Использование мнемотехники при работе с рифмованной речью

                                                                   Ляховкина Ираида Николаевна,
                                                                учитель-логопед ГБДОУ  д/с №12 компенсирующего вида
Петроградскийого района Санкт-Петербурга

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам,
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите
двадцать слов с картинками, и он их усвоит на лету
К.Д. Ушинский

   Неотъемлемой частью основных требований ФГОС, являются универсальные учебные действия (УУД).

В нашем детском саду в коррекционной работе с детьми используются инновационные технологии. Одним из приёмов этой технологии является мнемотехника.

 Логопедам  известны трудности, которые возникают при  обучении детей с речевыми нарушениями, при заучивании простейшего двустишия – четверостишия. Врождённое чувство ритма, характерное нормально развивающимся дошкольникам и позволяющее запоминать довольно длинные стихотворения, страдает у детей с ОНР. 

Работа с детьми, имеющими недостаточность вербальной памяти, по заучиванию стихотворений требует от педагога дополнительных усилий.  Поэтому понятно, что дошкольники данной группы нуждаются при заучивании стихотворений в дополнительных техниках, посредством которых можно хотя бы частично снять возникающие трудности, найти средства вспомогательного характера, позволяющие закрепить у детей способность к запоминанию сначала простейших коротких стишков, а затем более длинных стихотворений.

     В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. Использование красочных опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает учебное занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевыми нарушениями. Всем известно, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный случайный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у дошкольника после прослушивания текста, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

 Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

 Цель обучения с её использованием - развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем - моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана- схемы делает стихи, скороговорки, рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.

   Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуется  для детей младшего и среднего возраста давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: солнышко - желтое, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников -   чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

   Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

•       Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;

•       Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;

•       Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

•       Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки, заучивание стихов;

   Мнемотаблицы   в последнее время широко  представлены в различных методических рекомендациях  разных авторов (Т.Б. Полянская, Воробьева В.К., Ткаченко Т.А., Глухов В.П., Большева Т.В. Олейник Н.А.).

      Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по развитию речи детей приёмы мнемотехники.

Заучивание стихотворения иногда нашим деткам даётся с небольшими трудностями.  Чтобы как-то облегчить это, мы заучиваем их с помощью картинок.

   Использование рисунков, картинок, моделей помогает детям быстро и без особого труда запоминать текст стихотворения. А чем больше наши ребята запомнят стихов, тем богаче будет их словарный запас.

   Вначале я эпизодически использовала мнемотаблицы  в своей работе, позже стало понятно, что недостаточно давать готовые схемы и модели, необходимо детей сначала научить  составлять их, а потом самостоятельно  пользоваться ими в разных ситуациях.

     Используя технологию мнемотехники, я старалась научить детей  запоминать любой предложенный материал, не тратя время на механическое заучивание. Занятия построены интересно, увлекательно. Дети сами ведут себя от одной его части к другой.

 Так постепенно  была выстроена система последовательного обучения детей, использованию опорных схем  и моделей при работе с различными художественными произведениями (стихи, сказки, рассказы, скороговорки).

 Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов:

•       Выразительное чтение.

•       Объяснение новых, непонятных слов.

•       Вопросы по тексту.

•       Чтение с одновременным выполнением рисунка, договариваясь с детьми о значении каждого знака.

•       Прочтение стихотворения по рисункам.

Психологи считают, что для заучивания стихотворения необходимо 
8–10 повторений и больше. С использованием рисунков стихотворение заучивается быстрее.

Необходимо помнить, что занятия должны выстраиваться в последовательности: от простого к более сложному.

Шаг первый. Сначала к выбранному стихотворению я подбираю опорные картинки яркие и узнаваемые (желательно на каждую строчку). При чтении стихотворения  выставляю их на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.   Затем, применяю мнемодорожки. Мнемодорожка - это таблица из четырёх клеток. Она несёт обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.

Шаг второй. На следующем этапе  подбираю стихотворение, кодирую его при помощи символов, прочитываю и по ходу чтения изображаю текст. Затем текст проговариваем вместе с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. После занятия мнемотаблица остаётся на видном месте в течение дня, чтобы дети могли по желанию рассказать текст друг другу.

   Шаг третий. «Коллективное дело»,  совместно обговариваем все детали и сообща делаем зарисовки схем ( дети по очереди зарисовывают все элементы схемы - модели данного фрагмента).

  Шаг четвёртый. «Диктовка» т.е. детям предлагаю зарисовать отдельные фрагменты (выделяются наиболее значимые объекты и действующие лица) На этом этапе большую часть работы уже выполняют дети, я беру на себя наиболее трудные моменты.

 Шаг пятый. Зарисовка определенных эпизодов  стихотворения (серия рисунков-схем). На этом этапе дети работают самостоятельно. Читаю стихотворение, делая небольшие паузы между фрагментами, давая возможность детям зарисовать схему. Напоминаю детям, чтобы рисунки были строго схематичны, рисовались быстро и были понятными самому ребенку.  Детям предоставляю широкое поле для фантазии и творчества.

     Шаг шестой. «Вспомогательное планирование» При подготовке к занятию произведение разбиваю на несколько частей. Мнемотаблицу делю на шесть или восемь частей (с учётом возраста детей и уровнем их развития). Детям предлагаю заполнить части листа параллельно с чтением по частям, между которыми делаются небольшие паузы.   Уместна работа группами. До чтения обязательно обговариваем условные обозначения.

  Шаг седьмой. На более позднем этапе дети самостоятельно придумывают рисунки-символы к стихотворению вместе с педагогом.

Так постепенно играя с картинками, дети увлеклись и поняли, что по картинкам рассказывать — это интересно, занятно и совсем не сложно. Ведь заучивать ничего не надо, нужно только играючи  «читать картинки».  Дети играют, а мы видим в результате осмысленное запоминание.   

 Использование опорных схем приводит к тому, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. (Показ мнемотаблиц)

Для обучения детей составлению  мнемотаблиц в своей работе применяю компьютерную программу «Учимся говорить». Использование материалов программы облегчает восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведения текста. Применение компьютерной программы концентрирует внимание, превращает занятие в игру.                                                                                                                             Как показывает практика, использование приёмов мнемотехники позволяет ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Например, мнемотаблица с целью автоматизации звуков Р, РЬ,Л,Ль:                                                                                                                       Пирог

 Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

П. Воронько.

Автоматизация звука [Ш] в скороговорке:

Ушки на макушке у кошки и мышки,                                                                       Но  у кошки ушки больше, чем у мышки.

Для заучивания стихотворения и обучения выразительному чтению я предлагаю лучшие произведения классиков художественной литературы:     А. С. Пушкина, С. А. Есенина, С. Я. Маршака, А. Н. Плещеева, И. З. Сурикова,     Ф. И. Тютчева    и др. 

Заученные стихотворения дети читают  на занятиях целиком, по частям, в лицах, включают в игру «Кто читает?», читают на утренниках, а также на устраиваемых вечерах поэзии, принимают участие в конкурсах чтецов.

В конкурсе чтецов  «Мамин день» в 2012 году принимали участие  все желающие. Многие сумели передать смысл стихотворений о  МАМЕ эмоционально и выразительно. Жюри конкурса по достоинству оценило работу всех ребят, они получили грамоты и дипломы. Победители были представлены на районный конкурс «Душой к природе прикоснись...».

 Для родителей проводила индивидуальные консультации: «О важности выразительного чтения при заучивании стихов, как средство развития памяти, внимания, выразительности речи, автоматизация скорректированных звуков»; «О способах заучивания стихов и  составлению мнемосхем».  100% родителей были заинтересованы темой, их увлек прием мнемотехники и использование схем, они стали успешно применять их при выполнение заданий со своими детьми.

Представляла наглядную пошаговую информация (инструкция) по теме «Вместе учим стихи наизусть». Выставляла информационные ширмы-передвижки «Я рисую стихотворение». Создали картотеку для родителей «Стихи для заучивания и чтения». Родители вместе с детьми  создавали книжки-самоделки, рисовали и раскрашивали рисунки к стихотворениям.

 В детском саду организовывали выставки рисунков, выполненных совместно родителями и детьми по стихам.

 Приглашали родителей на конкурсы чтецов, детские праздники, литературные вечера.

Организовывали круглый стол по обмену  своим опытом.

         Пошаговая информация (инструкция) по теме «Вместе учим стихи наизусть».

                             Советы родителям по заучиванию стихов:

•      Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

•      Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

•      Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

•      Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

•      Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

•      Схематичная кодировка стихотворения .  Зарисовка определенных эпизодов  стихотворения (серия рисунков-схем)

•      Игровые приемы, которые помогут вам при этом:

-Заучивание стихотворения в лицах, драматизации. Этот прием помогает лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации и большей выразительности речи.
-Рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно …)

 

Результативность.

Практика показала, что на начало учебного года из 13 детей с ОНР, ни один ребенок не смог полноценно воспроизвести стихотворный текст,  к концу подготовительной группы, большинство детей при зарисовке условной схемы, улучшили свои результаты.

Использование данной технологии, при таком способе работы, дает на протяжении последних четырех лет устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников.

По результатам логопедического мониторинга группы детей, была отмечена положительная динамика в овладении связной речью. Сравнительный анализ (на начало 1% и на конец 82% учебного года) показал, что использование приёмов мнемотехники  заметно облегчает детям с выраженным речевым недоразвитием, овладение данным видом связной  речи,  значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие стихи, скороговорки, рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Разучивание стало для детей веселым, эмоциональным, и при этом содержание текста стало видимым, представляемым.

Мнемотехника прочно вошла в жизнь наших детей. Дети с удовольствием пользуются схемами, самостоятельно могут их составить.                     Использование данной технологии в обучении детей-логопатов – это попытка решить проблему психофизиологической и интеллектуальной готовности ребёнка к жизни в школе.                                                                                      Научить детей говорить правильно - наша общая задача.
 

                                                 Список литературы:

Алексеевская Н. Карандашик озорной. — Москва: Лист, 1998.

Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью менмотехники. – СП.б: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2001.

Олейник Н. А. Технология “Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим недоразвитием речи посредством мнемотехники”, Новосибирск, 2008 Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – СПб: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009. – 64 с.

Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор(ы): Ляховкина Ираида Николаевна
Приложения: