Оформление предметно-пространственной среды
кабинета учителя-логопеда
Севастьянова Ольга Валерьевна
Кабинет учителя-логопеда представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста.
Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями.
Кабинет учителя-логопеда используется для:
- непосредственной образовательной подгрупповой деятельности
- непосредственной индивидуальной деятельности
- консультативной работы с педагогами, родителями.
Оборудование подобрано в соответствии с реализуемыми областями:
«Социально-коммуникативное развитие, «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
В кабинете представлено следующее оснащение:
Ú Компьютерные программы и презентации
Ú 3 фланелеграфа с набором дидактического материала
Ú Дидактические игры и упражнения:
Ú Цветная доска с карманами.
Ú Иллюстративный материал по лексическим темам.
Ú Дидактические игры с использованием природных материалов для развития восприятия и мелкой моторики
Ú Перечень дидактических игр по всем разделам программы
Ú Мебель для практической деятельности (столы и стулья)
Ú Маленькая магнитная доска, набор магнитов.
Ú Шкафы для методической литературы, пособий.
Ú шкафы для пособий и игрушек
Ú Большие контейнеры для дидактического материала, маленькие контейнеры для игрушек и раздаточного материала
Ú Звучащие игрушки
Ú Дидактические пособия по сенсорному воспитанию
Ú Муляжи овощей и фруктов, наборы домашних и диких животных
Ú Развивающие игры
Перечень оборудования материалов,
составляющих предметно-развивающую среду кабинета учителя-логопеда:
Ú Авторские игры и материалы: блоки Дьенеша; игры Б. Никитина: «Дроби», «Сложи квадрат»; мировые головоломки: «Волшебный квадрат», «Волшебный круг», «Танграм»; модель «Часть и целое»; палочки Кюизенера. Альбомы для игр с логическими блоками и палочками Кюизенера: «На золотом крыльце…», «Давайте вместе поиграем» (сост. Б. Финкельштейн, Н. Лелявина); «Игры с цветными счетными палочками» (сост. Э. Хвостова); «Праздник в стране блоков»
(Б. Финкельштейн)
Ú Азбука букв и слогов, печатные буквы, кубики с буквами и цифрами
Ú Бросовый и природный материал (шишки, желуди, фасоль, камни)
Ú Вазочки, цветы, веточки, пластмассовые деревья, елочки для моделирования пространственно-количественных отношений на плоскости (по типу опытов Ж. Пиаже)
Ú Внутренние и внешние трафареты с изображением различных предметов по разным лексическим темам
Ú Геометрические фигуры (разной величины)
Ú Головоломки ( «Монгольская игра», « «Танграм» )
Ú Дидактические игры: «Бабочки и цветы», «Буквы-цифры», «Времена года», «Где чей домик?», «Деревенский дворик», «Математический планшет», «Мой дом», «Назови одним словом», «Найди различия», «На что похожа эта фигура?», «Один - много», «Подбери узор», «Расскажи сказку», «Репка», «Семья», «Скажи правильно», «Составь картинку» (разрезные картинки по содержанию сказок, с изображением различных предметов и ситуаций), «Цвет и форма», «Чудесный мешочек»
Ú Дидактические игрушки: бусы со шнурками для нанизывания, кубики, мозаика, пирамидки, матрешки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты
Ú Дидактические игрушки для развития зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
Ú коробочки (ёмкости) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус
Ú предметные и сюжетные разрезные картинки; сборно-разборные игрушки; деревянные игрушки для шнуровки со шнурками различных цветов и пластиковые пластинки (различной формы) с отверстиями для шнуровки и др.
Ú Дидактические ящики с фигурами вкладышами по типу «Коробки форм» или «Почтовый ящик» различной степени сложности
Ú Домики, деревья, елки и другие игрушки деревянные, картонные
или пластмассовые
Ú Игрушки, изображающие сказочных героев
Ú Иллюстративный материал (картины, фотографии), отражающий
бытовой, социальный, игровой опыт жизнедеятельности детей, по произведениям художественной литературы, сюжетам мультфильмов,
отражающих временные представления и др. Картинки с изображением времен года, картинки с изображением
частей суток.
Ú Картинки с изображением знакомых детям объектов с доступными их пониманию названиями: магазин, детская площадка, детский сад, улица, поликлиника, строительная площадка, магазин, школа, улица, поликлиника и т. п.
Ú Карточки с изображением различного количества предметов
Ú Комплекты из картона для создания сюжетных картин- композиций (животные, люди, деревья, грибы, цветы, дома, машины, солнце, тучи и т. п.)
Ú Корзины и контейнеры разной величины и цвета
Ú Кубики, мозаика, пирамидки, матрешки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты
Ú Мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, строения для обыгрывания построек.
Ú Счетный материал (грибы, елки, различные овощи, фрукты, кубики, шарики, образные игрушки: зайцы, ежи, белки, птицы и т. п.)
Ú Наборы геометрических фигур различных цветов и форм (объемных и плоскостных)
Ú Наборы картинок для группировки и обобщения по различным лексическим темам: «Животные», «Птицы», «Растения», «Мебель», «Транспортные средства», «Технические средства» и др.
Ú Наборы картинок для иерархической классификации: виды животных, транспортных средств, растений, строительных сооружений, профессий, одежды, спорта, видов искусства и т. п.
Ú Наборы картинок для логических упражнений на сравнение, обобщение, «картинки-нелепицы» и др.
Ú Наборы счётных палочек (деревянных и пластмассовых), одного и разных цветов
Ú Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые)
Ú Наборы счетного и геометрического материала по лексическим темам
Ú Наборы ткани разной фактуры и разного цвета
Ú Наборы цифр от 1 до 10 из дерева, картона, мягкого полимерного материала
Ú Набор букв из разного материала: дерево, пластмасса
Ú Настольно-печатные игры: «Бабочки и цветы», «Большие и маленькие», «Времена года», «Где, чей домик?», «Деревенский дворик», «Добавь слово», «Домино» (различные варианты на соотнесение по форме, цвету, величине и количеству), «Дополни картинку», «Животные и их детеныши», «Зоопарк», «Исправь ошибку», «Логопедическое лото», «Кому что?», «Мой дом», «Найди пару», «Найди различия», «Назови одним словом», «Найди по описанию», «Один — много», «Подбери узор», «Положи в корзину», «Соберем урожай», «Ферма», «Цвет и форма», «Чем отличаются слова?», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек»
Ú Предметные картинки по лексическим темам: «Весна», «Головные уборы», «Грибы», «Деревья», «Дикие животные» (животные наших лесов, Севера и жарких стран), «Домашние животные», «Зима», «Зимующие птицы», «Игрушки», «Инструменты», «Лето», «Мамин праздник», «Мебель», «Насекомые», «Новый год», «Обувь», «Овощи», «Одежда», «Осень», «Перелетные и зимующие птицы», «Посуда» (чайная, столовая, кухонная), «Продукты», «Профессии», «Семья», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, водушный), «Фрукты», «Цветы», «Школьные принадлежности», «Ягоды» и др.
Ú Приспособления для массажа рук: , мячи для массажа кистей рук.
Ú Бусы из различного материала для нанизывания
Ú Рамки-вкладыши (по типу вкладышей М. Монтессори и досок Сегена).
Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию логопеда. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для материалов.
Автор(ы): Севастьянова Ольга Валерьевна
Приложения: