Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
через различные виды деятельности
Велиева Назифат Нурмагомедовна
Примерный план работы педагога
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
| 1.Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование её актуальности, необходимости рассмотрения Актуальность выбранной темы: Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем. |
1-й год работы над темой |
2.Постановка целей, задач работы
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук; 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; 3. Улучшить общую двигательную активность; 4. Содействовать нормализации речевой функции; 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие; 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1.Составление плана работы по самообразованию Перспективный план (Срок реализации 2021-2022 учебный год)Теоретический этап
|
1-й год работы над темой |
3 этап. Организационный (обобщение)
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
| 1.Теоретическая часть: *Изучение методической , педагогической , психологической и другой литературы , работа с родителями, опыта работы коллег и т.п ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336 Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. |
1-й год работы над темой
|
2.Практическая часть: *Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности. Разработка коллекции для игр и упражнений. Разработка групповых занятий. Работа над созданием методических папок. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. Разработка плана. Изготовление табличек для дидактических игр. Рисунки, альбомы-передвижки, совместно с родителями. Приобретение необходимого оборудования. *Выступление на педагогическом совете |
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
| 1.Оформление результатов обследования детей по проблеме Анализ проделанной работы. |
1-й год работы над темой
|
2. Оформление опыта работы Картотека игр. Чтение художественной литературы. Оформление картотеки игр. Взаимодействия с родителями: консультации памятки совместная продуктивная деятельность родителей и детей по теме плана.
|
5 этап. Презентационный (распространение)
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
| Выступление на педагогическом совете
| В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
Подготовка материала к публикации на интернет сайтах, изданиях |
Автор(ы): Велиева Назифат Нурмагомедовна
Приложения: