Развитие детской инициативы и творческих способностей
Рязанова Светлана Петровна
Сегодня большое внимание уделяется развитию детской инициативы и творческих способностей детей. Потому, что только активные, творческие личности будут успешными в жизни.
Дошкольный возраст — важный и ответственный период, который представляет огромные возможности для поддержки развития у детей познавательной инициативы. Познавательная инициатива проявляется в стремлении узнавать новое, на её основе развивается творческая инициатива, самостоятельность, активное отношение к окружающему.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста:
- Самостоятельность
- Инициативность
- Творчество
Основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится полноценным участником образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива- активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее в соответствии с собственными интересами. Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе в игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик развития детей- «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности- игре и т.д.»
Основные виды деятельности, в которых ребёнок может проявить себя и свою инициативу, развивать себя как личность, это:
- Игра
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Продуктивная деятельность
- Коммуникативная деятельность
Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего- в игре, в общении, экспериментировании. Игра представляет собой ведущую деятельность ребёнка. Инициативу проявляет тот, кто верит в себя. Одна из основ уверенности в себе- умения и практические навыки.
Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребёнком деятельности по интересам;
- выбор ребёнком сотоварищей
- обращение ребёнка к взрослым на основе собственного побуждения.
Образовательная и игровая среда должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получая от этого удовольствие.
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребёнка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка: «Ты очень творческий ребёнок, у тебя всё получится!».
В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала, а также в значительной мере зависят от условий жизни ребёнка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребёнку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы. Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе. Большую роль в развитии творческих способностей играют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребёнок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Формирование коммуникативной самостоятельности должно быть частью повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и к всевозможным мероприятиям. Во время свободной деятельности педагоги стараются максимально дать свободу выбора детям различных средств, с которыми работаем в это время.
Таким образом, для развития детской инициативы и творческих способностей необходимо:
1. Предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовать самостоятельные творческие замыслы;
2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. Не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться игрушками и учебными пособиями;
5. Поддерживать интерес ребёнка к тому, что он наблюдает и рассматривает в разные режимные моменты;
6. Для поддержки инициативы в творческой и досуговой деятельности по запросу ребёнка создавать ему все необходимые условия;
7. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. Поощрять различные творческие начинания ребёнка.
Автор(ы): Рязанова Светлана Петровна
Приложения: