Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе
при обучении чтению на уроках английского языка
Беляева Елена Викторовна
В связи с введением нового стандарта обучения ФГОС ОО и началом изучения иностранного языка в общеобразовательных школах со второго класса у учащихся выявляются проблемы при обучении чтению. Методика преподавания иностранного языка во 2-4 классах существенно отличается от других методик.
В УМК Спотлайт впервые обучение чтению происходит по методу, который называется «глобальное чтение» (whole-word reading), основанному на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова. А именно, - звучащее слово и его написание предъявляется ученику много раз (оно звучит на диске, проговаривается в электронном приложении, написано в учебнике, рабочей тетради и на карточках для визуального ознакомления).
Давайте рассмотрим особенности слабоуспевающих учащихся:
· низкий уровень знаний;
· не сформированы элементарные организационные и учебные навыки;
· нет опоры на родителей как союзников учителя;
· отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;
· частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях.
Например, ученик не умеет работать с текстом.
При обучении чтению используется:
Метод визуализации – это комплекс психологических приемов, направленных на воссоздание и управление зрительными образами во внутреннем пространстве. Обучение чтению в УМК Spotlight ведётся по методу визуализации или обучение чтению целыми словами.
Таким образом, у детей есть возможность воспринимать слово целиком - или ГЛОБАЛЬНО.
На первом этапе ставится задача обучения чтению алфавита, причем особое внимание уделяется чтению согласных букв и их сочетаний. Ученикам гораздо легче прочитать слово, если он уже умеет хорошо читать согласные буквы.
На следующем этапе, опираясь на тематику модулей, дети накапливают зрительный образ слов и тренируют чтение отдельных слов. Этот этап присутствует практически на всех уроках во 2-м классе.
Затем учащиеся закрепляют чтение слов в коротких словосочетаниях и предложениях, а также в диалогах и песнях.
Аналогичную работу ученики проделывают дома, слушая, повторяя и запоминая новые слова). Затем родители помогают изучить новые слова в конкретных ситуациях. Дома учащиеся прописывают новые слова, запоминая их написание. (Причем слово воспринимается целиком, что возможно странно для многих из нас, привыкших к слоговому чтению слов в русском языке).
Таким образом, в результате обучения чтению глобальным способом ребенок умеет:
-– читать целое слово
– читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитанного,
– прочитывать сложные и незнакомые слова по слогам,
– распознает отдельные буквы и звуки
Я использую любую возможность работать над развитием этого умения. В этом мне помогает книга «Тренажер для развития навыков быстрого чтения». В пособии очень интересные задания, которые очень нравятся всем детям:
чтение с дырками,
чтение наоборот,
Дефицит внимания, характеризующийся отвлекаемостью, подвижностью, неусидчивостью. (Стоит одному ребенку произнести какую-то реплику, весь класс вступает в разговор).
Отсутствие познавательного интереса.
Чем это обусловлено:
с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.
Некоторые родители откровенно говорят, что им заниматься с детьми некогда, они работают. Именно поэтому авторы УМК разработали Книгу для родителей, в которой подробно расписано как работать с упражнениями в учебнике и остальными составляющими УМК, также в книге для родителей имеются ключи к заданиям учебника и рабочей тетради.
Несформированность произвольной сферы проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
Конфликтные отношения
со сверстниками;
учителями.
7.Низкий познавательный интерес.
8.Низкий уровень развития словесно-логического мышления.
9.Низкая работоспособность проявляется
в утомляемости,
истощаемости, медленном темпе работы.
Необходим учет индивидуальных особенностей таких детей:
снижение нагрузки,
соблюдение щадящего режима,
позволить не спеша закончить работу дома,
проводить контрольные работы и диктанты с группой таких детей отдельно,
работать на уроке по карточкам с индивидуальными заданиями,
давать время на обдумывание ответа (спросить только через 2-3 человека),
давать время на исправление ответа,
опрос лучше в письменном виде,
не отвлекать во время письменного или самостоятельного задания, так как ребенку вновь придется потратить много времени, чтобы он мог включиться в деятельность,
по возможности давать однотипные задания: 1 часть урока – примеры, другую – задачи, третью – что-то другое, но не более 10-15 минут один вид работы.
новый материал – лучше спросить после повторения дома, то есть на следующем уроке,
поскольку инертные ученики с трудом отключаются от предыдущей ситуации, не следует спрашивать их в начале урока.
Виды работ со слабоуспевающими учениками.
карточки для индивидуальной работы,
задания с выбором ответа,
деформированные задания.
карточки-тренажеры,
творческие задания,
карточки с образцами решения.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;
Желательно, чтобы ответ был не в устном, а письменном виде;
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
В заключении хотелось бы сказать, что
Чтение – это вид речевой деятельности и обучение чтению – это своего рода игра.
Чтение – неотделимо от аудирования, письма и говорения.
Технология глобального чтения позволяет устранить признаки дислексии.
Автор(ы): Беляева Елена Викторовна
Приложения: