Теории изучения метафоры в контексте
преподавания литературы в школе
Раевская Анастасия Павловна
Личностно ориентированное образование предполагает осуществление компетентностного подхода, суть которого заключается в том, что ученик в процессе обучения достигает уровня готовности использовать теоретическую подготовку на практике. В своей статье мы предлагаем углубить изучение метафоры в школе (в гуманитарных классах), чтобы дать представление ученику об этом литературоведческом явлении с точки зрения наук - лингвистики и литературоведения.
Поговорим о теоретических аспектах изучения метафоры в лингвистики и литературоведении.
Аристотель – основоположник научного изучения метафоры. За ним остается каноническое определение метафоры как «перенесение слова с изменены значением из рода в вид, из вида в род, или в форме пропорции». Современные представления о метафоре базируются на представлении об образности и метафоричности как неотъемлемом свойстве человеческого познания и мышления.
Метафора – троп или механизм речи, состоящий в употреблении слова, обозначающего некоторый класс предметов, явлений и т.п., для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении.
Существует несколько аспектов изучения метафоры:
- Логико-философский аспект изучения метафоры: изучается как способ мышления и познания действительности. Освоение действительности посредством сознания происходит по определенным моделям, среди которых особое место занимают ключевые метафоры, которые и мотивируют господствующую в данную эпоху философскую картину мира.
- Психологический аспект изучения метафоры: в психологии и психолингвистике метафора изучается как механизм и объект интерпретации и восприятия речи.
- Лингвистический аспект изучения метафоры: лингвистическое направление занимается выявлением и классификацией языковых свойств метафоры (морфологических, словообразовательных, синтаксических).
В.П. Москвин выделяет 3 функции метафоры: коммуникативную, познавательную, образную.
Одна из базовых классификаций – классификация Г.Н. Скляревской, в которой представлены 10 аспектов исследования языковой метафоры: семасиологический, ономасиологический, гносеологический, логический, лингвистический, лингвостилистический, психолингвистический, , лингво-литературоведческий.
Существует три теории изучения метафоры:
1. Теория замены рассматривает метафору как простую замену простых значений образными. Задача читателя осуществить обратную замену, установить буквальное значение.
2. Теория сравнения. При таком подходе метафора определяется как прагматический феномен и сводится к такой мыслительной операции как сравнение.
3. Теория взаимосвязи. Взаимодействие, происходящее в процессе метафоризации, осуществляется между идеями и мыслительными образами, которые стоят за ними. Метафора является не столько явлением языка, сколько мыслительной универсалией.
Изучение метафоры в школе представляет собой сложный многоуровневый процесс в силу того, что школьники путают метафору с другими средствами выразительности (такими как сравнение, эпитет, реже - олицетворение). Задача учителя - вовлечь ученика в процесс сотворчества, основанный на воображении и фантазии. Конечно, изучение теорий изучения метафоры можно включать в урок исключительно в гуманитарных классах или классах с углубленным изучением литературы и языков, т.к. материал не является простым для восприятия школьника с базовым уровнем знаний и подготовки по предмету. Рассмотрев на уроке литературы три теории изучения метафоры, учитель имеет возможность разграничить средства выразительности в сознании ученика, ориентировав последнего на собственное словотворчество.
Например, можно предложить учащимся использовать развернутую метафору для создания картины вымышленной вселенной, ученик может использовать более близкую и понятную ему теорию для создания своего собственного текста. В современном мире обращение школьника к "живому слову" является крайне актуальным, т.к. наблюдается снижение мотивации к устному общению, тем более к использованию средств выразительности в речи подрастающего поколения. В связи с этим данное задание, предложенное "сильному" ученику развивает способности языковой личности, необходимые компетенции, реализуемые в речевой деятельности.
Таким образом, метафора представляет собой механизм речевого развития школьника, позволяет экспериментировать с возможностями языка, а углубленное изучение даст большее понимание природы и функционирования метафоры в языке, а значит расширит возможности школьника для собственного словотворчества. А это, в свою очередь, даст мотивацию к устному общению, развитию "живой" речи, фантазии и воображения.
Автор(ы): Раевская Анастасия Павловна
Приложения: