слов в минуту.
Внешний вид (неаккуратный, или, наоборот, неадекватно формальный внешний вид может быть воспринят как проявление неуважения к собеседнику)
Жестикуляция и мимика: копирование жестов и мимики собеседника способствуют установлению доверительных отношений. Такое копирование создаёт ощущение зеркала, и ваш собеседник будет чувствовать себя максимально комфортно. Но копирование должно производиться осторожно, чтобы собеседник не почувствовал, что его пародируют.
Используя вышеописанные приёмы, вы сможете постепенно научиться эффективной коммуникации, что благоприятно скажется на вашем личностном и профессиональном росте.
отношений к объективному и субъективному миру. Ее результат соответствует области
преобразования человеческих отношений.
Выделение этих категорий научного анализа человеческого бытия достаточно
условно и следует признать справедливость методологического принципа, выдвинутый
А.Н. Леонтьевым, о неразрывной взаимосвязи между деятельностью и общением
Брушлинский, В.А. Поликарпов, 1990]. В реальности совместная деятельность не бывает
без общения, а общение всегда предполагает деятельность. Однако в научно-
практической литературе достаточно явно существует их различение. Поэтому, в пособии,
при структурировании содержания, также выделяются две формы учебно-педагогического
процесса: учебно-педагогическая деятельность и общение. Учебно-педагогический процесс
или процесс обучения, по сути, - это совместно-разделенная деятельность
(взаимодействие) и общение учителя и ученика. Ее результатом является
преобразования в знаниях, умениях и навыках ученика, а также и учителя.
Учебно-педагогическая деятельность.
Предметом всестороннего анализа этого пособия является общение в учебно-
педагогической деятельности. Однако, как было описано выше, существует тесная
взаимосвязь между общением и деятельностью, в рамках которой это общение
осуществляется.
Учебно-педагогическое взаимодействие - это взаимосвязанный процесс обмена
различного рода воздействиями между его участниками (учеником и учителем).
Оно направлено на изучение (познание) учеником объектов материальной и
духовной культуры. Учебно-педагогическое взаимодействия является совместной
деятельностью ученика и учителя. Со стороны ученика - это деятельность учения,
а со стороны учителя - это деятельность обучения. Как и любую другую
совместную деятельность учебно-педагогическое взаимодействие характеризуют
следующие признаки:
1. Наличие единой цели как осознаваемого и планируемого результата.
2. Четкое распределение функциональных обязанностей между учителем и
учеником в учебно-педагогической деятельности.
3. Возникновение общения.
Первым признаком совместной учебно-педагогической деятельности является
наличие единой цели или целевое единство. Целью учебно-педагогического
взаимодействия с одной стороны является приобретение знаний, умений и навыков,
соответствующих образовательным стандартам, как количественным показателям по
учебным предметам (1). Такая цель отвечает на вопрос «что?». В педагогической
психологии распространено понятие «знание как цель обучения». С другой стороны
целью учебно-педагогического взаимодействия является формирование и развитие
познавательной деятельности ученика (2), направленной на самостоятельное
приобретение знаний, умений и навыков в различных областях. Достижение такой цели в
учебно-педагогической деятельности предполагает формирование «знаний-средств»,
способов действий, которые отвечают на вопрос «как?». По утверждению В.В. Давыдова
в процессе учебной деятельности человек воспроизводит не только знания и умения, но и
саму способность учиться [В.В. Давыдов,1986].
Таким образом, выделяют две цели учебно-педагогического взаимодействия:
1. Присвоение определенного количества знаний, умений и навыков по предметам,
соответствующим образовательным стандартам.
2. Присвоение способов приобретения знаний, умений и навыков, которые в
результате формируют способность самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность. Другими словами, вторая цель
образовательного процесса - научить ребенка самостоятельно учиться.
В основе личностно-ориентированной учебно-педагогической деятельности
лежит вторая цель, в сочетании с усвоением учениками достаточного количества
знаний, необходимых в современных культурных условиях. Таким образом,
главным результатом учебной деятельности в собственном смысле слова является
формирование теоретического сознания и мышления ученика, как способов
внутренней деятельности со знаниями. Именно от сформированности
теоретического мышления зависит характер всех приобретаемых в ходе
дальнейшей, самостоятельной познавательной деятельности знаний [В.В. Давыдов,
1986].
Распределение функциональных обязанностей между учителем и учеником - это
второй признак учебно-педагогической деятельности. В любой деятельности, как
индивидуальной, так и совместно - разделенной выделяют функции планирования
и организации, исполнения и контроля. Существует специфика учебно-
педагогической деятельности, отличающая ее от других видов совместно -
разделенной деятельности, которая определяется ее целями. В отличии, например,
от трудовой деятельности, где функциональные обязанности относительно
постоянны, в учебно-педагогической деятельности происходит процесс
постоянного перераспределения функциональных обязанностей между учеником
и учителем. Так, функции учителя (планирование, исполнение, контроль)
интериоризируются (присваиваются), превращаясь во внутренние действия
самого ученика. Теория такого перехода (интероиризации) наиболее полно
разработана в учении П.Я. Гальперина и его последователей об управляемом
формировании «умственных действий, понятий и образцов». Поэтому при
распределении функциональных обязанностей между учителем и учеником
должен соблюдаться принцип соответствия функциональных обязанностей
ученика уровню развития его учебной деятельности, знаний, умений и навыков.
К сожалению, это часто не учитывается при организации учебно-педагогической
деятельности.
Третий признак учебно-педагогической деятельности, как совместной
деятельности ученика и учителя, общение является предметом нашего последующего
анализа.
Общение в учебно-педагогической деятельности.
Общая характеристика общения.
Остановимся вначале на общем определении общения. Общение определяется как
процесс последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий,
поведенческих актов (как вербальных, так и невербальных, физических). В этом процессе
происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие,
взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий и антипатий,
характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие,
разрешение противоречий, осуществление и регулирование совместной деятельности
[В.Н. Дружинин (ред.), 1999].
Цели общения.
Общение, по сути, является процессом взаимовлияния партнеров в результате,
которого происходят некие изменения в психике и деятельности партнеров по общению
(см. определение). Психологическое воздействие (влияние) может осуществляться
осознанно или не осознаваться и его результатом (или целью при осознаваемом влиянии
на партнера) является:
- Познание. С этой стороны общение как познание направлено на создание или
уточнение (изменение): а) образа другого человека, его мотивов, убеждений и
т.д.; б) своего образа (Я-образа); в) образа окружающего мира (в учебной
деятельности - образа учебного предмета). Общение выступает как средство
познания.
В данном случае общение представляет собой обоюдный процесс
взаимодействия учителя и ученика, направленный передачу-принятие
информации о себе и предметах. В результате такого процесса происходит
восприятие, понимание, оценка друг друга и предмета, по поводу которого
происходит общение. Образ партнера необходим для построения стратегии
взаимодействия с этим человеком. Например, адекватный образ ученика (уровень
его знаний, умений, личные особенности, мотивы, цели и т.д.), позволяет учителю
более эффективно организовать с ним взаимодействие вообще и педагогическое
взаимодействие (по поводу предмета учебной деятельности), влияя тем самым на
его процесс познания предмета.
- Организация совместной деятельности. С этой стороны в процессе
общения происходит: а) планирование; б) исполнение; в) оценка и контроль
совместной деятельности.
Отсюда организация деятельности познания учебных предметов учеником
(учебно-педагогической деятельности) происходит в процессе общения учителя и
ученика. Общение выступает как средство организации совместной деятельности.
Специфика учебно-педагогической деятельности заключается в том, что конечной
целью ее и является познание. Это приводит к тому, что общение ученика и
учителя одновременно выступает и как средство познания учебного предмета, и
как средство организации совместной деятельности познания этого предмета.
А.А. Радугин в зависимости от целей выделяет восемь функций общения .
Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к
приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи в форме постоянной
взаимоориентированности.
Информационная – обмен сообщениями, т.е. прием-передача сведений в ответ
на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.
Побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направление
его на выполнение тех или иных действий.
Координационная – взаимное ориентирование и согласование действий, при
организации совместной деятельности.
Понимание – адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и
понимания партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний).
Амотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний
(обмен эмоций), а также изменение с его помощью собственных переживаний
и состояний.
Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в
системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей в
группе, в которой предстоит действовать.
Оказания влияния – изменение состояния партнера, его поведения, намерений,
установок, мнений, решений, представлений, потребностей, эмоций, действий,
активности и т.п.
Таким образом, основными профессиональными обязанностями учителя
являются целенаправленная организация педагогического общения соответствующая
целям учебно-педагогической деятельности и компетентное использование средств
общения.
Средства общения.
Традиционно выделяют вербальные и невербальные средства общения. Знание и
умение грамотно, целенаправленно и осознанно использовать средства общения в учебно-
педагогическом процессе приводят к профессиональному успеху учителя.
Речь является вербальной системой передачи-приема информации в учебно-
педагогическом процессе. Грамотное построение сообщения учителем в монологической
и диалогической речи - это необходимое профессиональное качество учителя, так как речь
- это основное и универсальное средство общения в учебно-педагогической деятельности.
Именно с помощью речевого общения реализуются цели учебно-педагогической
деятельности. Недопустимо, если учитель при общении употребляет несогласованные по
смыслу фразы, неполные или контекстные фразы (фразы, которые могут быть поняты
различным образом), сложно композиционные (сложноподчиненные) фразы,
«витиеватые» высказывания и т.д. Желательно, чтобы речь учителя имела более строгую
логику, была грамматически правильной и в ней последовательно излагался смысл
сообщения, что приводило бы к взаимопониманию.
К невербальным средствам общения относится несколько знаковых систем:
оптико-кинетическая, паралингвистическая, экстралингвистическая, пространственно-
временная, контакт глаз. С помощью невербальных средств передается информация о
намерениях, эмоциональных состояниях участников общения, их отношении друг к другу,
к передаваемой информации и к происходящему.
Оптико-кинетическая система включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
Паралингвистическая знаковая система включает тональность голоса, диапазон, качество
голоса. Экстралингвистическая система включает паузы, темп речи, покашливание, смех и
т.д. Владение этой знаковой системой влияет на количество воспринимаемой
информации. Если человек говорит быстро и монотонно, не выделяя паузами смысловых
акцентов, то процент воспринимаемой информации резко снижается, так как кроме
эмоционального отношения при помощи паралингвистической и экстралингвистической
систем делается акцент на наиболее значимых компонентах передаваемой информации.
Осознанное использование средств невербальной коммуникации является
профессиональной обязанностью учителя. Следует руководствоваться принципом
согласованности информации, которая передается с помощью вербальных и невербальных
средств коммуникации. С помощью вербального сообщения передается информация о
предмете общения, а с помощью невербального - отношение человека к этому предмету.
В.Э. Франкл считал, что суть работы учителя заключается не в передаче знаний ученику, а
в передаче собственного эмоционального отношения к этим знаниям .
Отсюда не заинтересованность ученика учебным предметом часто является следствием
безразличия к этому предмету самого учителя.
Содержание.
К содержанию относится информация, которая присутствует в общении учителя и
ученика. Достаточно условно можно выделить два типа информации: констатирующую и
побудительную.
Констатирующая информация используется с целью передачи некоего знания
собеседнику о чем-либо. Воздействие на собеседника в данном случае не является
основной целью сообщения. Констатирующая информация может затрагивать различные
области объективной и субъективной действительности. Это могут быть объективные
знания о предмете, которые передает учитель ученику или знания, которые касаются
субъективного мира человека, его состояний, мнений, убеждений, мотивов, установок.
Например, фразы учителя: «Я плохо себя чувствую сегодня. Ты не выучил урок. Дети, вы
шумно себя ведете. Река имеет два берега», - являются некой констатацией, того, что есть.
А фразы учителя: «Перестаньте шуметь. Я прошу вас помолчать, у меня уже от вас болит
голова. Вам бы следовало уделить внимание своему ребенку. Ты даже не знаешь, что
такое угол и т.д.», - содержат побудительную, оценочную информацию. Выделяют
различные разновидности побудительной информации: указания, просьбы, советы и т.д.
Однако все они употребляются человеком в том случае, если он осознанно или
неосознанно пытается воздействовать на другого человека, стимулировать его к некоему
действию (задание направления некоего действия, запрет на определенные действия,
дезорганизация исполнения действия и т.д.). Причем цели воздействия могут до конца не
осознаваться человеком. Как правило, в процессе общения учителя и ученика
преобладают сообщения с побудительной информацией. Причем такое сообщение
строиться учителем неосознанно и чаще употребляется вместо констатирующего
сообщения. Это приводит к серьезным нарушениям в учебно-педагогической
деятельности и общении.
В процессе общения, как ученик, так и учитель одновременно являются и
субъектом, передающим ту или иную информацию, и субъектом ее принимающим
(распознающим).
Основными показателями передачи информации в сообщении являются точность
(полнота) и осознанность (преднамеренность).
Степень точности передаваемой и воспринятой информации может служить
критерием эффективности процесса общения. Причиной неэффективности общения
между учеником и учителем, в данном случае, является взаимное частичное или полное
непонимание содержания сообщения, основанное:
1) с одной стороны, на неумении точно и в полной мере донести до собеседника некую
информацию, степень ее значимости и т.д.;
2) и с другой стороны, на неумении точно и в полной мере понять тот смысл, который
вкладывает собеседник в свое сообщение.
Степень точности зависит от позиций субъекта общения. Информация может «не
пониматься», если она является скрытой, когда учитель или ученик прямо не выражают
свою точку зрения или позицию по отношению к тому или иному явлению. Например,
фразы учителя: «Вы не такие ученики, какие должны быть…. Сделайте так, как надо, а не
абы как.... Другой класс не такой как ваш…», - являются неопределенными, скрытыми с
точки зрения ее содержания. Эти фразы являются закрытыми и позволяют понимать
содержание сообщения учителя как угодно, с любой точки зрения. Обычно учениками-
подростками они понимаются, как личное оскорбление и порождают нежелание
взаимодействовать с учителем.
Содержание сообщения искажается или теряется, если ученик и учитель, или учитель
и родитель пользуются несовпадающими системами коммуникативных средств
(«тезаурусами»). При организации сообщения и его интерпретации каждый человек
пользуется системой значений, опираясь на которую можно понять или сформулировать
смысл сообщения. В системах значений людей существуют как индивидуальные
(присущие только этому человеку), так и групповые (присущие малым и большим
культурным общностям, к которым принадлежит человек) различия. Несовпадения в
понимании смысла сообщения собеседниками особенно проявляются в оценочных
высказываниях и в ситуациях конфликтного взаимодействия. Например, в разговоре с
родителем учитель говорит: «Вашему ребенку надо уделить внимание математике», - имея
ввиду, что математика является тем предметом, который необходим при поступлении в
вуз. Эта фраза может вызвать агрессивную реакцию родителя, если он в данном случае
будет ориентироваться на другую систему значений, например, на различия в знаниях
своего ребенка и других учеников в классе по математике: «Мой ребенок и так лучше
других знает этот предмет, он лучше вех решил контрольную работу, почему вы не
правильно его оцениваете». Таким образом, умение выработать общую систему значений,
донести тот смысл, который вкладывается в сообщение, является необходимым при
организации общения в учебно-педагогическом процессе.
Еще одним важным показателем эффективного процесса передачи информации,
кроме степени точности, является степень осознания цели сообщения. Сообщение,
организованное на профессиональном уровне предполагает, что перед тем, как учитель
произносит что-либо, он должен ответить себе на вопросы: что, зачем и как. « Что я хочу
сказать своему собеседнику (ученику или родителю)? Зачем мне это надо ему сказать,
какой результат я хочу получить? Как мне лучше «донести» ему смысл сообщения?».
Кроме этого, передаваемая с помощью вербальных и невербальных средств
информация воспринимается, интерпретируется, формируя и изменяя образ себя, другого
(партнера по общению). Поэтому осведомленность учителя о том, каким образом
происходит познание в процессе общения, формирование представления о партнере по
взаимодействию позволяет более адекватно формировать собственное представление об
ученике, его знаниях, умениях, мотивах поведения, намерениях и т.д. С другой стороны,
такая осведомленность позволяет в какой-то степени влиять на представления,
складывающиеся у учеников об самом учителе.
Познание себя и другого в общении.
Автор(ы): Вигель Елена Николаевна
Приложения: