Возможности духовно-нравственного
воспитания на уроках математики

Блажнова Людмила Михайловна

 Важное значение во все времена и во всех государствах придается нравственному и духовному воспитанию подрастающего поколения.

Сейчас в России начинается новый этап развития общества, который связан с изменением менталитета, ценностных ориентаций у подрастающего поколения. В последнем десятилетии минувшего века люди не задумывалось о духовном обогащении, игнорировали нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходили всё дальше на задний план. И сейчас очень остро ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять и разрушать.

Из этого следует, что духовно-нравственное развитие школьника в современном обществе является одним из важнейших аспектов социализации человека в условиях стремительного развития общества. Достаточно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общественно- культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в прошлом.

На каждом уроке происходит формирование духовного и нравственного человека. И поэтому одним из наиболее важных предметов в нашем образовании является математика, где также происходит плодотворная работа по формированию духовно и нравственно развитого человека. Человек познает мир в том числе и с помощью математического аппарата, совершает новые открытия и обсуждает насущные проблемы общества  в ходе решения задач, в ходе выполнения заданий из целого ряда учебного комплекса, который предлагается современному школьнику.

Многие ученые , психологи, педагоги, философы, методисты рассматривали и рассматривают проблемы духовно-нравственного воспитания. Это такие как В. А. Беляева, Н. А. Бердяев, П. П. Блонский, С. Н. Булгаков, Н. И. Болдырев, В. П.Вахтеров, К. Н.Вентцель, З. В. Видякова, В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, В. М. Меньшиков, А. Н. Острогорский, В. П. Острогорский, Н. И. Пирогов, М. М. Рубинштейн, К. Д. Ушинский А. И. Шемшурина и др.

В Послании президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию Российской Федерации 2007 года подчеркивалось, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как и политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

 Математика очень ярко выделяется своими возможностями. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и спoсoбных в дальнейшем стать важнейшими мoментами в егo нравственнoм oблике.

 Мыслящую личность воспитывает именно математика. Даже выполнение скучных и рутинных заданий опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность, аккуратность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося  воспитываются такие  черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики может быть осуществлено через:
1. Развитие дисциплины и ответственности, так как математика требует точности, внимательности и систематичности.
2. Поддержка уважения к знаниям и учительному авторитету, так как учитель математики является экспертом в своем предмете.
3. Содействие развитию терпимости и взаимопонимания, так как в процессе работы над математическими задачами учащиеся могут сталкиваться с различными точками зрения на решение задач.
4. Поддержка развития навыков сотрудничества и коммуникации, так как математика часто требует группового решения задач.
5. Формирование ценностного отношения к знаниям и образованию, так как математика является важным элементом базового образования.
6. Развитие критического мышления и умения анализировать информацию, что помогает учащимся принимать обоснованные решения в повседневной жизни.
7. Поддержка саморазвития и самоосознания, так как работа над математическими задачами способствует развитию умственных способностей и самоконтроля.
Таким образом, уроки математики предоставляют отличную площадку для духовно-нравственного воспитания учащихся, помогая им развивать ценностные ориентации и навыки, необходимые для успешной жизни.


Автор(ы): Блажнова Людмила Михайловна
Приложения: