ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Новикова Раиса Андреевна
воспитатель,
ГБДОУ детский сад № 58 комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
Математика как выражение человеческого разума отражает деятельную волю,
созерцательный разум и стремление к эстетическому совершенству.
Ее основные элементы – логика и интуиция, анализ и построение, общность и индивидуальность.
Р. Курант
В современном мире весомую и значимую роль в умственном воспитании, а также в развитии интеллекта играет математика. Еще в раннем детстве малыши сталкиваются с предметами, различающимися по форме, цвету и количеству. В этом возрасте начинают формироваться основные элементарные представления и способности ребенка. Первые игрушки напоминают геометрические фигуры: кубики, конструкторы, пирамидки. Таким образом дети учатся называть формы игрушек их величину, количество. Происходит знакомство с первыми основами математики.
Безусловным является тот факт, что полученные знания об окружающем мире усваиваются ребенком наилучшим образом в процессе игровой деятельности. Ведь игра для детей дошкольного возраста имеет исключительное значение и представляет собой способ познания окружающего мира. Так, еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Математика с самого раннего возраста играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии интеллекта, поскольку в ней заложены огромные возможности для развития мышления. Решение разного рода задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию логическому мышлению. Согласно высказыванию И. Песталоцци: «математика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов».
Современные требования ставят необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Но нынешние малыши непоседливы: заставить их сидеть на одном месте очень сложно, в то время как занятие математикой предполагает усидчивость, терпение и внимание. Занимательный математический материал является гарантом зарождения у детей дошкольного возраста интереса к математике, логике, рассудительности.
Дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, направленной, в том числе на развитие математических способностей у детей, и выполняет важную функцию их подготовки к школе. Качественная подготовка детей в детском саду во многом обеспечивает их успешность в дальнейшем обучении. Дети, у которых в достаточной степени сформирован интерес к занятиям в детском саду, будут активно работать и на уроках в школе. В этой связи занятия по математике можно, и нужно, делать увлекательными, веселыми, развивающими фантазию и творчество.
Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения образовательных задач. Игра является средством воспитания и включается в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Через игровую деятельность формируются способности различать разные свойства и особенности предметов. У детей формируется первое понятие о математике. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Формирование математических представлений интегрируется с различными видами деятельности - математика повсюду. Так, в процессе конструирования закрепляется умение сравнивать строительный материал по форме, величине, цвету. В результате экспериментирования дети узнают, что из кубиков и кирпичиков можно строить, а из шаров нельзя. Играя в кукольном уголке, дети группируют посуду по цвету, сравнивают чашки и блюдца, кукол по величине, подбирают соответствующую им одежду. В процессе творческой продуктивной деятельности дети рисуют и вырезают из геометрических фигур части туловища животных, птиц, человека и другие предметы. На занятиях по физическому воспитанию дети сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях: строятся в две колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги, бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т. д. При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, поворот «кругом». Для развития математических навыков у детей наилучшим образом подходят сюжетно-ролевые игры, например такие, как: «Супермаркет», «Семья» или «Аптека». В процессе данных игр дети считают предметы, ставят к ним ценники (цифры).
Занятия по ознакомлению детей с окружающим миром и занятия по развитию речи также многое дают детям в плане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, неделях, днях.
При уходе за растениями в природном уголке, на огороде, клумбах дети измеряют рост, подсчитывают количество бутонов, цветков, отмечают, что бывает сначала, что потом отмечают последовательность действий.
На прогулке следует играть в подвижные игры, использовать считалки, сравнивать по величине предметы (дерево высокое, а кустик низкий, знакомим детей с разными понятиями, например, «далеко-близко»), кроме того, можно измерить шагами расстояние между деревьями, и иными предметами. В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве.
Свои знания по математике ребенок черпает не только в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Неоценимый вклад в развитие и воспитание ребенка вносят родители. Родители для ребенка с самого рождения являются не только образцом построения коммуникативных навыков в социуме, но и выступают, своего рода, проводниками на пути формирования личности ребенка с учетом всех его индивидуальных качеств и предрасположенностей.
Родители учат детей сопоставлять, группировать предметы, называть их своими именами. Через наглядно-предметные действия они помогают ребенку запоминать услышанное на основании предметных образов. До трехлетнего возраста ребенок уже умеет группировать предметы по их внешним признакам, цвету, форме. Так, например ребенок может отложить зеленые игрушки от красных, выбрать карандаши из кучи других предметов и сложить их вместе, может сложить по размеру, по порядку колечки пирамидки. Занимаясь с предметами через игровую деятельность, ребенок сравнивает их.
Зародить у детей интерес к цифрам поможет история об их возникновении, чем увлекательнее и наглядней будет рассказ, тем больше интерес. Первобытные люди до появления цифр производили сложение и вычитание при помощи пальцев рук и ног, загибая и разгибая их. В процессе эволюции люди начали использовать вместо пальцев узелки на веревках, палочки и камушки. В дальнейшем люди стали изображать числа знаками: точками, черточками, галочками. Современные числа появились благодаря астронавтам и их расчетам.
В непосредственной обстановке родителям следует обращать и внимание на цифры, которые окружают его в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. В магазине показывайте детям цифры на деньгах, монетах.
Во время чтения книг следует обращать внимание детей на характерные особенности животных (у зайца — длинные уши, короткий хвост; у коровы – четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя).
Необходимым условием организации образовательной области с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Поддержка и внимание со стороны взрослых очень важны, так как в их отсутствие ребенок может быстро потерять интерес игровому процессу. При помощи и поддержки взрослого ребенку намного легче проанализировать поэтапно ход своих действий и самостоятельно предложить дальнейшие варианты игры, решения поставленных задач. Как писала советский педагог Н.К. Крупская: «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива». Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это хорошо получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Список цитируемой литературы
1. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для
вузов / В.Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 170 с.;
2. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов / О.О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 425 с.;
3. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. А. Дубровская [и др.]; под редакцией Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 179 с.;
4. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 165 с.;
5. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов / Л. В. Коломийченко [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Коломийченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 210 с.;
6. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Савенков [и др.]; под научной редакцией А. И. Савенкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 339 с.;
7. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 161 с.
Автор(ы): Новикова Раиса Андреевна
Приложения:
64c10ada47cb5_Статья.docx