Конспект логопедического занятия
Письмо от зимушки-зимы
Кондратьева Галина Михайловна
Логопедические цели:
- Неречевые –
1. Развитие общей моторики.
2. Развитие конструктивного праксиса.
3. Развитие слухового восприятия.
- Речевые –
1.Развитие словоизменения: согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
2. Развитие словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
3. Развитие связной речи. Составление предложений по простым сюжетным картинкам.
4. Закрепление произношения звука [Б] в звукоподражаниях.
Педагогические цели: Знакомство с белым цветом.
Воспитательные цели: Развитие подражательности.
Оборудование: Конверт; сюжетная картинка «Белая зима»; набор сюжетных картинок «Зимние забавы»; две грузовые машины: большая и маленькая; объемное изображение снеговика, наборы белых геометрических фигур по количеству детей (два квадрата, два треугольника и три круга: большой, средний, маленький); две волшебных палочки; простые предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов: снеговик – снеговичок; гора – горочка; снежинка – снежиночка; санки – саночки; комок – комочек.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята! Я сегодня получила письмо. (Логопед показывает большой конверт.)
Давайте посмотрим, что же там внутри. (Логопед достаёт снежинки.)
- Что это такое? (Снежинки.)
Правильно, снежинки! А прислала нам их зима.
2. Развитие словоизменения: согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Знакомство с белым цветом.
Логопед: Посмотрите в окно, и скажи, какую краску больше всего любит зима? (Или, какого цвета больше всего на улице?) (Белого.)
Логопед: Зимушка-зима нам прислала картинку. (Логопед достает из конверта сюжетную картинку «Белая зима.»)
Логопед: Все укрыто белым снегом,
Крыши и деревья, дорожка и скамейка.
Логопед: Посмотрите на картинку, художник нарисовал все белым цветом: белый снег, белая крыша, белые деревья, белые дорожки, белая скамейка.
А теперь вы скажите мне:
- Какой снег? (Белый снег.)
- Какая крыша? (Белая крыша.)
- Какие деревья? (Белые деревья.)
- Какие дорожки? (Белые дорожки.)
Какая скамейка? (Белая скамейка.)
3. Развитие связной речи. Составление предложений по простым сюжетным картинкам.
Игра: «Зимние развлечения».
Логопед: А ещё зимушка-зима прислала нам фотографии, которые она сделала в соседнем детском саду. Она хочет, чтобы вы посмотрели, как другие детки играют на прогулке зимой. Логопед выставляет поочередно картинки и комментирует: «Мальчики играют в снежки. Дети строят крепость. Девочки катаются на санках. Девочка катается на лыжах. Мальчик лепит снеговика.» Далее логопед спрашивает:
- Покажите, где мальчики играют в снежки.
- Покажите, где дети строят крепость.
- Покажите, где мальчик лепит снеговика.
- Покажите, где девочки катаются на санках.
- Покажите, где девочка катается на лыжах.
После этого логопед показывает на определенную картинку и спрашивает:
- Что делают мальчики? (Мальчики играют в снежки.)
Аналогичная работа проводится с каждой картинкой.
4. Развитие общей моторики: развитие подражательности.
Игра - имитация: «Как мы играем зимой».
Логопед: Как весело ребятам зимой. Мы тоже можем показать, как играем на прогулке зимой. Логопед дает задание, а дети повторяют.
- Мы умеем кататься на лыжах. (Логопед имитирует катание на лыжах, а дети повторяют за ней.)
- Мы умеем ходить по высоким сугробам. (Логопед имитирует это движение, а дети повторяют.)
- Мы умеем играть в снежки. (Логопед имитирует это движение, а дети повторяют.)
- Мы умеем греть ладошки от холода. (Логопед имитирует это движение, а дети повторяют.)
- Мы умеем чистить дорожки от снега. (Логопед имитирует это движение, а дети повторяют.)
5. Закрепление произношения звука [Б’] в звукоподражаниях.
Игра: «Две машины».
Логопед: Вот мы расчистили все дорожки от снега. Снег мы погрузим в машины. Логопед достает большую и маленькую машинку. Когда едет большая машина, она сигналит громко, вот так: «БИ –И – И – И – И, БИ – И - И- И», а когда едет маленькая машинка, она сигналит тихо: «би – и – и – и – и, би – и – и- и».) Я вам сейчас буду показывать машины, а вы будете произносить нужный сигнал, или тихо, или громко.
6. Развитие конструктивного праксиса: учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время выполнения задания.
Игра: «Снеговик».
Логопед: Давайте посмотрим, что ещё нам прислала зимушка-зима в этом конверте. (Логопед достает картинку снеговика.) Да это же снеговик! Логопед читает стихотворение:
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза-угольки, ручки-сучки.
А в руках есть метла – как она хороша.
Но скучно мне одному, нет у меня друзей,
Помогите мне поскорей!
Логопед: Недаром снеговик такой грустный – ему скучно одному. Давай мы ему сделаем друга. (Дети выбирают из белых геометрических фигур только круги и выкладывают их в нужной последовательности – большой, средний, маленький.)
Логопед обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называет эта фигура. Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой.) Какой потом? (средний) Какой круг будет
вверху? (маленький)».
Какой замечательный снеговик получился у вас!
7. Развитие словообразования: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Игра: «Волшебная палочка».
Логопед: Давайте посмотрим, что же ещё нам прислала зимушка-зима. (Логопед достает из конверта волшебную палочку.) Зимушка-зима вам прислала свою волшебную палочку. Каждый из вас превратится сейчас в волшебника. Вы будете превращать большие предметы в маленькие. Выставляются простые предметные картинки с изображением большого и такого же маленького предмета. Логопед называет большой предмет, а затем дотрагивается волшебной палочкой до маленького предмета и называет маленький предмет (снеговик – снеговичок; гора – горочка; снежинка – снежиночка; санки – саночки; комок – комочек).
Далее логопед называет большой предмет, а ребенок, которому дали волшебную палочку, дотрагивается ею до маленького предмета и называет маленький предмет.
8. Развитие слухового восприятия: определение направления звучания.
Игра: «Где стучит палочка?»
Логопед: Вы были замечательными волшебниками. Но волшебная палочка хочет ещё с вами поиграть. Посмотрите, у меня есть тоже волшебная палочка.
Дети сидят спинок к логопеду. Логопед ударяет палочками друг о друга. Дети должны угадать, где звучат палочки, и показать рукой направление звука: слева, справа, внизу, вверху.
9. Организация окончания занятия.
Логопед: Давайте вспомним, от кого мы получили письмо. Что нам прислала зимушка-зима в своем конверте? (Картинки, снежинки, волшебную палочку, снеговика.)
Мы сейчас с вами пойдем на прогулку и слепим для зимушки-зимы снеговика.
Автор(ы): Кондратьева Галина Михайловна
Приложения: