Эффективные приемы работы с родителями
по профориентации школьников

Голодова Ульяна Борисовна

Выбор профессии – один из самых ответственных шагов в жизни каждого человека, к которому необходимо относится ответственно, вдумчиво, ориентируясь на будущее. Грамотно осуществленный профессиональный выбор позволяет человеку быть востребованным и успешным не только в работе, но и в личной жизни. Особенно это важно в современном мире, где каждый становится творцом своей судьбы, а продуктивная активность определяет материальный достаток и моральное удовлетворение.

Практика показывает, что каждый пятый студент к средним курсам разочаровывается в выбранной профессии. Из этого можно сделать вывод, что часто школьник выбирает профессию необдуманно, на этот выбор влияет множество факторов. Важным и необходимым аспектом для профессионального самоопределения является вовремя проведенная профориентационная работа.

Привлечение родителей к совместной работе - одна из самых трудных задач школы. Залогом успеха в обучении и воспитании детей является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях. Родители обращаются к педагогам по различным вопросам. Это обучение, воспитание, решение конфликтных ситуаций, организация досуга, а также повышение педагогической компетентности. Рассматривая проблемы, которые волнуют родителей и детей, вопрос профессионального самоопределения выпускников всегда остается актуальным, особенно это ярко выражено в старших классах. Социально-экономическая ситуация в нашей стране диктует конкуренцию на рынке труда и рынке образовательных услуг. Ужесточились требования к потенциальным работникам, абитуриентам. И осознанный выбор будущей профессии стал одной из острейших проблем современного общества.

Влияние родителей на выбор профессии их детьми очень велико. Опросы старших школьников в нашей школе показали, что для ребят советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение. Конечно, родители при этом желают детям добра, волнуются за их будущее, искренне желают им счастья. Но родители могут ошибаться. И эти ошибки тяжело сказываются на судьбе детей. В процессе профориентации учащихся педагог сталкивается с различными трудностями в работе с родителями. Наиболее глубокой проблемой является отсутствие у родителей информации об особенностях своего ребенка. Родители не знают, каковы интеллектуальные, личностные характеристики старшеклассников, они имеют свои собственные представления, приписывая свои желания ребенку.

Ещё одна распространенная ошибка – неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей. Могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.

Некоторые родители, проявляя бурную заботу о «выгодном», «удобном», «беспроигрышным» устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь, достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от «своего» выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них не сложилось, не удалось.

Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. Нужно найти «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Классный руководитель становится связующим звеном между родителем и ребенком, помогая сделать правильный выбор.

Наиболее часто встречающиеся причины, приводящие к неправильному выбору профессии – это недостаточная информированность о профессиях, незнание своих способностей и неумение соотнести их с требованиями профессий, незнание самих правил выбора профессий.

Недостаточная информированность о профессиях.

Опрос показал, что ориентация школьников в мире профессий довольно однобокая диапазон специальностей, на которые нацеливаются учащиеся зачастую очень узок. Учащиеся называют в своих ответах всего около 20 профессий в то время, как их насчитывается около 40 тысяч.

Родители не всегда могут дать совет о выборе профессии, так как сами мало владеют данной информацией. Классный руководитель может предложить родителям и детям подборку специализированной литературы о тех или иных профессиях, организовать по возможности экскурсию на производство или встречу с человеком данной профессии (часто таким человеком может оказаться кто-то из родителей старшеклассников, что положительно сказывается на дальнейшую пофориентационную работу с классом), посоветовать учебное заведение, где готовят таких специалистов, помочь проанализировать перспективы трудоустройства и профессионального роста.

Обязательно нужно рассказать ребенку о минусах профессии. Понимая, что любая профессия имеет объективные минусы, старшеклассник будет относится к выбору профессии гораздо реалистичнее.

Незнание своих способностей и неумение соотнести их с требованиями профессий.

Для правильного выбора профессии необходимо правильно оценивать свои слабые и сильные стороны, реально оценить свои способности. К нежелательным последствиям приводит как переоценка, так и недооценка. В первом случае это может привести к негативным результатам на вступительных экзаменах или во время учебы в ВУЗе. Во втором, вместо желаемой специальности, ребята нередко выбирают другую, более надежную с точки зрения попадания в ВУЗ. Здесь в помощь родителям классный руководитель может провести психологические диагностики с определением уровня самооценки обучающихся.

Необходимо учитывать и состояние здоровья. Никто лучше родителей не знает отклонения в состоянии здоровья детей, поэтому в вопросе профессиональной пригодности подростков вмешательство родителей будет вполне уместно и даже необходимо. Классный руководитель может предложить подборку с информацией о медицинских противопоказаниях по профессиям, интересующим их детей.

Незнание правил выбора профессий.

Не надо поддаваться рекламным стереотипам, необходимо узнать не только о радужной стороне профессий, но и теневой. Выбор профессии за компанию с друзьями или одноклассниками не может быть надежным и мотивированным. В итоге ребята выбирают не свою профессию, а профессию друга.

Вторая распространенная ошибка как школьника, так и родителей – автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию. Оценка «отлично» или «хорошо» по какому-то школьному предмету становится единственным и достаточным условием успешного выбора профессии.

Обязательно нужно помочь старшеклассникам оценить ситуацию с дальнейшим трудоустройством. Простейший путь: взять несколько изданий с объявлениями о вакансиях, подобрать сайты в сети Интернет, посвященные трудоустройству. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами, которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные, можно определить, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако нужно учесть, что потребности рынка могут меняться. Через 3-5 лет, когда ребенок закончит обучение, картина может поменяться.  Так что выбирать нужно сердцем, не забывая про рассудок. 

Вышеперечисленные факты позволяют сделать вывод о необходимости выстраивания просветительской работы в профориентации старших школьников, работе с их родителями.

Формы профориентационной работы классного руководителя с родителями учащихся весьма разнообразны:

1.     Тематические родительские собрания. Это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей учащихся класса, направленные на выбор профиля обучения: «Выбор профиля обучения», «Значимость выбора в жизни человека», «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка».

2.     Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию. Тематика и форма проведения таких классных часов может быть разнообразной. Например, дискуссия «Мы хотим быть…», «Карнавал профессий», диспут «В поисках будущей профессии», беседа «Ты и твоя будущая профессия».

3.     Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора учащимися профессий. Часто родители обращаются за помощью к классному руководителю, который поможет проинформировать об учебных заведениях, дать советы по поводу алгоритма действий при выборе профессии, посоветовать обратиться за помощью к педагогу-психологу.

4.     Анкетирование родителей учащихся поможет выявить отношение родителей к профессиональному самоопределению их ребенка, степень влияния родителей на процесс профессионального выбора учащихся. Благодаря анкетированию можно будет корректировать поведение родителей и учащихся в плане выбора будущей профессии. Например, можно провести социологический опрос родителей: «Каким я вижу своего ребенка»; «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии».

5.     Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и в учреждения профессионального образования.

6.     Информирование родителей (оформление информационного стенда по профориентации, знакомство с сайтами учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона, и т.д.).

7.     Лекторий. Информационно-консультационные темы лекций могут быть следующие:

«Будущая профессия вашего ребенка»; «Как помочь ребенку выбрать профессию»; «Мифы профессионального cамоопределения»; «Основные факторы влияющие на выбор профессии»; «Ошибки при выборе профессии»; «Правила выбора профессии».

Используя упомянутые формы работы с учащимися, применяя их в воспитательном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. В результате у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.


Автор(ы): Голодова Ульяна Борисовна
Приложения: