Литературно-музыкальная композиция
«Детям блокадного Ленинграда посвящается…»
Домрачева Миннэгэль Ильдаровна
Цель: воспитание патриотизма и сопричастности к истории своей страны посредством «погружения» участников мероприятия в события блокадного периода жизни детей Ленинграда.
Задачи:
познакомить с воспоминаниями детей, переживших блокаду
познакомить с музыкальными произведениями и поэтической литературой, посвященными блокадному городу;
развивать навыки выразительного чтения;
способствовать воспитанию уважительного отношения к памяти погибших и пережившим блокаду ленинградцам и чувства гордости за свою страну.
Оформление сцены: презентация "Блокадный Ленинград"
Инстоляция блокадной комнаты
Электронные образовательные ресурсы: записи Ю. Левитана объявления о начале войны, о прорыве блокады Ленинграда; видео клипы песен: «Белые панамки» (автор Вадим Егоров), «Дети войны» (муз. О. Юдахина, сл. И. Резника), «Ленинградские мальчишки» (муз. И. Шварца, сл. В. Коростылёва), презентация « Блокадный Ленинград»
Действующие лица:
Ведущий: педагог
Чтецы: учащиеся
Звучит песня «Дети войны» муз. О. Юдахина, сл. И. Резника
( На сцене сидят дети, отвернувшись к сцене. Поочередно поворачиваются и произносят фразы)
ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ (11 лет)
«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра»
«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня»
«Лёка умер 17 марта в 5 час утра»
«Дядя Вася умер в 13 апр. 2 ч. ночи»
«Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня»
«Мама в 13 мая в 7.30 часов утра»
«Савичевы умерли»
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
(Дети встают и начинают произносить фразу: «Осталась одна…»)
Сначала по очереди, а потом выкрикивают все, подбегают к краю сцены и кричат: «Мама»
Звучит музыка фоном «Дети войны»
Вед. Не бойтесь, не бойтесь. Мы обязательно будем жить, понимаете, мы все будем жить, мы обязательно будем жить
( дети, отвернувшись уходят к сцене, к ним присоединяется девочка ведущая)
выходит девочка, читает стих. Гуркова «Девочка из блокадного Ленинграда»
Как странно…мне больше не хочется есть…и ноги совсем не болят…
Нет…нужно подняться…хотя бы присесть…ведь я - это мой Ленинград.
Пока я живая, живет город мой, зажатый в блокадном кольце.
И мама живая, и братик живой… замерзший на нашем крыльце…
Сквозь окна разбитые падает снег, паркет укрывая ковром.
Я верю, что к счастью придет человек, но все это будет потом…
Потом…через время и снежную мглу, пройдя по дороге смертей…
А может быть я насовсем не умру? Уйду просто к маме своей?
Нет, нужно подняться, нельзя мне лежать, ведь я - это мой Ленинград!
Нельзя нам сдаваться…как хочется спать…укутавшись в снежный наряд…
Уже третий год мы в блокадном плену: бомбежки, разруха и смерть…
За что ты нам, боже, придумал войну? За что я должна умереть?!
Опять мне приснился загадочный сон: стою я одна над Невой,
И вижу, как чайка мне машет крылом и манит меня за собой.
Потом вдруг взметнулась она в небеса и скрылась в седых облаках…
И мамины были у чайки глаза…любовь в них, забота и страх.
Немного посплю и схожу за водой…чуть-чуть только сон досмотрю…
Нет силы бороться…прости город мой…и помни: тебя я люблю…
Сценка : (Брат и сестра в ожидании матери.)
Сестра: Как холодно! И мама не идет.
Быть может, хлебушка она нам принесет
Ну, хоть бы крошечку где отыскать!
Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но все равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Хоть разрываются снаряды здесь,
Но дом у нас с тобою есть.
Вот, правда, враг недалеко,
Ну, а кому сейчас в стране легко?
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,
Которые по праздникам пекла она?
Сейчас я съела б все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней!
Дай отдохнуть сначала ей.
Входит мама
Мама: Я покушать принесла. Достает детям кусочки хлеба.
исполнение песни "Ленинградские мальчишки"
Вед. А вы знаете как нужно есть блокадный хлеб?
"Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка."
Инсценировка песни Зара «Дети Ленинграда»
Стих. «Мне повезло, я позже родилась» О. Аникеева
Не надо мной в осколки небо рвалось,
Когда земля под взрывами тряслась,
Не я в бомбоубежище кидалась.
Не мне ночами снился теплый хлеб,
Сводя с ума до судорог голодных,
И не за мной тянулся санок след
До ямы той, где хоронили мертвых.
Писала на листочках свой дневник
Не я ручонкой, скованной страданьем,
Где сохранился этот детский крик —
«Все умерли. Одна осталась Таня».
Так почему же, в сытости, в тепле
Меня тревожит эта боль чужая
Отдавших жизнь за то, чтоб на Земле
Под этим небом я была — живая?
Какую жертву надо принести,
Какую цену заплатить — не знаю,
Чтоб девочку голодную спасти,
Хоть коркой хлеба удержать у края?!
Отсчитывает время метроном,
Он будит мир минутами молчанья...
— Не допусти беды в свой светлый дом,
Не допусти! — я слышу голос Тани...
(На сцене современная действительность, выход детей)
Дети: Я Мария, я Николай, я Роман, я София. Мы не забудем. Мы будем помнить!
Автор(ы): Домрачева Миннэгэль Ильдаровна
Приложения: