Роль русских народных сказок в формировании
культурных ценностей у детей:
методы использования и практические рекомендации
Волкова Ольга Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 64
Приморского района Санкт-Петербурга
Формирование культурных ценностей у детей дошкольного возраста представляет собой важную задачу, которая определяет их будущую жизнь и социальную адаптацию. Одним из ключевых инструментов в этом процессе являются русские народные сказки, которые уже в течение многих поколений передавались от родителей к детям. В данной статье мы рассмотрим влияние русских народных сказок на формирование культурных ценностей у детей дошкольного возраста, значимость и роль сказки в развитии детей, а методы использования русских народных сказок для формирования культурных ценностей.
Русские народные сказки – это богатство фольклора, которое содержит в себе ценные уроки, мудрые наставления и нравоучения. Они представляют собой уникальную форму культурного наследия, которая несет в себе ценности, через которые формируется культура и мировоззрение народа. Дети в этом возрасте особенно подвержены влиянию сказок, так как их восприятие мира и формирование ценностей только начинается.
Сказки с их неповторимыми образами, яркими сюжетами и мудрыми уроками, являются важным источником формирования у детей основных культурных ценностей. Они учат детей добру, честности, трудолюбию, терпимости. Сказки учат детей понимать, что добро всегда побеждает зло, подвиг и самопожертвование ценны, а знания и мудрость всегда приводят к успеху. Важно также, что русские народные сказки воспитывают патриотизм и любовь к родной стране.
Кроме того, сказки развивают воображение, креативность и логическое мышление у детей. Они учат детей различать добро и зло, а также помогают сформировать представление о мире, его правилах и порядке.
Сказка учит нас и развивает в нас нравственные ценности. Герои в сказках самоотверженные и бескорыстные, они ничего не требуют взамен. Сказка ориентирует детей на правильные и стоящие поступки. В сказке все деяния происходят поэтично и красочно. Стиль написания сказок сходен, но каждая сказка по отдельности сказка увлекательна и занятна, имеет свои детали, своих героев, свой характер. Сказку можно сравнить с человеком: во всякой сказке свое настроение, свои принципы и проблемы. [1].
Исследования показывают, что знакомство с русскими народными сказками имеет положительный эффект на развитие памяти, речи, воображения и обогащение внутреннего мира ребенка.
Сказку, в том числе и народную, как средство воспитания рассматривали многие отечественные педагоги, литераторы и психологи (В.Г. Белинский, В.Я. Пропп, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский и другие). Так, К.И. Чуковский писал о том, что сказочные события, персонажи учат ребенка сочувствовать, сострадать и становиться на сторону добра [2].
Виды сказок:
Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.
В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. («Каша из топора», «Умный работник»). В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа («Жар-птица и Василиса царевна», «По щучьему веленью» и т.д.). Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев («Лисичка со скалочкой», «Колобок», «Лиса и заяц». Животные олицетворяют хитрость (Лиса), злость (Волк), трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.
Чему учат сказки?
Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко». Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь». Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками: сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.
Главная мысль сказки:
Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль:
Добро всегда побеждает зло («Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»).
Легко хвалится, легко и свалиться. («Колобок»).
Будь трудолюбивым и терпеливым, тогда жизнь наградит. («Морозко»).
Как аукнется, так и откликнется. («Лиса и журавль»).
Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, формировали культурные ценности, очень важно вызывать к ним интерес.
Методы использования русских народных сказок для формирования культурных ценностей у детей.
1.Интерактивное чтение сказок.
Чтение сказок – это не просто развлечение, но и важный педагогический инструмент, который способствует развитию ребенка. Когда воспитатель читает детям сказки, важно придерживаться определенных правил, чтобы сделать этот опыт максимально полезным и вдохновляющим.
Во-первых, перед началом чтения нужно создать атмосферу спокойствия и комфорта. Убедитесь, что дети удобно устроились, объясните им, что сейчас мы отправляемся в удивительный мир сказок, и попросите быть внимательными и терпеливыми.
Во-вторых, важно подбирать сказки, которые соответствуют возрасту и интересам детей. Разнообразие сюжетов и жанров поможет развивать воображение и расширять кругозор малышей.
В-третьих, читайте сказки с эмоцией и интонацией. Используйте разные голоса для разных персонажей, делайте паузы, чтобы дети успевали впитывать смысл и атмосферу истории.
В-четвертых, после чтения сказки обсудите с детьми ее сюжет, героев, уроки, которые они могут извлечь из этой истории. Позвольте детям выразить свои мысли и чувства относительно прочитанного.
И наконец, не забывайте, что чтение сказок должно быть не только развлекательным, но и образовательным процессом. Помогите детям видеть в каждой сказке урок и мудрость, которые они могут применить в своей повседневной жизни. В итоге, чтение сказок станет не только увлекательным занятием, но и инструментом воспитания и развития детей.
2. Использование игр и театрализованных постановок.
Эти методы позволяют более глубоко погрузиться в мир сказок, прочувствовать их символику и мудрость, а также открыть новые грани сказочных персонажей.
Н.Я. Большунова и М.В. Инчина предлагают использовать возможности образовательной среды современного детского сада в форме игры на основе народной сказки. В своей работе авторы приводят доказательства эффективности совмещения выделенных нами игры, сказки и нравственных понятий. Дети, погружаясь в образовательный процесс, остаются в привычном им игровом контексте, взаимодействуют с давно знакомыми сказочными сюжетам и персонажами, при этом, через привычные образы, знакомясь с новыми явлениями. Главное преимущество такой методики воспитания-повышение мотивированности и осмысленности у детей [3]. Подобную форму обучения можно использовать и в формировании нравственности у детей. Дошкольники, используя народную сказку в игре, смогут не только в интересной форме познакомиться со сказочными сюжетами, но и усвоить нормы морали.
Игры, основанные на русских сказках, помогают детям развивать воображение, логику, эмпатию и другие навыки. Через игру дети могут лучше понять сюжет и характеры сказок, а также научиться решать различные задачи и проблемы, которые встречаются в сказочном мире. Кроме того, игра позволяет детям активно участвовать в процессе изучения, делая его более увлекательным и интересным.
Театрализованные постановки также играют важную роль в изучении русских сказок. Они позволяют увидеть сказки в живом исполнении, прочувствовать атмосферу и магию искусства театра, а также вжиться в роли персонажей и почувствовать их эмоции и переживания. Такой подход к изучению сказок помогает более глубоко понять их смысл и ценность, а также воспитывает творческое и эстетическое восприятие мира.
3. Рисование и творческая деятельность.
Одним из способов использования рисования и творчества в изучении русских народных сказок является создание иллюстраций к ним. Давая детям, задание нарисовать избранный момент из сказки или создать свою интерпретацию персонажей, педагог может активизировать их воображение, развить художественные способности, а также помочь им погрузиться в атмосферу сказочного мира. Дети, создавая иллюстрации к сказкам, не только запомнят содержание и главных героев лучше, но и смогут выразить свое видение и эмоции, связанные с происходящим.
Кроме того, творческая деятельность на основе русских народных сказок может включать создание коллажей, макетов, театрализованных постановок и прочих видов художественного творчества. Такие задания помогают детям не только познакомиться с культурным наследием страны, но и развить фантазию, логическое мышление, социальные навыки через совместную работу над проектами.
Использование данного метода помогает детям лучше понять и запомнить сюжеты и уроки сказок, развивает их творческие способности, воображение и эмоциональную сферу. Поэтому, включение таких заданий в образовательный процесс является важным компонентом формирования культурных ценностей у детей и помогает им глубже погрузиться в мир русской народной культуры.
4. Использование мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок.
Хороший мультфильм, показанный вовремя, – прекрасное средство для воспитания ответственного, доброго человека, так как обладает богатыми педагогическими возможностями. Они помогают детям понимать моральные уроки, скрытые за сказочными сюжетами, и учат ценить доброту, трудолюбие, справедливость. Благодаря мультфильмам дети учатся различать хорошее от плохого, узнают о важности дружбы и семейных ценностей.
Мультфильмы по мотивам русских народных сказок снимались с начала 20 века и до сегодняшних дней. Их создатели умело сочетают традиционные сюжеты с современными технологиями анимации, создавая уникальные произведения искусства.
Кроме того, мультфильмы способствуют развитию фантазии, творческого мышления и эстетического восприятия. Они помогают детям погрузиться в удивительный мир сказок, расширяют их кругозор и воспитывают вкус к изобразительному искусству.
Создание интереса к сказкам у детей – это не только способ погрузить их в мир волшебства, но и предоставить им инструмент для развития различных навыков. С помощью воспитательского терпения и креативности, можно вдохновить маленьких читателей на открытие богатства сказочного мира и постепенно внедрить любовь к русским народным сказкам. А это в свою очередь поможет прививать детям традиционные культурные ценности нашего народа.
Таким образом, отметим, что русские народные сказки играют значительную роль в формировании культурных ценностей у детей дошкольного возраста. Они помогают не только воспитать детей, но и сохранить и передать богатство культуры и традиций.
1. Егорова А.В. Проект на тему «Сказка как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» // Вестник дошкольного образования. 2023. № 1 (219). Часть 1.
2. Абсатирова, З. Г. Роль сказки в формировании личности воспитанников / З.Г.Абсатирова, Ф. Н. Давлетова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 августа 2019 года. –Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.).- 2019. – С. 159-161. –EDN QQKMFZ.
3. Большунова, Н.Я. Технология организации занятия в детском саду в формах игры средствами сказки /Н.Я.Большунова, М.В.Инчина //Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №. 3. – С. 206-212.
Автор(ы): Волкова Ольга Владимировна
Приложения: