Неформальное молодежное объединение как средство мотивации
к изучению английского языка
Петрова Ксения Алексеевна
В последних статьях и работах по данной тематике мы можем встретить следующую позицию:
Преобладающим компонентом в современном обществе стала массовая культура[3, с. 50].
Рассмотрим некоторые аспекты молодежной субкультуры, а в особенности подростковой. В этом возрасте идет активный процесс формирования собственного мировоззрения и на его становление действует множество факторов: литература, воспитание и главное, общение со сверстниками и старшими[3,с50].
У каждой субкультуры есть своя идеология и не всегда она бывает положительной. Отношение подростков к молодежной субкультуре обуславливается как самой субкультурой, так и социальной атмосферой вокруг подростка, его личностными характеристиками. [1, с 115].
Однако для некоторых из них принадлежность к субкультуре представляет этап перехода во взрослое состояние[5, с 135].
Одним из проявлений молодежной субкультуры являются неформальные объединения молодежи, своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. «Неформальные» обычно воспринимаются с негативным оттенком. Неформальные группы занимают довольно важное место в жизни современных подростков. Можно констатировать, что принадлежность к разным группам формирует у подростков различные установки в отношении выбора друзей. [4, с15].
Однако приведённое ниже исследование показывает, что ситуация за последние годы несколько изменилась.
В своей работе я буду рассматривать неформальные молодёжные объединения, сформированные по принципу любви к англоязычной музыке и культуре, а так же влияние субкультуры на познавательный интерес и мотивацию учащихся к изучению английского языка.
Ещё в конце 40-х - начале 50-х годов в западных странах стали появляться в значительном количестве группы молодежи, стремившиеся обособиться от окружающего мира и противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них был характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время пробуждающееся стремление к участию в политической жизни[2, с 17].
В последствии появлялась множество молодёжных групп, среди них были: панки, металлисты, готы, реперы… Этот список можно продолжать долго, но важно здесь то, что всё вышеперечисленное является западной культурой, а следовательно все песни, гимны и лозунги изначально даны на английском языке.
Это обстоятельство, начиная с 60-х гг XX века, спровоцировало огромный поток изучающих английский язык. В одном из своих интервью Андрей Макаревич, лидер группы «Машина времени» заметил: «Я выучил английский язык по песням The Beatles» [7]].
И он был отнюдь не единичным случаем. Многих моих знакомых учителей и переводчиков когда-то мотивировали к изучению языка именно любимые песни зарубежных групп. В ходе своей педагогической деятельности я предложила следующую анкету современным детям, ученикам 10-ого и 11 –ого класса:
1. Относите ли вы себя к какой-либо субкультуре? Если «да», то к какой?
2. Ваше отношение к радикальным молодёжным движениям?
3. Когда вы слушаете англоязычные песни вы:
а) слушаете не задумываясь, наслаждаетесь музыкой
b) стараетесь понять общий смысл песни «на слух»
с) находите текст понравившейся песни и перевод в интернете
d) находите текст любимой песни, но переводите его самостоятельно
4. Используете ли вы найденную вами лексику из песен в своей речи?
Результаты опроса демонстрируют явное расхождение с представленной в современной литературе точкой зрения.
Из 53 опрошенных только 5 человек отметило свою принадлежность к субкультурам. Но субкультурам, отнюдь, не музыкальным, а техническим? А именно - «гик» (гик, от английского «geek» - человек, чрезмерно увлечённый чем-либо[6]. В русском языке употребляется преимущественно по отношению к людям, увлечённым технологиями, обычно компьютерными[7]) . Данные цифры в общем не характеризует детей ни с положительной, ни с отрицательной стороны.
На вопрос об отношение к радикальным молодёжным организациям положительно ответило – 10 человек, отрицательно ответило – 10 человек, и 33 заняли нейтральную позицию. Здесь можно сослаться на неокрепшее мировоззрение, однако, на мой взгляд, вышеприведённые цифры говорят о равнодушие детей, позиции «пока меня это не касается, мне всё равно».
Следующие цифры даёт нам третий вопрос: ответы «a» и «b» набрали равное количество голосов(18), то есть 18 человек слушает англоязычные песни, не задумываясь над их содержанием, и, опять же, 18 человек пытается понять содержание песни только на слух. Это означает, что дети пассивны в обучение и довольствуются уже достигнутым, ведь, когда воспринимаешь иностранный текст «на слух» понять можно только то, что уже знаешь (лексика, грамматика).
Вариант «с» - о поиске перевода текста в сети internet выбрали 12 человек. Позиция этих ребят чуть более активная, но с точки зрения изучения языка не эффективная. При чтение русского текста нет сопоставления с английским оригиналом, следовательно, на новые лексические единицы внимание не акцентируется и словарный запас не расширяется.
Если сложить эти цифры, мы получим 48 человек, которые при обширной языковой подготовке, безынициативны.
Только 6 учеников выбрали ответ «d» - нахожу текст любимой песни в internet, но перевожу самостоятельно. Те же цифры подтверждает последний вопрос об использование самостоятельно найденной лексики в своей речи.
Анализируя вышесказанное выводы следующие:
1) Понятие субкультура, особенно музыкальная, в современном мире подростков устарело
2) Нужно мотивировать детей к изучению английского языка посредством других тематик (компьютерные технологии, создание элективов по техническому английскому, бизнес английскому и т. д.)
3) Способствовать развитию познавательного интереса во всех сферах жизни (проведение экскурсий, различных школьных конкурсов вне предметной тематики, проведение «Недели английского языка», занятия с психологами).
Список литературы
1. Алексеевский М. Субкультура панкеров: генезис и вектор развития. – М: Знание сила. – 2006. - №6.
2. Бондаревская Е.В. Основные подходы к совершенствованию современного воспитания (личностно ориентирование воспитание) / Е.В. Бондаревская // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под. ред. И.А. Зимней. - М.: Агенство «Издательский Сервис», 2005.
3. Влияние молодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание. – 2007. - №5
4. Федотова, А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре// Нач. шк.: Плюс до и после. – 2004. - №3.
5. Чурбанов, В. Вечный треугольник культуры//Наше исследование. – 2009. - №5.
6. http://dictionary.reference.com/browse/geek
7. http://igeek.ru/
8. http://www.beatles.ru/books/paper.asp?id=2310
Автор(ы): Петрова Ксения Алексеевна
Приложения: