Особенности работы инструктора ФК в период адаптации
с детьми раннего возраста в условиях бассейна
Картушина Александра Викторовна
Введение
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека. Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности. Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в повседневной жизни.
В этой статье речь пойдет об этапе адаптации детей с 1,6 лет к условиям бассейна, когда ребенок только пошел в детский сад первый год.
Купание, игры в воде, плавание благотворны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у детей раннего возраста невелика. Плавание эффективно увеличивает их работоспособность и силу.
Весь спектр новых ощущений в водной среде – состояние "полуневесомости", легкость, плавучесть, раскованность мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу – сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Задача инструктора – умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении.
Необходимое условие успеха в работе с детьми – это поддержание положительного отношения детей к занятиям. Инструктор должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли малышам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению плавать.
Методически правильно организованные занятия в воде, с учетом психологических особенностей детей раннего возраста, способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребенка. Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, в ходьбе, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности. Общение малышей со взрослыми в раннем возрасте – непременное условие развития предметной деятельности, ведущей деятельности детей этого возраста.
Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами (например, игрушкой-зайцем) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, хвостик, а за другими закреплены иные и однозначные способы действия. Жесткая закрепленность действий за предметами-орудиями, способы действия с ними устанавливаются малышом под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.
Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т.д. Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и позволяет действовать с предметами не только непосредственно, но и с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать).
Ведущей в этот период становится предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними.
Таким образом, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно - манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры.
Занятия плаванием, как средство оздоровления.
Самым главным приоритетом при занятиях плаванием, является оздоровительная направленность.
Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением ее сопротивления, - важнейший фактор гармоничного развития малыша. Горизонтальное положение, своеобразное состояние водной невесомости, активизирует кровоток к работающим мышцам, что способствует их развитию и укрепляет сердечно-сосудистую систему. Это рабочая поза пловца, его исходное положение для последующего выполнения плавательных движений.
Особо следует сказать о дыхании. В этом возрасте дыхание ребенка частое и поверхностное, что объясняется большой потребностью организма в кислороде и в связи с этим напряженной работой аппарата дыхания. Пребывание в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания.
Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребенка, трудно переоценить.
Во время плавания ребенок преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы (в том числе и очень мелкие), радикально способствуя устранению различных дефектов осанки и ликвидации плоскостопия. Постоянное купание и плавание закаляют организм, формируют стойкий иммунитет не только к простудным, но и к некоторым инфекционным заболеваниям. И здесь решающим является температурный фактор. Дело в том, что человек испытывает удовлетворение от купания и плавания лишь в том случае, если температура воды ниже температуры тела. Однако следует помнить, что теплопроводность воды почти в 30 раз выше теплопроводности воздуха, поэтому даже при купании и обучении плаванию грудных детей температура воды должна быть не выше 35°. В связи с постоянным преодолением сопротивления воды и большой ее плотностью выполнение вдоха и выдоха во время плавания для новичка затруднено, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, способствующие укреплению легких, бронхов, сосудов, а также межреберных мышц.
Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищает потовые железы, способствуя тем самым активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.
Правильно организованное занятие дает возможность:
- обеспечить закаливание;
- заставить ребенка двигаться и тратить энергию, а, следовательно, лучше развиваться, лучше есть, лучше спать;
- решается гигиеническая задача;
- ребенок получает эмоциональное удовольствие.
Особенности деятельности инструктора
Для детей раннего возраста основным методом является игровой, поэтому для занятий используется различный плавательный инвентарь:
· Надувные мячи, мячи разного диаметра, а также массажные мячи.
· Различные плавающие игрушки в виде зверей, птиц.
· Нудлсы.
· Плавательные доски различных размеров.
· Плавательные пояса различных размеров.
· Нарукавники.
· Надувные жилеты.
· Надувной круг для поддержания головы над водой.
· Обручи.
Программа занятий состоит из этапов:
· Освоение с водой
· Лежание (на груди, на спине)
· Скольжение (на груди, на спине)
· Движения ногами как при кроле на груди, на спине
· Ныряние
· Выдох в воду
При поступлении в ДОУ все дети проходят через адаптационный период. Ребенок из дома попадает в незнакомую обстановку, новые правила, новые лица. Дети, которые первый год ходят в сад, испытывают страх и дискомфорт, когда им приходится выходить из помещения группы, к которой они привыкли, где все знакомо. И даже выход на прогулку, на первых порах, не проходит без слез. Тоже самое происходит и с занятиями по плаванию. Занятия по плаванию начинаются после того, как малыш привыкнет к группе, воспитателям и другим ребятам. И даже после адаптации ребенка в группе, к музыкальным занятиям, велика вероятность, что малыш откажется идти в бассейн.
Учитывая психологические особенности детей этого возраста, занятия в бассейне начинаются с ознакомления. Сначала ребенок знакомится с помещением бассейна. Для того чтобы привлечь внимание и заинтересовать малыша, в помещении бассейна (в раздевалке и душевой и затем в чаше бассейна) раскладываются различные игрушки, мячи, коврики. Для того чтобы увидеть ту или иную игрушку ребенок должен пройти непосредственно по помещению раздевалки, душевой и зайти в чашу бассейна. Очень хорошо помогает музыкальное сопровождение. Непосредственно в чаше бассейна установлен небольшой музыкальный центр. Музыка также используется иногда и непосредственно на занятиях в воде. Опыт показывает, что музыкальное сопровождение благотворно влияет на психологическое состояние малыша. На занятиях используется классическая музыка разных композиторов – Моцарт, Гайдн раннего периода, Чайковский. Также в чашу бассейна, на воду раскладываются мячи различного диаметра, на плавательные доски кладутся игрушки. Ребенок бросает мячи или игрушки в воду, что повышает эмоциональный фон и интерес ребенка к дальнейшим занятиям. Постепенно ребенок адаптируется и привыкает к помещению бассейна и чаши с водой.
В занятиях, в начале также применяются маленькие надувные бассейны, где ребенок сначала знакомится с водой, в непосредственной близости от самого бассейна, затем находясь в самом маленьком бассейне, сначала стоя, затем сидя, играя с игрушками.
Только после того как ребенок свободно входит в помещение бассейна, не боится вида большого количества воды (бывает и так, что малыш пугается самого вида чаши с водой. Движения воды, прозрачности), можно переходить к занятиям непосредственно в воде.
Первый этап- это освоение с водой.
При занятиях оздоровительным плаванием, одной из главных задач является преодоление страха перед водной средой. Повышенная чувствительность к воде проявляется при попадании воды на лицо и особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору. Поэтому очень важным является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды – плотность, вязкость, сопротивление, выталкивающей силой, температурой. Как было написано ранее, ведущая деятельность в этом возрасте предметно-манипулятивная. Инструктор предлагает различные действия с предметами (игрушки, мячи, пазлы-прилипалы), ребенок повторяет движения. Используются упражнения – «Купаем собачку», «Зайка прыгает», «Веселый мячик», «Морские животные», «Кораблик». Для того чтобы ребенок быстрее адаптировался в воде и мог спокойно перемещаться по периметру в чаше бассейна, используются различные игры. Применяются так называемые пазлы-прилипалы. Эти игрушки выполнены из легкого материала и при намокании хорошо прилипают к стенке чаши, непосредственно над водой. Используются силуэты морских животных разных цветов. Малышу предлагается, перемещаясь в воде по периметру приклеивать к стене пазлы, можно также разделять их по цветам. Игра «Домик для уточки» - в качестве домика используется плавательная доска. В дальнейшем используются несколько домиков. И животные ходят друг к другу в гости. Игра «Собираем шарики» - используются цветные шарики для настольного тенниса. Они легкие и небольшого размера, легко помещающиеся в ладошку маленького ребенка. Дети охотно играют с надувными мячами различного диаметра. В этот период также применяются нудлсы. Их можно использовать как дополнительную опору, а также в игре «Лошадки», где нудлс и является той самой лошадкой.
Далее, в соответствии с программой дети переходят на этап обучения упражнениям по освоению с водой, затем лежание, движение ногами и погружение.
В заключении хотелось бы отметить, что все этапы занятий проходят исключительно в игровой форме под контролем инструктора. В период адаптации особенно важны такие качества инструктора, как мягкость, чуткость и терпение, а также индивидуальный подход к каждому ребенку. Чем внимательнее и терпеливей будет инструктор, тем быстрее малыш освоится и можно будет переходить к следующим этапам обучения.
Автор(ы): Картушина Александра Викторовна
Приложения: