Конспект непосредственной образовательной деятельности

Малая академия наук

 

                                                  Юрина Елена Владимировна,
воспитатель МБДОУ №8 «Василек»,
 г. Симферополя

Направление деятельности: познавательное-исследовательская

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Возрастная группа: подготовительная.         

Цель: создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.

Задачи: Образовательные: формировать представление о науке, ученых,опытах и экспериментах;

- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

- дать понятие кто такой «ученый», наука Орнитология, орнитолог;

Развивающие:развивать познавательно-исследовательские способности и познавательную активность воспитанников; - формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

Воспитательные: - воспитание интереса детей к экспериментальной

деятельности; - создание эмоционально-положительного настроя детей.

Словарь: эксперимент, лаборатория, ученый, наука. Экология, эколог,

орнитология, орнитолог.

Оборудование: мультимедийный экран, презентация, халаты на количество детей, маски медицинские, перчатки резиновые. Оборудование для экспериментов (пробирки, микроскоп, перья, колбы с водой, емкости с грунтом и др.)

ХОД НОД

1. Организационный момент. Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю в «Малую академию наук». Как вы думаете, а что же это за организация? (Ответы детей).

Воспитатель. Академия наук - это организация, где ученые занимаются наукой. А что же такое наука? Зачем она нам нужна? (Ответы детей).

Воспитатель. Наука - это система знаний о природе, обществе и человеке. Благодаря науке, человек учится лучше понимать окружающий мир. Именно с помощью науки, ученые объясняют нам сложные, иногда загадочные явления природы.

Воспитатель. Отгадайте загадку. Кто же занимается наукой?

                         Весь наукой увлеченный ставит опыты... Кто? (Ученый).

Воспитатель. А вы знаете где работают, и чем заняты ученые? (Ответы детей).

Сл.1.(Фото ученых, место работы ученых). Воспитатель. Правильно, ученые занимаются наукой. Ученый - очень важная профессия, без нее люди не умели бы лечить, не знали бы, что такое космос и планеты, даже не знали бы, как называются растения. Ученые много читают и могут многое объяснить. Благодаря ученым создаются энциклопедии (показывает выставку энциклопедий) в них можно найти много интересных фактов о природе и явлениях.

Воспитатель. Ну что прикоснемся к миру науки. Отправляемся? А вы знаете что ученые должны быть ловкими и меткими. Сейчас проверим готовы ли вы.

Педагогическая находка. Игра «Бильбоке». Детям раздаются игрушки.

Воспитатель говорит задание. Дети выполняют.

Воспитатель. Кто больше всех раз подряд поймает шарик, за минуту? Кто поймает шарик с закрытыми глазами. Молодцы, вы все готовы стать учеными. Отправляемся? (Перемещаются в лабораторию. Где островками выставлены 4 стола).

Воспитатель. Мы с вами попали в лабораторию - это место работы ученых, где проводят опыты, исследования и эксперименты. Каждый из вас может сегодня побыть ученым. А я буду старшим ученым Профессором (одевает магистерскую шапку с кисточкой) И приглашаю вас в лабораторию «Академии наук», но знайте, что в лабораторию нельзя входить в обычной одежде или без защиты, потому, что эксперимент может не состоятся из-за бактерий, которые человек может занести с собой с улицы. Поэтому я вам предлагаю защитные атрибуты для экспериментов. Это маски и перчатки. (Воспитатель предлагает детям надет медицинские маски и перчатки.Проходят к первому столу).

Воспитатель. Вы обратили внимание, что в нашей лаборатории расположены несколько столов. Это рабочие места разных ученых. За каждым из столов проводятся разные эксперименты. И они могут относится к разным наукам. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. также при проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности. Давайте прежде, чем приступить ознакомимся с правилами безопасности работы в лаборатории. Сл.2 - правила безопасности в лаборатории.

 

 

2.Практическая часть. Воспитатель. Не будем терять время, начнем! Ученые - работающие за этим столом, экологи - это ученые, которые оберегают все, что растет и всех, кто живет в природе от исчезновения, помогают животным и растениям, учат людей, как нужно спасать природу. Они изучают науку экологию. Сл.3. (С описанием экологической катастрофы - загрязнения воды).

Воспитатель. Дети, как вы думаете, а можно ли пить грязную воду? Почему? А кто еще зависит от воды? (Ответы детей). Сегодня я предлагаю вам самим попробовать очистить воду.

Опыт №1 Для того чтобы очистить воду нам потребуется емкость, в которую будет стекать очищенная вода, воронка, вата, измельченный активированный уголь, завернутый в марлю, мелкие камешки и емкость с грязной водой. (Дети выполняют эксперимент вместе с воспитателем). Описание эксперимента: взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта с активированным углём, затем небольшие камешки. Камешки не пропустят крупные частицы грязи. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.

Воспитатель. Дети, какой стала вода? (Ответы детей) Правильно, вода стала чистой. Сл. 4. (с описанием экологической катастрофы загрязнение почвы мусором).

Воспитатель. Перед вами расположены три контейнера с почвой (№1 с чистым, рыхлым и сухим грунтом: №2 с грунтом в котором попадаются камни, палочки - природный мусор: №3 с грунт в котором попадаются стекла, бумага - бытовой мусор). Давайте рассмотрим их.

Опыт №2. (Воспитатель делит детей на три группы, перед каждой группой стоит контейнер с грунтом, предлагает взрыхлить почву в первом контейнерах и описать какая она?) Ответы детей первой группы. В контейнере №1 Почва суха, рыхлая, мягкая и чистая. Так как почва рыхлая в ней присутствует воздух и эта земля будет прекрасно впитывать воду. В такой почве прекрасно будет себя чувствовать растение и насекомые проживающие в верхних слоях почвы (например муравей).

 

 

 

 

 

Ответы детей второй группы. В контейнере №1 Почва суха, рыхлая, но в ней встречается мусор, это палочки и листья.

Воспитатель. Это природный мусор. Как вы думаете страшен ли этот мусор для растений и насекомых? (Ответы детей).

Воспитатель. Это мусор, который со временем разлагается, листья при разложении дают удобрение для растений. В такой почве тоже могут расти растения и жить насекомые. Ответы третей группы. В контейнере №3 Почва суха, рыхлая, но в ней встречаются стекла и бумага, куски полиэтиленовых пакетов.

Воспитатель. Это бытовой мусор. Откуда берется бытовой мусор? (Ответы детей) Могут ли в такой почве расти растения, жить насекомые? (Ответы детей).

Воспитатель. Мы с вами знаем, что грунт является отличным проводником воды. Когда идет дождь, вода проходя через такой грунт загрязняется отравленными вредными веществами, впитывается в почву, корни растущих растений питаются и погибают. Как мы можем не допустить попадания бытового мусора в почву?

Воспитатель. Каждый ученый покидая лабораторию, наводит порядок на своем рабочем месте. Давайте поставим все на места. И предлагаю немного размяться и отдохнуть.

Физминутка: Вверх рука и вниз рука, потянули их слегка.

Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками: вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем! Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой)

Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево)

Воспитатель. Отдохнули? Давайте же вернемся в нашу лабораторию. Пройдите ко второму столу. (На столе расположены снимки, картинки птиц, строение пера. В одной из коробочек лежат перья (маховые. пуховые). Из приборов: лупа, контейнер с водой, пробирка с подсолнечным маслом).

Воспитатель. Как вы думаете, что изучают ученые в этой лаборатории? (Ответы детей). Сл.5 - работа орнитологов (окольцовывание птиц)

 

Воспитатель. А знаете ли вы как называется наука, которая изучает птиц? Это наука называется Орнитология - она занимается изучением птиц. А ученых занимающихся этой наукой называют - орнитологи. Они изучают внешний вид птиц, их повадки, где обитают птицы и даже знают продолжительность жизни птиц. Для того, чтобы получить знания о птицах, ученые много путешествую, наблюдают за жизнью птиц. А иногда даже окольцовывают птиц (надевают на лапку птицы кольцо с номером), для того, чтобы узнать пути их перелета, места где птицы зимуют. Как вы думаете нужно ли изучать жизнь птиц? (Ответы детей) какую пользу приносят нам птицы? (Ответы детей).

Воспитатель. Как вы думаете почему они называются «пернатыми»? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что это потому, что тело птиц покрыто перьями).

Воспитатель. Молодцы ребята из вас получаться хорошие орнитологи. (Воспитатель обращает внимание на экран сл. 6 Строение пера). Это маховое перо птиц, мы видим стержень и прикрепленное к нему опахало.

Опыт №1. Каждый из вас возьмет перо и отпустит перо в свободном падении. Посмотрите, как оно падает, быстро или медленно? (Ответы детей). Как вы думаете, почему оно медленно падает? (Доводы и предположения детей). Вы знаете, что внутри стержня пустота, поэтому перо легкое его подхватывает воздух и оно медленно кружится.

Опыт №2 Возьмите перо в руки, помашите им, что происходит когда птица машет крыльями? (Предположения детей) Перо эластичное пружинит, воздух не расцепляет волоски пера. Давайте рассмотрим перо под микроскопом. Что мы видим? (Описание и ответы детей). (Сл. 7 увеличенное изображение микроскопа). Вы видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые плотно и легко совмещаются между собой, как бы застегивая поверхность пера, таким образом сохраняется цельная поверхность, которая захватывает воздух, что позволяет ей удерживаться в воздухе. А вы знаете, что когда то это увидели очень внимательные и умные люди и изобрели замок-молнию. Посмотрите, ребята вот это замок.

Воспитатель. Посмотрите, у птиц ещё есть пуховое перо (Рассматривают в руках и на экране, сравнивают пуховое перо и маховое перо Сл. 8). (Предположения и

 

описания детей). Пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру. Как вы думаете зачем птицам такие перья? (Ответы детей). Пух- теплый, не продуваемый. Эти перья помогают птицам сохранить тепло.

Воспитатель. Как вы думаете, почему у водоплавающих птиц перья не намокают?(Предположения детей) Потому что у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Давайте проведем эксперимент.

Опыт №3 Почему перья не намокают? Возьмите маховое перо, наберите воду в пипетку, капните на него воду. Что происходит с водой? (скатывается с перьев птиц) вот поэтому перья не намокают. Не зря говорят «Как с гуся вода». Но если птицы попадут в загрязненную воду нефтью или другими жирными отходами, то перья намокают и склеиваются, тогда птица не может взлететь и погибает. А кто у нас следит за чистотой природы? Ответы детей. Экологи и наука экология.

Воспитатель. Правильно. Видите эти науки Экология и орнитология между собой тесно связаны. И экологи и орнитологи работают вместе, чтобы сохранить природу.

3. Подведение итогов.

Воспитатель. Все науки очень важны и каждая по своему интересна. Сегодня наша исследовательская работа закончилась. Я хочу вручить вам дипломы, вы сегодня стали частью научного мира, вы являетесь участниками «Малой академии наук». Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные опыты, и расскажите какая наука вам больше понравилась, какой опыт для вас был более интересным, что нового для вас сегодня прозвучало?

 


Автор(ы): Юрина Елена Владимировна
Приложения: