Современное состояние проблемы воспитания и образования детей
мигрантов в дошкольной образовательной организации

 Поликарпова Нина Александровна,
методист ГБДОУ № 39
 Петроградского района Санкт-Петербурга

На современном этапе с проблемой детей, родителей – мигрантов, сталкиваются многие дошкольные учреждения. С каждым годом количество иностранных  граждан, которые посещают российские дошкольные образовательные учреждения,  растет. Наш детский сад не стал исключением.

В данных условиях возникают трудности и происходит адаптация, как у ребенка, так и у взрослых (педагогов, родителей).

Для себя я выделила несколько основных проблем:

- вхождение в новую культуру (как для ребенка, так и его семьи);

- языковой барьер;

-  умение педагога  работать с детьми мигрантов;

- принятие другими родителями, что вместе с их ребенком детский сад посещает ребенок, не говорящий на русском языке, другой культуры.

Педагог должен осознавать, что детский сад  является основным государственным учреждением, которое берет на себя ответственность в формировании у ребенка положительного отношения к новой стране. Именно педагог будет закладывать мировосприятие, вхождение в  новую среду, поведенческие стереотипы.

В любом обществе явления и черты чужой культуры, другого народа оцениваются через призму культурных традиций и ценностей своего народа.

Становление личности ребенка происходит под влиянием нового общества, не знакомого ребенку.

В данной ситуации могут возникнуть ряд проблем, поскольку ценности семейного воспитания могут вступать в противоречие с уже существующими установками в детском саду.

Незнание норм поведения в новой среде, может стать одним из препятствий вхождения ребенком в детский коллектив. Семье сложно помочь ребенку, т.к. они сами не знают или плохо знают русский язык, не знакомы с нормами, правилами и традициями в России. Дети могут жаловаться, что у них нет друзей,  их не понимают, и т.п. Ребенок высказывает нежелание идти в детский сад.  Дети еще не обладают предубеждениями и устойчивыми стереотипами в отношении представителей другой национальности. Как правило, это проблемы взаимодействия психологического характера, как и между детьми одной национальности.  Здесь важно отношение семьи. Важно, чтобы они понимали, что ребенок в итоге найдет друзей, примет требования педагогов.

Решить проблему социализации и включения ребенка в детский коллектив может игра. Игра это наиболее эффективное средство формирования личности ребенка, налаживания взаимодействия  между детьми. Это, конечно же свободные игры детей, но могут быть и специально организованные игры и игровые упражнения, направленные на формирование навыков коммуникации и положительного отношения к сверстникам.

Также можно выделить занятие творческой деятельностью.

Любого ребенка хорошо развивает игра и творчество. Игра и творчество вызывают радость, являются хорошим средством социализации и адаптации ребенка.

Вторая проблема, которую я наметила: языковой барьер. Ведь это преграда не только для коммуникации, но и осуществления образовательной деятельности. Ведь вся образовательная деятельность ведется на русском языке. Для детей, которые приходят в детский сад в раннем возрасте, это менее ощутимо. Они осваивают язык вместе с русскоговорящими детьми. Когда дети, не знающие языка, приходят в среднюю группу, старшую и подготовительную, это становится проблемой не только для ребенка, но и для педагога, которому необходимо реализовать образовательную программу. Получается, что педагогам детского сада одновременно надо реализовывать образовательную программу (индивидуальный образовательный маршрут) и  необходимо осуществлять целенаправленное обучение второму (неродному) языку с использованием специальных методов и приемов.

Например: правила вербального контакта с двуязычными детьми: умеренный темп речи, многократное повторение, наглядное пояснение, четкое проговаривание слов.

В данном случае педагогам необходимо пройти дополнительные курсы повышения квалификации.

Как и следующая проблема – умение педагога работать с детьми – мигрантами и их семьями, требует необходимых компетенций у педагога.

В образовании сейчас особый акцент делается на патриотическом воспитании. Работая с группой детей, где есть дети мигранты необходимо находить формы работы, позволяющие реализовать задачи, учитывая интересы всех сторон образовательных отношений. Например, приобщая к традициям русского народа  можно проводить параллель с традициями других народов.

Например, в игровой деятельности: познакомиться с традиционными национальными играми разных народов. В художественно - эстетической деятельности знакомить с декоративно – прикладным искусством разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта), национальными детскими песенками, музыкальными произведениями и.т.п. В работе с семьей, можно организовывать различные семейные проекты: «Мое имя», «Герб семьи», «Семейный портрет», «Моя родословная» и.т.п. 

Принятие другими родителями:

 Для этого необходимо  работать с родителями, организовывать совместную деятельность и работу с родителями местных жителей и мигрантов.

Ведущими направлениями взаимодействия с семьями мигрантов (такие же, как и с другими родителями):

- изучение семьи, выявление проблем и потребностей родителей (анкетирование, мониторинг, собеседование и.т.п.)

- информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей)

- психолого-педагогическое просвещение родителей (семейные гостиные, практикумы, тренинги, консультации по вопросам обучения, воспитания и развития детей, их адаптации к новой социокультурной среде)

- совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, праздников, творческих встреч, презентация семейных династий, создание тематических альбомов и т.п.)

В любом случае, изучение русского языка и принятие норм и традиций страны, в которой живешь, является неотъемлемой частью для детей – инофонов


Автор(ы): Поликарпова Нина Александровна
Приложения: