Конспект логопедического занятия

Письмо от зимушки-зимы

Кондратьева Галина Михайловна

Логопедические цели:                            

  • Неречевые –

     1. Развитие общей моторики.

     2. Развитие конструктивного праксиса.

     3. Развитие слухового восприятия.

  • Речевые –

1.Развитие словоизменения: согласование прилагательного с существительным в роде и числе.

2. Развитие словообразования: образование существительных с помощью  уменьшительно-ласкательных суффиксов.

     3. Развитие связной речи. Составление предложений по  простым сюжетным картинкам.

     4. Закрепление произношения звука [Б] в звукоподражаниях.

Педагогические цели: Знакомство с белым цветом.

Воспитательные цели: Развитие подражательности.

Оборудование: Конверт; сюжетная картинка «Белая зима»; набор сюжетных картинок «Зимние забавы»; две грузовые машины: большая и маленькая; объемное изображение снеговика, наборы белых геометрических фигур по количеству детей (два квадрата, два треугольника и три круга: большой, средний, маленький); две волшебных палочки; простые предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов: снеговик – снеговичок; гора – горочка; снежинка – снежиночка; санки – саночки; комок – комочек.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята! Я сегодня получила письмо.   (Логопед показывает большой конверт.)

Давайте посмотрим, что же там внутри. (Логопед достаёт снежинки.)

      - Что это такое? (Снежинки.)

Правильно, снежинки! А прислала нам их зима.

2. Развитие словоизменения: согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Знакомство с белым цветом.

Логопед: Посмотрите в окно, и скажи, какую краску больше всего любит зима?   (Или, какого цвета больше всего на улице?)  (Белого.)

Логопед: Зимушка-зима нам прислала картинку. (Логопед достает из конверта сюжетную картинку «Белая зима.»)

Логопед: Все укрыто белым снегом,

                 Крыши и деревья, дорожка и скамейка.

Логопед: Посмотрите на картинку, художник нарисовал все белым цветом:  белый снег, белая крыша, белые деревья, белые дорожки, белая скамейка.

А теперь вы скажите мне:

- Какой снег?  (Белый снег.)

- Какая крыша? (Белая крыша.)

- Какие деревья? (Белые деревья.)

- Какие дорожки? (Белые дорожки.)

Какая скамейка? (Белая скамейка.)

3. Развитие связной речи. Составление предложений по  простым сюжетным картинкам.

Игра: «Зимние развлечения».

Логопед: А ещё зимушка-зима прислала нам фотографии, которые она сделала в соседнем детском саду. Она хочет, чтобы вы посмотрели, как другие детки играют на прогулке зимой.  Логопед выставляет поочередно картинки и комментирует: «Мальчики  играют в снежки. Дети строят крепость. Девочки  катаются на санках. Девочка катается на лыжах. Мальчик лепит снеговика.»  Далее логопед спрашивает:

- Покажите, где мальчики играют в снежки.

- Покажите, где дети строят крепость.

- Покажите, где мальчик лепит снеговика.

- Покажите, где девочки катаются на санках.

- Покажите, где девочка катается на лыжах.

После этого логопед показывает на определенную картинку и спрашивает:

    - Что делают мальчики? (Мальчики играют в снежки.)

Аналогичная работа проводится с каждой картинкой.

4. Развитие общей моторики: развитие подражательности.

Игра - имитация: «Как мы играем зимой».

Логопед: Как весело ребятам зимой. Мы тоже можем показать, как играем на прогулке зимой.  Логопед дает задание, а дети повторяют.

- Мы умеем кататься на лыжах. (Логопед имитирует катание на лыжах, а дети повторяют за ней.)

 - Мы умеем ходить по высоким сугробам. (Логопед имитирует это движение, а дети повторяют.)

- Мы умеем играть в снежки. (Логопед имитирует это движение, а дети повторяют.)

- Мы умеем греть ладошки от холода. (Логопед имитирует это движение, а дети повторяют.)

- Мы умеем чистить дорожки от снега. (Логопед имитирует это движение, а дети повторяют.)

5. Закрепление произношения звука [Б’] в звукоподражаниях.

Игра: «Две машины».

Логопед: Вот мы расчистили все дорожки от снега. Снег мы погрузим в машины. Логопед достает большую и маленькую машинку. Когда едет большая машина, она сигналит громко, вот так: «БИ –И – И – И – И, БИ – И - И-  И», а когда едет маленькая машинка, она сигналит тихо: «би – и – и – и – и, би – и – и- и».) Я вам сейчас буду показывать машины, а вы будете произносить нужный сигнал, или тихо, или громко.

6. Развитие конструктивного праксиса: учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время выполнения задания.

Игра: «Снеговик».

Логопед: Давайте посмотрим, что ещё нам прислала зимушка-зима в этом конверте. (Логопед достает картинку снеговика.)  Да это же снеговик! Логопед читает стихотворение:

Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза-угольки, ручки-сучки.

А в руках есть метла – как она хороша.

Но скучно мне одному, нет у меня друзей,

Помогите мне поскорей!

Логопед: Недаром снеговик такой грустный – ему скучно одному. Давай мы ему сделаем друга. (Дети выбирают из белых геометрических  фигур только круги и выкладывают их в нужной последовательности – большой, средний, маленький.)

Логопед обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называет эта фигура. Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу?  (большой.) Какой потом? (средний) Какой круг будет

вверху? (маленький)».

Какой замечательный снеговик получился у вас!

7. Развитие словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Игра: «Волшебная палочка».

Логопед: Давайте посмотрим, что же ещё нам прислала зимушка-зима. (Логопед достает из конверта волшебную палочку.) Зимушка-зима вам прислала свою волшебную палочку. Каждый из вас превратится сейчас в волшебника. Вы будете превращать большие предметы в маленькие. Выставляются простые предметные картинки с изображением большого и такого же маленького предмета. Логопед называет большой предмет, а затем дотрагивается волшебной палочкой до маленького предмета и называет маленький предмет (снеговик – снеговичок; гора – горочка; снежинка – снежиночка; санки – саночки; комок – комочек).

 Далее логопед называет большой предмет, а ребенок, которому дали волшебную палочку, дотрагивается ею до маленького предмета и называет маленький предмет.

8. Развитие слухового восприятия: определение направления звучания.

Игра: «Где стучит палочка?»

Логопед: Вы были замечательными волшебниками. Но волшебная палочка хочет ещё с вами поиграть. Посмотрите, у меня есть тоже волшебная палочка.

Дети сидят спинок к логопеду. Логопед ударяет палочками друг о друга. Дети  должны угадать, где звучат палочки,  и показать рукой направление звука: слева, справа, внизу, вверху.

9. Организация окончания занятия.

Логопед: Давайте вспомним, от кого мы получили письмо. Что нам прислала зимушка-зима в своем конверте? (Картинки, снежинки, волшебную палочку, снеговика.)

Мы сейчас с вами пойдем на прогулку и слепим для зимушки-зимы снеговика.          


Автор(ы): Кондратьева Галина Михайловна
Приложения: