Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда

закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со

стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

Главное отличие психологии ребенка заключается в том, что внутренний, психологический план (ценности, представления, мотивация и т.д.) у него только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей раннего возраста.

Зависимость от ситуации характеризует не только поведение, но и внутреннюю, психическую жизнь ребенка. Память в раннем возрасте проявляется, главным образом, в узнавании знакомых предметов или явлений. Впечатления младенческого и раннего возраста, как правило, не сохраняются в памяти человека; взрослый человек не может рассказать о них, за исключением каких-то исключительных случаев. Однако ребенок легко узнаёт знакомые предметы, помещения, действия, — словом, то, с чем он достаточно давно сталкивался в прошлом.

Мышление в раннем возрасте проявляется как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации.

Мыслить для маленького ребенка — не значит думать или вспоминать,

а значит действовать «здесь и сейчас», с конкретными, воспринимаемыми предметами.

Эмоции и аффекты в этом возрасте тоже крайне ситуативны и проявляются преимущественно в момент сиюминутного восприятия чего-либо, вызывающего аффект. Ребенок может отчаянно заплакать из-за того, что на его глазах лопнул воздушный шарик, и столь же быстро успокоиться, если ему предложат другой. Он радуется новой игрушке, энергично бросает ее на пол и совершенно не боится ее сломать или потерять.

Для ребенка очень важна предсказуемость ожидающих его событий. Привычный порядок дня, привычная обстановка, знакомые близкие люди создают уверенность в себе и ощущение спокойствия и устойчивости своего существования. Другое дело,

когда какое-либо изменение внешнего мира производится самим ребенком — когда он сам что-то строит или разрушает, склеивает или разрывает на мелкие части, — это приносит ему максимальное удовольствие.

Всё новое входит в жизнь и сознание ребенка постепенно, мелкими шагами. Больше всего интересно то, что знакомо (узнаваемо) и в то же время несколько отличается от привычного. Определить степень и характер этих «привлекающих отклонений» — специальная задача взрослых, которая каждый раз решается заново.

Дело в том, что собственное Я ребенка еще не выделено, оно слито с окружающим и существует в рамках привычного образа жизни. Ребенку необходимы постоянные, устойчивые внешние опоры существования. Поэтому малыши так сильно привязаны

к некоторым вещам (игрушкам, предметам одежды, бытовым предметам и пр.) и страдают, когда что-то теряется или пропадает из виду.

Конечно, главной опорой для маленьких детей являются родители. Когда мама держит тебя за руку (а еще лучше на руках), даже самые необычные пауки и червяки перестают быть страшными и вызывают любопытство.

В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:

— во-первых, передает ребенку смысл действий с предметом,

его общественную функцию (для чего нужен тот или иной пред-

мет, что и когда с ним нужно делать);

— во-вторых, организует действия и движения ребенка, пере-

дает ему приемы осуществления действия (показывает, как нужно действовать);

— в-третьих, через поощрения и порицания контролирует ход

выполнения действий ребенком.

Возраст от одного до трех лет является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К трем годам ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Рассмотрим, как происходит развитие предметной деятельности в раннем возрасте.

 

Сначала ребенок, подражая взрослому, воспроизводит способ действия только на тех предметах, с которыми действовал взрослый. На втором году жизни для воспроизведения показанного действия уже не обязательно требуется непременно тот же самый предмет: появляется возможность переноса действия на другие предметы. Например, ребенок в 1 год и 2–3 месяца может кормить кубик, надевать носок на ножку стула или причесывать расческой мячик. Это говорит о том, что общий рисунок действия уже отделяется от конкретных предметов, но

смысл и человеческое значение действия еще не осознаны.

В этот период (а он продолжается примерно от года до полутора) ребенок становится более активным и часто подражает тем действиям, которые наблюдает у взрослых. Например, дети воспроизводят «курение сигареты», или «разговор по телефону», или «чтение книжки» и т.д., естественно, не понимая смысла этих действий.

На втором году жизни действия с одним и тем же предметом могут быть то ручными, то орудийными. Это хорошо можно видеть на примере того, как малыш овладевает совочком в качестве орудия для того, чтобы насыпать песок. Копаясь в песочнице, он тычет совочек в песок перпендикулярно почве и вытаскивает его,

ничего не захватывая. Потом, убедившись в «бесполезности» своих попыток, он начинает копать и захватывать песок руками, что получается более успешно. Потом опять берет совочек.

Итак, главное в овладении бытовыми орудийными действиями — это совместная деятельность ребенка со взрослым. Ни один ребенок второго года жизни самостоятельно не откроет способ пользования ложкой, чашкой или горшком. Тем не менее, большинство детей в этом возрасте хорошо овладевают этими и другими предметами — за счет того, что они делают это с помощью взрослых.

Дети от одного до трех лет отличаются жаждой действий с окружающими предметами. Они любят греметь кастрюлями, складывать и перекладывать пуговицы в коробочку, рвать бумажки, крутить колесики и т.д. Причем всё это они делают без какой-то цели, «просто так», и получают от своих действий огромное

удовольствие. Это и есть главная развивающая деятельность малыша.

В психологии деятельность малыша с предметами (предметная деятельность) считается ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Прежде всего, в предметной деятельности происходит развитие восприятия малыша, а главная задача этого возраста — учиться воспринимать мир, выделять в нем отдельные свойства. Мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер — он устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Внимание тоже определяется восприятием — он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его зрения. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребенок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например, подобрать одинаковые

или различные по величине колечки или стаканчики. Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет особого значения для узнавания предметов и действия

с ними. Малыш совершенно одинаково действует с окрашенными и неокрашенными предметами, он легко узнает изображения, окрашенные в самые необычные цвета (например, зеленая кошка остается кошкой). Он ориентируется, прежде всего, на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребенок не

различает цвета. Однако цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание. Поэтому торопить двухлетнего ребенка с различением и называнием цветов не следует.

На третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей, и эти представления закреплены за конкретными предметами. Для обогащения этих представлений необходимо, чтобы малыш знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях.

Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой можно активно действовать, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями — например, тянет веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку.

В процессе усвоения соотносящих действий ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению — важный шаг в развитии мышления.

Долгое время принято было считать, что детская речь возникает из прямого подражания речевым звукам взрослого: малыши запоминают слова взрослых, повторяют их и таким образом усваивают речь. Подражание действительно имеет место при овладении речью (ведь дети всегда начинают говорить на том же

языке, что и их родители). Однако оно не является главным.

Ребенок может легко воспроизводить то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использовать его самостоятельно. Значит, умение подражать, воспринимать и воспроизводить чужие слова еще не ведет к появлению собственных слов ребенка.

Взаимодействие взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков. Слово — это, прежде всего, знак, т.е. заместитель другого предмета. Значит, за каждым словом должен стоять какой-то предмет, который оно обозначает, т.е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и 21ребенок до полутора лет ограничиваются проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребенком и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. Если же мама играет с ребенком в игрушки, его

действия и эти самые игрушки становятся предметом (или содержанием) их общения. Однако в том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к

кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает два главных

условия:

1) потребность в общении со взрослым;

2) потребность в предмете, который нужно назвать.

Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым или содержательного, делового общения с ним создает необходимость назвать предмет и значит произнести свое слово.

Значит, главное — это не просто говорить, но играть с ребенком

и разговаривать по поводу совместной игры. Для этого подходят

кубики, пирамидки, мячики, машинки, картинки и многие другие

предметы, с которыми можно заниматься вместе.

Важно подчеркнуть, что ребенок сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Он начинает понимать: для того чтобы обратиться ко взрослому, нужно использовать конкретное слово, которое и становится средством обращения. Таким образом, восприятие и воспроизведение слова возникает на основе уже открытого смысла речевого общения и сотрудничества со взрослым.

Без достаточно развитой потребности в общении со взрослым и

совместной с ним игре первые слова появиться не могут.

К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых.

Это находит свое выражение в словах «Я сам», «Я хочу», «Я не хочу», которые являются свидетельством кризиса трех лет.

В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не

было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми «Я хочу». Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет.

Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Явными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, строптивость и т.д. Данные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и к самому себе. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Однако это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и наперекор очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому. В этом возрасте ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан, противопоставляется им во всем. Собственное «Я «ребёнка эмансипируется от взрослых и становится предметом его

переживаний. Характерно, что именно в этот период многие дети. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем. Новое

видение себя состоит в том, что ребенок впервые открывает материальное воплощение своего «Я», а его мерой могут служить собственные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но и сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя. Поэтому каждый результат деятельности становится и утверждением своего «Я», которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное воплощение, т.е. через его достижения в предметной деятельности. Главным источником такой оценки является взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать

отношение взрослого.

Становление такой системы «Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.


Автор(ы): Лапина Ирина Владимировна
Приложения: