Адаптация  детей раннего возраста к ДОУ

Петрова Ксения Сергеевна

Раннее детство принято разделять на 2 периода:
- младенческий возраст ( 0 - 1 год )
- ранний возраст ( 1 - 3 года ) 
Именно в период раннего возраста ребенок активно начинает познавать окружающее пространство. И зачастую именно в период раннего возраста ребенок поступает в детский сад, где начинает активно социализироваться, впервые отделившись от родителей.
Мыслить для маленького ребенка - не значит думать или вспоминать, а значит действовать «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС», с конкретными воспринимаемыми предметами.
Эмоции у детей так же зависят от сиюминутной ситуации и проявляются сразу. 
В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций: 
- передает ребенку смысл действий с предметом, сообщает его функцию, обучает ситуативным примером взаимодействия 
- Организует действие и движения ребенка, передает его приемы осуществления действия
- Контролирует ход выполнения действий ребенка с помощью похвалы, или с помощью порицания 
На этапе раннего дошкольного детства взрослым важно уметь проявлять ПОНИМАНИЕ и ТЕРПЕНИЕ - именно благодаря этим качествам ребенок постепенно будет уверен в надежности взаимной привязанности ребенок - взрослый, больше будет ему доверять и больше прислушиваться к его словам.
Конец раннего возраста знаминается кризисом 3 - х лет, в котором порождается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. 
Основными симптомами этого кризиса являются: 
- негативизм
- упрямство
- стремление к независимости 
Оценка взрослого способствует возникновению и развитию собственного «Я» у ребенка, удовлетворении в потребности в признании, поддержанию уверенность в себе, в любви родителей, в крепкой связи со значимыми взрослыми. 
Адаптация в ясельной группе – это сложный и важный процесс, который требует особого внимания и заботы со стороны воспитателей. Дети, которые впервые попадают в ясельную группу, часто испытывают стресс и неуверенность в новой обстановке. Поэтому особое внимание необходимо уделить созданию атмосферы доверия, уюта и безопасности.
Есть Три фазы адаптационного процесса детей при поступлении в д/с:
1. Острая фаза ( длительность до 1 месяца ) Может наблюдаться снижение веса, частые респираторные заболевания, нарушение сна, регресс в речевом развитии и коммуникативном. Ребенок капризен, плаксив, быстро переутомляем.
2. Подострая фаза ( от 3 до 5 месяцев ) Повеление ребенка становиться более привычном и адекватным.
3. Фаза компенсации. Ребенок полностью адаптируется к д/с. Здесь имеет место ускорение темпа развития и преодоление задержки.
Многие дети в период адаптации могут проявлять негативное поведение, такое как капризы, слезы, отказ от еды и игрушек. Важно помнить, что это естественные реакции на стрессовую ситуацию и необходимо проявлять терпимость и понимание в отношении каждого ребенка.
Проживание адаптационного периода детьми раннего возраста:
1. Благоприятная адаптация.        Легкое течение адаптационного периода. Первое время дети капризны, нет активности про контакте с воспитателем или другими детьми. Проявляют положительные эмоции в ситуациях: когда их увлекают интересной игрушкой или любимой сказкой. Спустя время ребенок  идет на контакт с воспитателем и доверяет ему. По утрам может быть слезливое настроение, но после ухода родителей быстро успокаиваться.
2. Адаптация средней тяжести.                      Негативные эмоции выражены ярче. И привыкание к новым социальным условие может длиться дольше. Острые реакции продолжаются до месяца. Дети по утрам долго не отпускают родителей, вплоть до истерик. После ухода родителей может долго не успокаиваться и в течении дня плакать. Могут проявлять острые соматические реакции ( тошнота, рвота, высокая температура, боль в животе и т.д. ). Долго остаются пассивными, сложно идут на контакт с детьми и воспитателем, проявляют меньше интерес к игрушкам. Трудно отвлечь, проявляют меньше положительных эмоций. Когда у ребенка появляется доверие к воспитателю, ему легче успокоиться и дождаться родителей.
3. Тяжелая адаптация.                                  Наблюдается в том случае если острая фаза растягивается на недели, месяцы. Могут остро проявляться соматические расстройства, вплоть до отказа от еды. В этот период проявляются нарушения сна дома, и в учреждении. При расставании с родителями начинается истерика, которая может начаться еще дома. После ухода родителей ребенок не успокаиваться, не идет на контак с воспитателем, не позволяет утешить, плачет до изнеможения. Может проявляться аутоагрессия в виде расчесывания, выдергивания волос и пр. Ребенок может в проявлять агрессию к другим детям, или не замечать их.
Для успешной адаптации необходимо предоставить детям возможность самостоятельно исследовать окружающую их среду, играть с другими детьми и воспитателями, развивать свои навыки и способности. Важно также уделять внимание индивидуальным потребностям каждого ребенка и создавать для них благоприятные условия для полноценного развития.
Адаптация в ясельной группе – это не только адаптация детей к новой среде, но и адаптация взрослых – воспитателей и родителей, к новым отношениям и ролям. Важно сотрудничество и понимание со стороны всех участников процесса, чтобы создать благоприятные условия для успешной адаптации и развития каждого ребенка.


Автор(ы): Петрова Ксения Сергеевна
Приложения: