Конспект классного часа
Правила внутреннего распорядка для учащихся: права и обязанности
(для учащихся начальной школы)
Пушненко Ольга Викторовна
Цель:
- познакомить или продолжить знакомство со школьными правилами;
- помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
- воспитать уважение к правам других.
Задачи:
- закрепление и расширение знаний школьников о правилах поведения;
- формирование потребности выполнять существующие правила.
Оборудование:
Правила внутреннего распорядка для учащихся (в виде памятки, карточки с с правилами для работы на доске и индивидуально).
Ход классного часа
Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о правилах внутреннего распорядка для учащихся нашей школы. Скажите, правила существуют только в школе?
Ученики отвечают на вопрос.
Учитель: Верно, правила окружают нас повсюду: дома, на улице,
в кинотеатре, магазине, в общественном транспорте, для водителей любого транспорта, на котором мы едем, существуют отдельные правила – дорожного движения. Для вас, переступающих порог школы, тоже начинают работать особые правила – Правила внутреннего распорядка для учащихся. Они закрепляют права, обязанности и ответственность учащихся. Давайте разберемся, в чем отличие между правами и обязанностями. Как вы это понимаете?
Ученики отвечают на вопрос.
Учитель: Права человека - это установленные и гарантированные государством в законе возможности человека. Человек может пользоваться этими правами или нет.
Слову «обязанность» словари русского языка дают следующее толкование:
- круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения (словарь Ожегова);
- долг (словарь синонимов);
- то, что подлежит безусловному выполнению кем-нибудь, что необходимо для выполнения по общественным требованиям или внутренним побуждениям (словарь Ушакова).
Закрепим эти понятия.
Ребята, на доске и у вас на парте перемешаны корточки
с записанными на них вашими правами и обязанности как учащихся. Давайте распределим их по двум столбикам «права» и «обязанности» (при этом коротко комментируем каждое правило):
1. Уважение человеческого достоинства, защита от всех форм физического
и психического насилия, оскорбления личности, охрана жизни и здоровья (права).
2. Бережно относиться к имуществу Школы-интерната, к результатам труда других людей, принимать участие в самообслуживании, поддерживать чистоту и порядок в классах, кабинетах и здании школы-интерната, убирать за собой посуду в столовой (обязанности).
3. Предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (права).
4. Бесплатное пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания (права).
5. Заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться
к нравственному, духовному развитию и самосовершенствованию (обязанности).
6. Каникулы в соответствии с календарным графиком (права).
7. Благоприятная среда жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрана здоровья от воздействия окружающего табачного дыма
и последствий потребления табака (права).
8. Выполнять требования Устава, настоящих Правил и иных локальных нормативных актов Школы-интерната по вопросам организации
и осуществления образовательной деятельности, в том числе соблюдать расписание уроков, коррекционных занятий, занятий внеурочной деятельности, не пропускать их без уважительной причины (обязанности).
9. Пользование в установленном порядке лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта
Школы-интерната (права).
10. Добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к ним, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (обязанности).
11. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников Школы-интерната, быть вежливыми и предупредительными, здороваться в классах, кабинетах и коридорах со всеми взрослыми, знакомыми и незнакомыми: педагогами, работниками, посетителями школы-интерната, родителями,
не создавать препятствий для получения образования другими учащимися (обязанности).
12. Не осуществлять действия, влекущие за собой нарушения прав других граждан на благоприятную среду без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий табака (обязанности).
На доске тоже распределяем в таблице карточки с правами
и обязанностями по столбцам (в строку помещается сама карточка).
Права | Обязанности |
1 | 2 |
3 | 5 |
4 | 8 |
6 | 10 |
7 | 11 |
9 | 12 |
Учитель: Ребята, какие карточки показались вам чем-то похожими?
Ученики отвечают (1-11, 7-12, 3-10).
Учитель: На примере этих пунктов правил вы можете видеть, что из ваших прав вытекают ваши обязанности: вы имеете право на предоставление вам условий для обучения, но при этом обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также установлено, что основное общее образование обязательно. То есть получение образования – это ваше право и обязанность одновременно.
У вас есть право на уважение человеческого достоинства, защиту
от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, но у всех, кто находится в школе-интернате, тоже есть это право, а значит каждый должен уважать честь и достоинство других учащихся и работников Школы-интерната, быть вежливыми и предупредительными, здороваться в классах, кабинетах и коридорах со всеми взрослыми, знакомыми и незнакомыми: педагогами, работниками, посетителями школы-интерната, родителями, не создавать препятствий для получения образования другими учащимися. Там, где начинаются права другого человека, начинается ваша ответственность, помните об этом. Каждый человек должен знать свои права и обязанности и быть готовым к тому, что при нарушении чьих-то прав незамедлительно последует юридическая ответственность.
Скоро начнется перемена. Мы решили устроить ее немного раньше.
Ученик читает стихотворение Б.Заходера:
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним - бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Ой, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи, -
Словом,
Сделал все, что мог!
Ну а тут - опять звонок...
Вова в класс поплелся снова.
Бедный! Нет лица на нем!
«Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем!»
Учитель:
- Знаком вам этот герой, может, вы в нем узнали себя?
- Вы знакомы с правилами поведения в школе, скажите, что Вова делает неправильно?
- Как нужно выходить на перемену?
- Опасно ли такое поведение? Для кого?
- Как нужно вести себя во время перемены? (составляем примерные правила поведения на перемене).
- Для чего нужна перемена в школе?
- Чему учит это стихотворение? (нужно понимать, что есть время
для работы и есть время для отдыха, тому, как нельзя себя вести).
Урок заканчивается, но мы с вами еще не раз вернемся к обсуждению Правил внутреннего распорядка для учащихся. Сегодня я вручаю вам памятки с Правилами, чтобы они напоминали вам о ваших правах и обязанностях. Желаю вам не нарушать правил, уважать права всех, кто находится рядом с вами. Спасибо за активное участие.
Автор(ы): Пушненко Ольга Викторовна
Приложения: