Оформление предметно-пространственной среды
кабинета учителя-логопеда

Севастьянова Ольга Валерьевна

Кабинет учителя-логопеда  представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста.

Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями.

Кабинет учителя-логопеда используется для:

- непосредственной образовательной подгрупповой деятельности

 - непосредственной индивидуальной деятельности

 - консультативной работы с педагогами, родителями.

Оборудование подобрано в соответствии с реализуемыми областями:

«Социально-коммуникативное развитие,  «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие».                       

В кабинете представлено следующее оснащение:

Ú  Компьютерные программы и презентации

Ú  3 фланелеграфа с набором дидактического материала

Ú  Дидактические игры и упражнения:

Ú  Цветная доска с карманами.

Ú  Иллюстративный материал по лексическим темам.

Ú  Дидактические игры с использованием природных материалов для развития восприятия и мелкой моторики

Ú  Перечень дидактических игр по всем  разделам программы

Ú  Мебель для практической деятельности (столы и стулья)

Ú  Маленькая магнитная доска, набор магнитов.

Ú  Шкафы для методической литературы, пособий.

Ú  шкафы для пособий  и игрушек

Ú  Большие контейнеры для дидактического материала, маленькие контейнеры для игрушек и раздаточного материала

Ú  Звучащие игрушки

Ú  Дидактические пособия по сенсорному воспитанию

Ú  Муляжи овощей и фруктов, наборы домашних и диких животных

Ú  Развивающие игры

 

 

 

 

Перечень оборудования  материалов,

составляющих предметно-развивающую среду кабинета учителя-логопеда:

     

Ú    Авторские  игры  и  материалы:  блоки Дьенеша; игры Б. Никитина: «Дроби», «Сложи квадрат»; мировые  головоломки:  «Волшебный  квадрат»,  «Волшебный  круг»,  «Танграм»;  модель  «Часть и целое»; палочки Кюизенера. Альбомы для игр с логическими блоками и палочками Кюизенера:  «На  золотом  крыльце…»,  «Давайте  вместе  поиграем»  (сост.  Б.  Финкельштейн, Н. Лелявина); «Игры с цветными счетными палочками» (сост.  Э.  Хвостова);   «Праздник  в  стране  блоков» 

(Б.  Финкельштейн) 

Ú  Азбука букв и слогов, печатные буквы, кубики с буквами и цифрами

Ú   Бросовый и природный материал (шишки, желуди, фасоль, камни)

Ú  Вазочки,  цветы,  веточки,  пластмассовые  деревья,  елочки для  моделирования  пространственно-количественных отношений на плоскости (по типу  опытов Ж. Пиаже)

Ú  Внутренние  и  внешние  трафареты  с  изображением  различных  предметов по разным лексическим темам

Ú  Геометрические фигуры (разной величины)

Ú  Головоломки  ( «Монгольская игра», « «Танграм» )

Ú  Дидактические  игры:  «Бабочки и цветы»,  «Буквы-цифры», «Времена года», «Где чей домик?», «Деревенский дворик»,    «Математический     планшет»,  «Мой дом», «Назови  одним  словом»,  «Найди  различия», «На  что похожа  эта фигура?», «Один -  много»,  «Подбери узор», «Расскажи  сказку»,  «Репка»,   «Семья»,  «Скажи  правильно»,  «Составь картинку» (разрезные картинки по содержанию сказок, с изображением различных предметов и ситуаций), «Цвет и форма»,  «Чудесный  мешочек»

Ú  Дидактические игрушки: бусы со шнурками для нанизывания, кубики,  мозаика,  пирамидки,  матрешки,  настольный  конструктор,  внутренние  и  внешние  трафареты

Ú   Дидактические          игрушки        для       развития       зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Ú   коробочки  (ёмкости) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус

Ú   предметные  и  сюжетные  разрезные  картинки;  сборно-разборные игрушки; деревянные игрушки для шнуровки  со шнурками различных цветов и пластиковые пластинки (различной формы) с отверстиями для шнуровки и др.

Ú    Дидактические ящики с фигурами вкладышами по типу «Коробки  форм» или «Почтовый ящик» различной степени сложности

Ú    Домики, деревья, елки и другие игрушки деревянные, картонные 

или пластмассовые

Ú    Игрушки, изображающие сказочных героев  

Ú   Иллюстративный материал (картины, фотографии), отражающий 

бытовой, социальный, игровой опыт жизнедеятельности детей,  по  произведениям  художественной  литературы,  сюжетам  мультфильмов, 

отражающих временные представления и др. Картинки с изображением времен года, картинки с изображением 

частей суток.

Ú       Картинки с изображением знакомых детям объектов с доступными  их  пониманию  названиями:  магазин,  детская  площадка,  детский  сад,  улица, поликлиника, строительная площадка, магазин, школа, улица, поликлиника и т. п.    

Ú  Карточки с  изображением различного  количества предметов

Ú   Комплекты       из   картона     для   создания     сюжетных       картин- композиций  (животные,  люди,  деревья,  грибы,  цветы,  дома,  машины, солнце, тучи и т. п.)

Ú   Корзины и контейнеры разной величины и цвета

Ú     Кубики,  мозаика,  пирамидки,  матрешки,  настольный  конструктор,  внутренние  и  внешние  трафареты

Ú  Мелкие резиновые,  бумажные,  пластмассовые игрушки,   изображающие   людей,   животных,   насекомых,   растения,   птиц,  транспорт, строения  для обыгрывания построек.

Ú   Счетный материал  (грибы, елки, различные овощи, фрукты, кубики, шарики, образные игрушки: зайцы, ежи,  белки, птицы и т. п.)

Ú  Наборы геометрических фигур различных цветов и форм (объемных и плоскостных)

Ú  Наборы  картинок  для  группировки  и  обобщения  по  различным  лексическим      темам:    «Животные»,      «Птицы»,      «Растения»,    «Мебель»,  «Транспортные средства», «Технические средства» и др.

Ú   Наборы  картинок  для  иерархической  классификации:  виды  животных, транспортных средств, растений, строительных сооружений, профессий, одежды, спорта, видов искусства и т. п.

Ú   Наборы   картинок   для   логических   упражнений   на   сравнение,  обобщение, «картинки-нелепицы» и др.

Ú   Наборы  счётных палочек (деревянных и пластмассовых), одного и разных цветов

Ú   Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые)

Ú   Наборы  счетного  и  геометрического  материала по лексическим темам

Ú   Наборы ткани разной фактуры и разного цвета

Ú  Наборы цифр от 1 до 10 из дерева, картона, мягкого полимерного  материала

Ú  Набор букв из разного материала: дерево, пластмасса

Ú  Настольно-печатные  игры:  «Бабочки  и  цветы»,  «Большие  и  маленькие»,  «Времена  года»,  «Где,  чей  домик?», «Деревенский дворик», «Добавь слово», «Домино» (различные  варианты на соотнесение по форме, цвету, величине и количеству), «Дополни картинку», «Животные и их детеныши», «Зоопарк», «Исправь ошибку»,  «Логопедическое  лото»,  «Кому  что?»,  «Мой  дом»,  «Найди  пару»,  «Найди  различия»,  «Назови  одним  словом», «Найди по описанию», «Один — много», «Подбери  узор», «Положи  в  корзину»,  «Соберем  урожай»,   «Ферма»,  «Цвет и форма», «Чем отличаются слова?», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек»

Ú   Предметные картинки по лексическим темам: «Весна», «Головные  уборы», «Грибы», «Деревья», «Дикие животные» (животные наших лесов,  Севера и жарких стран), «Домашние животные», «Зима», «Зимующие птицы», «Игрушки», «Инструменты», «Лето», «Мамин праздник», «Мебель»,  «Насекомые», «Новый год», «Обувь», «Овощи», «Одежда», «Осень», «Перелетные и зимующие птицы»,  «Посуда»  (чайная,  столовая,  кухонная),  «Продукты»,  «Профессии», «Семья», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, водушный),  «Фрукты»,  «Цветы»,  «Школьные  принадлежности»,  «Ягоды»  и  др.

Ú   Приспособления  для  массажа  рук:  ,  мячи для массажа кистей рук.

Ú  Бусы из различного материала для нанизывания

Ú  Рамки-вкладыши (по типу вкладышей М. Монтессори и досок Сегена).

 

Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию логопеда. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для материалов.


Автор(ы): Севастьянова Ольга Валерьевна
Приложения: