Основные понятия психологии воспитания

Русаленко Людмила Александровна

«Человек, о котором учит психология, все еще — внешний, а не внутренний человек. Душевная стихия не есть еще мистическая стихия. Внутренний человек — духовен, а не душевен. Мистическая стихия — духовная, она глубже и изначально стихии душевной». — Николай Александрович Бердяев.

«Знание основывается не только на истине, но и на ошибке».

Основные понятия психологии воспитания: формирование, становление, воспитание, социализация. Типы взаимосвязи обучения и воспитания Принципы воспитания. Механизмы воспитания. Возрастные особенности подражания. Психологическая стратегия воспитания личности в современных условиях (по А.Г.Асмолову).

 Психология воспитания изучает закономерности и механизмы формирования личности человека, динамику становления, развития и проявления его свойств.

Выделяют следующие механизмы воспитания:

Мотивационно-потребностный.

Эмоциональный.

Субъектный.

Деятельностный.

Оценочный.

Культурно-исторический.

Социальный.

Воспитание направлено на формирование личностно-смыслового содержания, связанного со становлением жизненных целей, ценностных ориентаций, симпатий и антипатий.

Концепция воспитания, социализации и самовоспитания В.М.Миниярова.

 Воспитание личности ребенка положительным поступком (по К.Оллред).

         Воспитание – изменение потребностно-ценностной сферы личности.

Обучение – изменение норм деятельности.

Развитие – изменение способностей (в узком смысле).

В такой интерпретации воспитание, обучение и развитие выступают средствами образования человека.
Несмотря на различие в подходах к определению воспитания и его взаимосвязи со смежными понятиями, в них зафиксировано как общее, что их объединяет, так и новые тенденции, характерные для современного этапа развития педагогической науки:

Направленность на развитие каждого воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей, а не на заданный образец (ориентация на индивидуальность). Ориентация на взаимодействие с воспитанником, а не на прямое воздействие на него (идея диалога). Активизация внутренних ресурсов самого воспитанника (идея субъектности). Усиление внимания к созданию необходимых условий для этих процессов (идея научно обоснованного психологического обеспечения педагогической деятельности).

   Воспитание – целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни.

 Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от по­нятий «становление», «формирование», «социализация». Социализа­ция — процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, избира­тельно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила пове­дения, которые приняты в данном обществе или социальной группе. Становление — термин, отражающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый цен­ностный выбор. Формирование личности — процесс изменения лич­ности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появ­ления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.

       В перечень основных понятий психологии воспитания необходимо включить компоненты процесса воспитания: цели - противоречия - закономерности - принципы - методы - формы - контроль - оценка результата.  

      Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. 

Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда, для любого общества. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к измене­нию и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к лич­ности человека. 

 Зависимость целей воспитания от состояния и перспектив развития общества. Цели воспитания, отражающие культуру и цивилизованность духовность, нравственность, свобода и ответственность. Специфические цели воспитания, определяемые текущим моментом развития общества: инициативность, предприимчивость, честолюбие, стремление к достижению жизненных успехов, в том числе экономических

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются, в первую очередь, так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним обычно относят понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью понимают приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой будем понимать стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общие цели воспитания — сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Кроме общих, выделяют еще и специальные цели воспитания, которые ученые описывают весьма приблизительно. Это цели воспитания, которые, как правило, становятся другими, когда общество, завершив один этап своего развития, начинает двигаться дальше.

Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса, заключаются в том, чтобы вы­растить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, ко­торые честолюбиво стремятся к достижению успехов.

Противоречия. Внутреннее противоречие между новыми потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия между школой и семьей, словом и делом; внешними влияниями и внутренними стремлениями личности; требованиями взрослых и уровнем подготовленности воспитанников.

Закономерности. Эффективность воспитания зависит: от сложившихся воспитательных отношений; от активности участников в педагогическом взаимодействии; от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности; от сочетания педагогического воздействия и уровня развития вербальных и сенсомоторных процессов воспитанников; от интенсивности и качества взаимоотношений (общения) между воспитанниками.

1.  Характер воспитания на всех исторических этапах определяется
объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества.

2.  Единство целей, содержания и методов воспитания.

3.  Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.

4.  Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.

5.  Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

Только развивая потребностно-мотивационную сферу лично­сти и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (по­ведения), представляется возможным стимулировать ее актив­ность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.

6В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.

7. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.

8. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них.

9. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.

11. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

12. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания. Рассмотренные выше закономерности воспитания выступают как основополагающие требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.

Принципы воспитания:

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, человеке.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип личностного подхода в воспитании.

6. Принцип единства воспитательных воздействий.

■ Первый принцип воспитания, основанный на цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, - это ориентация на ценностные отношения. Педагог постоянно уделяет профессиональное внимание формированию отношений воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни - добру, истине и красоте. Второй принцип воспитания - это принцип субъектности. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия и предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, делать осмысленный выбор жизненных решений. Третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы и правила жизни с уникальной личностью каждого ребенка. Он гласит: принятие ребенка таким, какой он есть, уважение его истории жизни, признание ценности его личности и сохранение уважения к нему вне зависимости от его успехов, развития, положения и способностей. Союз трех принципов воспитания придает ему гармоничные характеристики: философскую, диалогическую и этическую. Они не могут существовать отдельно друг от друга, как и реализация каждого из этих принципов в отрыве от других невозможна. Содержание воспитания раскрывается как "базовая культура личности", которая включает экономическую, политическую, нравственную, экологическую, художественную и физическую культуры, культуру семейных отношений и культуру жизненного самоопределения (готовность быть субъектом собственной жизни).

Методы воспитания. · Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. · Методы организации деятельности и формирования опыта и поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации. · Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание. Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные — от 5 до 40 человек), массовые.

          Контроль и оценка результата. Постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности (показатели уровня сформированности различных качеств личности и коллектива).

Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д.

 В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле слова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения, которые связаны с фор­мированием поступков человека, убеждение, внушение, изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы, а также психотерапию, социально-психологический тренинг и другие виды психологической коррекции.

К институтам воспитания относятся семья; детские сады, школы и другие специальные учреждения; средства массовой информации; литература и искусство.Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания по характеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания пред­полагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.

Косвенные методы воспитания включают в себя различные средства, которые реализуются через другие источники, без прямого личного контакта между воспитателем и воспитанником (например, чтение книг, просмотр фильмов, ссылка на мнение авторитетных людей). По степени осознанности процесса воспитания, его средства можно разделить на осознанные и неосознанные. Осознанные методы воспитания предполагают, что воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитанник знает о ней и принимает ее. Неосознанные методы воспитания характеризуются тем, что воспитанник принимает воспитательное воздействие без сознательного контроля с его стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного влияния на воспитанника. По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, средства воспитания можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными, то есть воспитательные влияния обязательно включают в себя разные стороны личности воспитанника.

К достоинствам прямых средств воспитания относят то, что они:

♦  задействуют такие виды научения, как заражение, подражание и внушение, которые основаны на механизме викарного научения (например, воспитатель демонстрирует нужный образец поведения и обеспечивает полное и правильное его восприятие испы­туемым);

♦      расширяют возможности воспитания;

♦      являются единственно возможными средствами на ранних этапах детского развития (когда ребенок еще не понимает речь).

Недостатками прямых средств воспитания являются персональ­ная и временная ограниченность их применения (воспитатель может передать только то, чем обладает он сам). Кроме того, не всегда вос­питатель может находиться в личном контакте с воспитуемым.

Достоинства косвенных средств воспитания: разносторонность и длительность их воздействия на воспитуемого (книги, средства мас­совой информации, другие системы кодирования и передачи инфор­мации).

Выделяют следующие основные недостатки косвенных средств воспитания:

♦      они лишены живой эмоциональной силы (она есть при прямом
воспитательном воздействии);

♦      возрастные ограничения (они применимы к детям, обладающим
речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказан­ного или прочитанного).

Осознанные средства воспитания являются управляемыми с за­ранее контролируемыми и предвидимыми результатами. К их недо­статкам относят возрастные ограничения (они не применимы к де­тям раннего возраста и даже отчасти к младшим школьникам).

Неосознанные средства воспитания трудно оценить из-за недо­статочной контролируемости сознанием. Они имеют место чаще, чем осознанные средства воспитания. Когнитивные воспитательные влия­ния в современных условиях являются основными, так как большин­ство ученых считают, что знания человека не только определяют его личность, по и его поведение.

Эмоциональные воспитательные влияния призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состоя­ния, которые облегчают или затрудняют принятие им других психо­логических влияний. Установлено, что положительные эмоции от­крывают, а отрицательные закрывают воспитуемого от воспитатель­ного воздействия воспитателя.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направ­лены на поступки человека. В данном случае воспитуемый сначала совершает поступок и только потом осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом про­ецируются на поведение.

Заметим, что воспитательные воздействия будут наиболее эф­фективны, если они проводятся комплексно и затрагивают все сфе­ры личности (т. е. обязательно включают когнитивные, эмоциональ­ные и поведенческие воспитательные воздействия).

В последнее время широкое распространение получили различ­ные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Это, например, социально-психологиче­ский тренинг, основной целью которого является научить человека лучше справляться с его жизненными проблемами, успешно решать деловые и личные проблемы, устанавливать нормальные, бесконф­ликтные и эмоционально благоприятные взаимоотношения с окру­жающими людьми.

Психология- воспитания изучает психологические закономерности формирования человека как личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса. Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, взаимодействии самих воспитуемых, являющихся не только объектами, но и субъектами воспитания. Вскрывая закономерности психической деятельности учащихся в условиях воспитательных воздействий, психологические основы самовоспитания школьников, психология воспитания изучает механизмы этих воздействий на формирование качеств личности.Психология воспитания детей учитывает следующее — лучше всего дети воспринимают наглядные примеры. Абстрактные, оторванные от их жизни понятия для них не имеют практической ценности. Поэтому так важен для них пример родителей, привычки которых и поведение они копируют.

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом (А. С. Макаренко).

 


Автор(ы): Русаленко Людмила Александровна
Приложения: