Развитие коммуникативных навыков у дошкольников
в игровой и театрализованной деятельности
Рахимова Елена Викторовна
Общение – важный показатель психического развития ребенка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.
Коммуникация – это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.
Эффективным средством развития общения детей всех возрастных групп является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умений воспринимать, оценивать чувство прекрасного в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, приспосабливать к той или иной социальной обстановке, прежде всего, театрализованная деятельность – это радость, смех, удовольствие от игры.
Главная цель дошкольного образования — создать все условия для гармоничного развития ребёнка. В первой (дети 1,5–3 года) и второй (3–4 года) младших группах этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников, непривыкших находится в группе сверстников, а тем более взаимодействовать с ними. И решить задачу сплочения детского коллектива помогает в том числе и театрализованная деятельность.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определена такая миссия театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста:
- познакомить с различными видами театра (кукольным, настольным, пальчиковым, театром теней, театром на фланелеграфе);
- формировать навыки коллективного взаимодействия (к примеру, при подготовке инсценировок);
- способствовать развитию творческого потенциала детей;
- развивать эмоционально-волевую сферу (учиться сопереживать персонажам, ярко выражать эмоции радости, грусти, а также учиться контролировать свои чувства);
- стимулировать самостоятельность в деятельности (дети, познакомившись с несколькими видами театра, с их помощью пробуют свои силы в исполнении сюжетов, например, после отработки игровых действий с педагогом, сами ставят сказку «Репка» на фланелеграфе);
- приобщать родителей к совместной с детьми деятельности (мамы и папы не только готовят реквизит для своих малышей, но и принимают участие в инсценировках, к примеру, исполняя роли Деда Мороза и Снегурочки, которые пришли поздравить ребят в группе с Новым годом);
- воспитывать уважение к этому виду искусства.
Если целевой компонент театрализованной деятельности для первой и второй младших групп идентичен, то набор задач будет варьироваться и расширяться для детей 3–4 лет.
ФГОС обозначены шесть видов театрализованной деятельности в детском саду. Каждый из видов имеет несколько разновидностей. В младшем дошкольном возрасте малышей знакомят с:
- драматизацией (дети уже с возраста первой младшей группы участвуют в инсценировках, учатся играть в сюжетно-ролевые игры «Семья» и «Водитель и пассажиры»);
- театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»);
- стендовым театром (в первой младшей группе малыши получают представление о работе на фанелеграфе и с теневым театром);
- настольным (со второй младшей группы — бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок возится, используя их в качестве машины, персонажа);
- верховым театром (во второй младшей группе дети знакомятся с куклами бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы);
- театром живых кукол (во второй младшей группе активно вводятся в практику масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски)
Осуществление индивидуального подхода в работе с детьми — очень важный аспект успешной реализации целей и задач любого вида деятельности, в том числе и театрализованной в детском саду. Однако на этом пути немало преград: творческие виды деятельности во многом зависят от темперамента малыша и степени его стеснительности. Второе для младшего дошкольного возраста обычно не столь характерно: дети не так подвержены волнениям и переживаниям по поводу публичных выступлений. Зато склад характера играет определяющую роль. И педагогу важно найти способ включить всех малышей в общее дело. Так, интровертам очень непросто преодолеть себя и выйти на публику в инсценировке. Но отвечать за реквизит для 1–2 актёров он может безукоризненно. Чтобы гиперактивные дети не подавляли неуёмной энергией своих соратников по сцене, стоит попробовать репетировать с ними отдельно, если речь идёт о драматизации. Приём объединения с менее активными детьми даёт очень спорные результаты: иногда темпераменты уравновешиваются, но чаще «активисты» по-прежнему тянут одеяло на себя, а «медлительные» замыкаются ещё больше. Исходя из личного опыта могу сказать, что, как показывает практика, индивидуализация опирается на:
- распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации);
- удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат);
- обеспечением заданиями по вкусу (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника, к примеру, посвящённому Международному женскому дню).
Театрализованная игра:
- стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
- ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства( динамику, темп, интонацию и др.)
- совершенствует артикуляционный аппарат;
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Театрализованные игры можно условно разделить на две группы:
1. игры – драматизации;
В играх- драматизациях ребенок исполняя роль в качестве « артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
· Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
· Ролевые диалоги на основе текста;
· Инсценировки произведений;
· Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.
2. режиссёрские игры.
В режиссёрской игре ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.
Разновидности режиссерских игр:
· настольный театр игрушек;
· настольный театр картинок;
· теневой театр;
· театр на фланелеграфе.
Знакомство с театрализованными играми начинается с раннего возраста в процессе разнообразных игр - забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок.
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, но они могут проговаривать некоторые фразы, изображать жестами действия персонажей. Н-р, при разыгрывании сказки « Курочка Ряба» изображать плач деда и бабы, действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр – инсценировок, действуя вместе ввоспитателем, подражая ему, дети учатся понимать и использовать язык жестов и мимики, совершенствуя свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.
У младших дошкольников необходимо стимулировать желание включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
В среднем возрасте расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры драматизации.
Для старших дошкольников характерны игры с « продолжением», предполагающие сочетание ролевой и театральной игры.
Таким образом, применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.
Активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, улучшается диалогическая речь
Автор(ы): Рахимова Елена Викторовна
Приложения: