Рисование как средство развития познавательной деятельности у детей
Пронина Светлана Альбировна
Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Предпосылками продуктивных видов деятельности выступают потребность ребенка в самостоятельности и активности, подражание взрослому, формирование координации движения рук и глаз. Обучение детей рисованию активизирует познавательный интерес и способствует эффективному развитию воображения и восприятия, образных представлений, мышления, памяти.
Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес к различным видам искусства в целом.
Искусство – одна из богатейших сокровищниц человеческого познания.
Все дети любят рисовать и мы, педагоги, должны поддерживать в них эту любовь. Не нужно стремиться навязать ребенку процесс рисования, а лучше попытаться увлечь его этим видом деятельности. Один мудрец сказал: «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». И призвание педагога – помочь ребенку открывать мир, максимально раскрывая творческий потенциал, учить видеть волшебное в самом обыденном!
На формирование опыта работы на меня оказал следующий фактор: во время работы в детском саду я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, знаний. Стимулом побудить детей к деятельности - заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, но и ещё могут познавать окружающий мир через рисование. Изобразительная деятельность является ключом к открытию творческого мира познания. Именно через рисунки, можно определить на сколько ребенок хорошо познает мир, как окружающая среда влияет на внутренне состояние ребенка, а также насколько хорошо развито мышление и воображение подрастающего поколения.
В старшем возрасте перед дошкольниками раскрывается мир во всей его сложности: теперь у ребенка более богатые представления. Дети уже понимают, что с помощью цвета можно выплеснуть на лист бумаги радость или гнев, печать или страх, а можно создать впечатление покоя и равновесия. Развитие воображения помогает создавать персонажи, которых на самом деле не существует. Появляется возможность моделировать ситуации. Поэтому детям предлагаю такие задания: нарисуй с закрытыми глазами, нарисуй двумя руками одновременно, сказочные птицы и звери.
Наблюдая в педагогической работе за изобразительной деятельностью детей группы, можно увидеть, что дети очень любят рисовать, передавая свое эмоциональное состояние на лист бумаги. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, иногда гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Формируя у детей творческий потенциал, используя для этого различные организационные формы: непосредственно организованную деятельность, игры, беседы.
Очень важно сделать естественный процесс жизни и деятельности ребенка творческим, ставить детей не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. Эффективности в реализации работы способствовали активные формы сотрудничества с родителями. Сотрудничество с семьей позволяет объединить усилия взрослых для успешного познания окружающего мира средствами изобразительной деятельности. Навыки полученных знаний в детском саду, необходимо закреплять дома. Желательно чтобы в распоряжении детей дома, всегда были на видном месте материалы и принадлежности для рисования. Дети смогли бы повторить рисунок, который выполняли на занятии по изо деятельности, что-то дополнить, изменить в лучшую сторону, повысить свои навыки и умения. Некоторые родители считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением, компьютерными играми, или другими, с их точки зрения, нужными занятиями.
Свою работу по развитию познавательных способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности, я буду продолжать. Ребенок старше 5 лет становится организованным, учится планировать свою работу. Он может решать художественные задачи, начинает чувствовать цвет, форму, размер, фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением и слухом.
Благодаря рисованию, у дошкольников формируется связная речь.
Таким образом, рисование не только обучает тем или иным навыкам, развивает творческие способности и эстетический вкус ребенка, а также раскрывает его как личность, помогая решить задачи психологического характера, выразить свое отношение к окружающему миру, быть более успешным в социуме, уверенным и активным.
Чтобы ребенку было удобно заниматься творчеством, организуйте ему рабочее место, соответствующее, росту дошкольника и достаточное освещение.
От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит карандаш или кисть, это может сказаться на подготовке к школе. Его рука не должна быть напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения.
Обратите внимание на осанку ребенка. Чтобы не утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течение длительного времени. Делайте динамические паузы. И не забывайте - лучший отдых, это смена занятия.
Ребенок любит узнавать что-то новое. Занимаясь рисованием, он не только активно и самостоятельно действует, но и создает сюжетные картинки, композиции. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.
Познавательная способность составляет закономерную особенность всех искусств и художественный образ всегда является восприятием определённой информации, идеи о мире, о человеке. А изобразительная деятельность как раз и может в естественной форме, логически связанной с задачами деятельности изображения, обогащения содержания детского творчества, обеспечить удовлетворение потребности ребенка в познании. Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, связанных с самостоятельной практической и творческой деятельностью.
Автор(ы): Пронина Светлана Альбировна
Приложения: