Современное состояние и перспективы школьного краеведения
Швидко Алиса Олеговна
Краеведение помогает качественно и всесторонне изучить и легко понять различные аспекты множества наук, сформировать гармонично развитых людей с положительными качествами характера, реализовать практико-ориентированный подход в обучении и воспитании, образовании на разных ступенях и в разных направлениях, а также имеет ценность и в наше время и как самостоятельная дисциплина, и как вспомогательная (с точки зрения ее связи с другими науками).
Зарождение и развитие краеведения до нынешнего его состояния насчитывает ни одну сотню лет, и уже в 21 веке можно говорить о неком «расцвете» краеведения. По своему содержанию, исходя из предмета исследования, в наше время выделяют множество видов краеведения: историческое, географическое, биологическое, литературное, этнографическое (по моему мнению, этот спектр больше, и краеведение - применительно почти к любой из наук); исходя из задач и практических интересов, краеведение различается по формам организации (государственное, школьное, общественное). Не думаю, что может стать ненужным в одночасье то, что тщательно формировалось столь длительное время, что со временем приобрело свою структуру с различными направлениями, формами, видами и т.д., что настолько укоренилось, что уже длительное время стабильно используется и развивается на разных уровнях.
К тому же база источников краеведения еще не вся исчерпана, и далеко не все еще изучено, открыто и найдено, а методы исследования вместе с тем все совершенствуются. И во всем вышесказанном можно увидеть потенциал к развитию краеведения и к увеличению его роли, повышению его ценности в современном мире.
Еще в процессе возникновения и развития краеведения в России наметились два его направления: научное и школьное. При рассмотрении самой истории краеведения в России можно сделать вывод о том, что научное и школьное краеведение уже долгое время «идут рука об руку», они развивались взаимосвязанно, они связаны и сейчас и, думаю, будут связаны в дальнейшем. А так как научное краеведение развивается и будет развиваться (ведь многое в жизни родной местности и на сегодняшний день остается загадкой), можно предположить, что и школьное краеведение тоже в связи с этим не будет стоять на месте.
Краеведение не теряет своей актуальности и все больше несется в массы благодаря тому, что это доступно, интересно и близко сердцу и разуму. Но весь интерес к краеведению, к малой родине зависит, зависел и будет зависеть не только от тех людей, что пожинают плоды краеведения или же равнодушно относятся к своей малой родине, но и от тех людей, что в разных направлениях, на разных уровнях и в разных формах его развивают, несут в массы или наоборот.
И развитие школьного краеведения тоже зависит от множества разных факторов и от самих людей. Например, развитие школьного краеведения зависит от решений представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, от всех участников системы образования (от учащихся, от преподавателей, от руководителей учебных заведений и т.д.).
Цель краеведческого образования благородна, высока и значима как для каждой конкретной личности, так и для общества в целом. Эта цель заключается в формировании у учащихся системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления, а также в развитии представлений о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение; в формировании географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.
Школьное краеведение - важный фактор различных видов воспитания, способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой и трудовой деятельности, формирует мировоззрение, практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
В системе современного общего образования, имеющего целью оптимальное развитие учащихся, особая роль отводится краеведческим знаниям в рамках различных дисциплин. И регионализация образования содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости, дает особую ориентацию во времени, помогает реализовать ключевую идею закона РФ «Об образовании» о единстве интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации учащихся, формированию у них готовности жить и трудится в родном регионе, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
В практике современной школы ныне существуют два подхода к изучению своего региона (распределение региональных знаний в отдельных темах различных учебных предметов с последующим обобщением на межпредметной основе в рамках одного или нескольких предметов; разработка единого учебного курса отдельного региона (например, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Новгородской области и т.д.)). Но все не стоит на месте, и, может быть, когда-нибудь придут к каким-нибудь другим подходам к изучению родного края. Формы и уровни краеведческой работы в школе в наше время и так обширны, но с развитием человеческого общества и науки в целом все и в дальнейшем будет продолжать изменяться, развиваться, совершенствоваться.
В нашей стране существует представление о четырех этапах развития школьного краеведения:
1. Дореволюционный период.
2. Советский период.
3. Послевоенный период.
4. Современный период.
1. Дореволюционный период. С начала XVIII в. - проблема всестороннего обследования страны; учебный предмет география в России носил характер собрания справочных сведений для заучивания; начало проникновения в школу краеведческих идей.
1761 - попытка краевых исследований М. В. Ломоносова с участием местного населения и детей, первая программа краеведческого изучения территории.
1782 - в городах открываются начальные училища, расширившие возможность использования школы в краеведческих целях (и для изучения всей России в целом).
1786 - первый русский учебник по естествознанию академика В. Ф. Зуева говорит об интересе к родному краю с педагогическими целями.
1840 - принцип «учить детей географии с ближайшего для них места» в учебнике географии Ф. Студитского, в представлениях русского общественного деятеля начала XVIII в. Н. И. Новикова (статья «О воспитании и наставлении детей»).
1845 - создание Русского географического общества как центра движения отечествоведения (поиск новых внутренних рынков и объектов приложения капитала усилил интерес к познанию своей страны).
На основе «отечествоведения» в школе возникает «родиноведческое» направление в географии (в расчете на малую территорию). на непосредственных наблюдениях”. По мнению А. С. Баркова, современный термин «краеведение» появился на смену прежним терминам «родиноведение», «отечествоведение».
40-е гг. XIX в. - вклад К. Д. Ушинского в развитие родиноведческого направления в географии как основополагающего. Под его влиянием в 60-70-х гг. XIX в. появились учебники географии на родиноведческом принципе.
1860 - 1-ый из 3-х выпусков «Уроков географии» Д. Д. Семенова. Начало создания учебников родиноведческого направления в русской школе на принципах: от простого - к сложному, от близкого и знакомого - к отдаленному и менее знакомому.
70-90-е гг. XIX в. - политические реакции, в школах насаждаются схоластические методы преподавания, направление в обучении географии на живом местном материале заменено зубрежкой, отвлеченной от реальных представлений номенклатуры, география стала сухим, далеким от жизни предметом.
Накануне Первой мировой войны: ожили идеи краеведения, в игнатьевских программах в младших классах вводилось родиноведение, свои программы в разной местности.
Март 1915 - на Первом Всероссийском съезде преподавателей географии краеведческий принцип в преподавании географии признан мерой борьбы со схоластикой и догматизмом дореволюционной школы, способствующей улучшению обучения географии.
2. Советский период. Оторванная от жизни схоластическая дореволюционная школа не подхватила идеи передовых педагогов, и краеведческий принцип не нашел настоящего применения в практике работы школ.
1918 - историческим декретом правительства школа объявлена трудовой, с практическим участием в местном производстве, что вызвало развитие инициативы и интерес к родному краю, подготавливало к краеведческой исследовательской работе (3 год обучения 1-ой ступени в школе - преимущественно краеведческий характер; 2-ая ступень - тоже изучение своего края; в 5 классах - «местное сельское хозяйство», в 6 - «связь города с деревней»); программы со схематическим характером - для конкретизации плана работы школы, исходя из условий и возможностей конкретной местности.
1920-1930-е - бурный рост и развитие краеведения в процессе восстановления разрушенного мировой и гражданской войнами хозяйства. Возникают общества и кружки по изучению местного края, в них вливаются массы трудящихся. Создано Центральное бюро краеведения (ЦБК) - организационный и научно-методический центр краеведческой работы, а при нем - школьно-краеведческая комиссия для планирования путей и средств сближения преподавания с краеведческой работой и разработки методик школьного краеведения. Открывались школьные экскурсионные станции (педагогические учреждения) для проведения местных экскурсий с учащимися с самостоятельными наблюдениями для прививания навыков краеведческого изучения территории.
В первые годы Советской страны: в основе краеведения - принцип: плановое социалистическое хозяйство должно развиваться на основе рационального использования всех местных ресурсов местными силами.
1940-е - интерес школы к развитию краеведения; введение элементов краеведения в построение основных предметов начальной и средней школы, применение «активных методов обучения», «методов самостоятельной работы учащихся», разрабатывались учебные пособия для самостоятельной работы учащихся в природе и на местности, чаще проводились учебные и краеведческие экскурсии и во внеклассных и внешкольных работах.
1940-1941 гг. - экскурсионно-краеведческая работа исследовательского характера оживилась во время школьных краеведческих походов в честь 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции; разработка новых маршрутов; труды краеведческих походов имели и хозяйственное и учебное значение, широко проводилось исследование малых рек России. В военные годы проводили лишь полевые работы краеведческого характера в пионерских и туристических лагерях.
3. Послевоенный период. Наступил подъем школьного краеведения, в первые послевоенные годы он носил почти только внешкольный характер, мало связанный с учебными целями, работа организовывалась главным образом краеведческими кружками Домов пионеров, реже - школ.
Постановлением СНК СССР от 21 июня 1944 г. «О мероприятиях по улучшению качества обучения»: везде в школах краеведение - как эффективное средство для преодоления формализма в обучении.
С 1948 г. в объяснительных записках к программам по географии появляются рекомендации по увязке преподавания с краеведением (5, 7, 8 класс особенно), организация экскурсий на природу, в музеи, на производства, организация наблюдений и практических работ.
К 50-м гг. Академия педагогических наук РСФСР (создана 6 октября 1943 г.) подняла вопрос: «что и как изучать во всех классах». Краеведение выступает важным аспектом неформального обучения, является ценным во внеклассной работе, способствует закреплению географических знаний и расширению кругозора. В 7 классе введена трехчасовая тема «Изучение своей области (края, республики».
С комплексно-географическим изучением своей области проводятся краеведческие исследования и экскурсии со специальными задачами. Большую организационно-методическую помощь школам оказывают Дома пионеров, детские экскурсионно-туристские станции.
XX съезд КПСС выдвигает задачу комплексного развития хозяйства в экономических районах на основе максимального использования их природных и трудовых ресурсов, для чего необходимо непрерывно и достаточно полно вести изучение природы, истории, хозяйственной деятельности и культуры населения района, что дало еще больший толчок развитию краеведения в школах.
С 1957 - уже в текст программы включается требования об обязательных экскурсиях в ближайшую от школы местность с целью осуществления краеведческого подхода в преподавании географии: для 5 класса - 2 экскурсии: 1) для ознакомления с формами поверхности и водами своей местности; 2) для ознакомления с работой внешних сил, с растительностью и животным миром местности; для 6 класса - комплексная экскурсия в природу по изучению рельефа, вод и растительного мира своей местности; для 7 класса - осенью экскурсия на местную реку или озеро, а весной в связи с темой «Своя область» - экскурсия на сельскохозяйственное производство, местное промышленное предприятие для ознакомления с хозяйственной деятельностью местного населения; для 9 класса, где изучалась экономическая география СССР, - осенью экскурсия на ведущее промышленное предприятие своего города, района, а весной - на сельскохозяйственное предприятие.
Создан учебник по физической географии СССР на краеведческом принципе со специальными заданиями по изучению родной местности; последняя тема учебника «Своя область (край, АССР)» - с рекомендациями по работе.
1958 - «Закон о связи школы с жизнью, о дальнейшем развитии народного образования» оказал влияние на повышение роли краеведения в учебной и воспитательной работе.
1960 - новые программы в школах (по географии - целиком на краеведческой основе; сначала с краеведческим подходом рассматривались в основном вопросы физической географии, намного меньше - характеристики населения и экономической географии, еще меньше - комплексные краеведческие исследования, чья роль постепенно возрастала.). Изучение родного края в разных формах: краеведческие кружки, походы, экспедиции.
1956-1957 - Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников в честь 40-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции с целью изучения родного края с посильной поисковой и исследовательской работой по заданиям местных Советов, учреждений и организаций, с закреплением и углублением знаний, полученных в школе, расширением политического кругозора, приобретением учащимися ряда практических навыков и умений.
1958-1960 - 2-ая экспедиция в честь 40-летия пионерской организации имени В. И. Ленина (более 5 млн школьников, сбор материалов о зарождении и развитии местных пионерских организаций, об участии юных ленинцев в социалистическом строительстве, коллективизации, в ВОВ); 1961-1962 - третья. 1963-1965 - 4-ая Всесоюзная экспедиция под девизом «По дорогам семилетки».
1966-1967 - Всероссийский туристский поход пионеров и школьников к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, под девизом «Из искры возгорелось пламя». К 50-летию образования СССР и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В. И. Ленина была посвящена Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция пионеров и школьников «Мое отечество - СССР». Перед школьниками раскрывается большое поле деятельности.
Для обобщения накопленного краеведческого опыта Академией педагогических наук РСФСР - доклады и по краеведению на ежегодных «Педагогические чтения» (с января 1968).
1962 - конференция Института общего и политехнического образования АПН РСФСР (краеведческий принцип - важное средств укрепления связи обучения географии с жизнью; отражение основных направлений развития краеведения в школе после ВОВ).
На «чтениях» освещались все новые формы работы: экскурсии, походы, экспедиции исследовательского характера, часто с хозяйственным и культурными задачами, и идеи создания школьных краеведческих музеев и др.
Методические пособия для учителей об использовании краеведческого материала в учебной и внеклассной работе; рассматривается организация и методы проведения краеведческой работы с учащимися; создаются условия для организации в школах краеведческих музеев или уголков, для усовершенствования учителей, кафедр пединститутов; составляются учебные пособия по географии своей области; организуются походы школьников.
С 1961 - издательство почти по всем автономным республикам и областям РСФСР учебников по географии своей области; учебных карт областей и местных атласов; дальнейшее развитие в школах краеведческой работы по изучению своей местности.
1963 - в Челябинске и в 1971 - в Свердловске - Всероссийские научно-практические конференции по вопросам школьного краеведения; поднимаются вопросы краеведения регионального характера на областных конференциях и съездах Географического общества СССР (разработка программ краеведческого изучения школьниками своего района с инструкцией).
Н. К. Крупская считала краеведение средством всестороннего развития личности ребенка и связью обучения с жизнью, направленной против формализма и словесного метода преподавания; а для учителя - важной областью его деятельности.
М. И. Калинин считал, что все окружающее человека должно служить материалом для воспитания, обучения; а что цель школы - выпустить человека со знаниями и умением применять их на практике; советовал начать изучение малой родины с карты.
В разрешении теоретических вопросов школьного краеведения большое значение имели труды советских ученых-географов и методистов А. С. Баркова (при АПН РСФСР в 1946 г. была организована комиссия по школьному краеведению (научная разработка содержания, методов и организации краеведческой работы и ее обобщение; «О научном краеведении» (1946) и «Еще о научном краеведении» (1949); опора на теорию и потребности социалистического строительства), Н. Н. Баранского («Методика преподавания экономической географии»), А. А. Половинкина (понимание глобальной географии путем изучения географии своего края), В. П. Буданова, В. К. Кондакова и других.
С 1954 - для улучшения методической подготовки учителей географий в учебный план педагогических институтов включен практикум по краеведению с комплексными исследованиями; краеведческие кабинеты в институтах.
4. Современный период. Школьное краеведение, а за ним и краеведение в педагогических вузах к настоящему времени получили большое развитие. Накоплен также богатый опыт многих учителей. В географии краеведческий материал - источник формирования географических понятий, примеры и иллюстрации при изучении предмета, условия для практического применения приобретенных знаний и т.д.
Таким образом, у школьного краеведения и у краеведения в целом - множество плюсов. Эти направления будут и в дальнейшем изменяться, развиваться, совершенствоваться и продолжат быть актуальными.
Но в человеческом обществе все очень сложно и подвержено во времени множеству различных факторов. Кроме того, все в нашем мире взаимосвязано, и судьбу краеведения творит каждый человек и все люди в совокупности.
Краеведение - это наше прошлое, настоящее и будущее. А как говорил М. В. Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». И в нашей стране на нужном уровне это понимали и понимают, поэтому в России уже ни одно столетие развивается и процветает школьное краеведение и краеведение в целом.
Автор(ы): Швидко Алиса Олеговна
Приложения: