Классный час

Воспитанность – необходимое качество личности

Иванова Елена Викторовна

Воспитанный человек – это тот,
кому собственная вежливость
не только привычна и легка, но и приятна.
Д.С.Лихачев.

Цель: помочь учащимся сформировать твердое понятие о том, что такое воспитанность, какого человека можно считать воспитанным.

Задачи:

1.    Развить у учащихся стремление к самооценке и самоанализу;

2.    Вызвать желание к самовоспитанию, саморазвитию.

Форма классного часа: беседа на нравственно-этическую тему.

Ход беседы.

1.    Слайд №1(составьте предложение и узнаете тему нашего занятия)

Воспитанность для человека бесценное богатство.

(тема: «Что такое воспитанность»)

Все вы, наверное, слышали песню 1 сентября «Учат в школе»

«Книжки добрые любить и воспитанными быть, учат в школе…»                                                                             

А как вы думаете, где ребёнок получает первые знания о воспитанности? В школе? (ответы детей)

Слайд №3  В старину говорили: «Хорошее воспитание-лучшее наследство»

Как вы понимаете эту пословицу?

2.    Что же такое быть воспитанным человеком? (слайд № 4-работа с качествами)

3.    Слайд №5

Мы живёт в обществе и не можем не считаться с другими людьми: с нашими родными, соседями, одноклассниками, друзьями, просто прохожими.

4.    Слайд №6

Правила вежливости запрещают:

       6.Работа в группах (разбор проблемных ситуаций)

5.    Слайд №7(А.П. Чехов)

6.    Легко ли быть воспитанным человеком? (ответы детей)

  Можно ли считать человека воспитанным, если он на людях вежлив, а дома и с друзьями ведет себя иначе? Почему? (ответы детей)

    Кто считает себя воспитанным человеком? (ответы детей)

Игра (на листке запишите свои качества воспитанности, передайте листок своим одноклассникам по кругу. Если вы согласны ставьте +, если нет--, сомневаетесь *)

Есть над чем задуматься? Воспитание хороших манер требует постоянной тренировки.

                                             Секретик.

 У каждого из нас, наверняка, есть человек, мнение которого очень важно для вас. А теперь представьте себе, что этот знакомый всегда находится неподалеку и постоянно за тобой наблюдает. Это изменит тебя до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо младшего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение поможет тебе прилично вести себя дома, нормально есть и быть вежливыми с окружающими. А через некоторое время горбушка хлеба в грязной руке уже не покажется такой вкусной, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в квартире – раздражать. Пройдет еще какое-то время, и ты почувствуешь, что хорошие манеры стали твоей привычкой и внутренней потребностью.

     Рефлексия.

Понравилось вам наше занятие?

Как оцениваете свою работу?

Какие выводы сделали для себя?

  Давайте и мы попробуем разобраться в некоторых непростых ситуациях. У вас на столах лежат карточки с записанными в них жизненными историями. Прочитайте их, проанализируйте поведение ребят и дайте им свою оценку.

                  Ситуация № 1.

  На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. Бежит Ира: «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все двинулись в путь. Тут из-за угла появился Володя: «Ну, что — собрались?» «Где ты был? Мы тебя ждали», — закричали ребята. Володя ответил: «Телевизор смотрел». «Ты разве не знаешь, что опаздывать некрасиво?» — «Знаю, но так уж получилось».

 Идет беседа в группах. Ребята дают оценку поступкам Иры и Володи. Кто из них проявил большую воспитанность? Случается ли такое в нашем классе?

Учитель. Существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано — вы теряете свое время. Но и не опаздывай — цени время других. Людей, вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

         Ситуация № 2.

  В летнем лагере Петю определили в пятую палату. А там уже трое, других ребят устроились. Сидят, альбом с марками рассматривают. Заглянул Петя в окно. Нет, не нравятся ему эти ребята. Вон тот, наверняка, ябеда. А этот драться будет. И вообще они какие-то подозрительные, надо все свои вещи спрятать.

А  Сергея определили в седьмую палату.

— Привет, ребята! Я — Сергей, учусь в четырнадцатой школе. У вас какая кровать свободная? Да ты не убирай гантели, они мне не мешают. Лучше посмотри, какой у меня компас. Отец подарил... И вообще, если что-то надо - берите, мне не жалко.

Идет обсуждение ситуации: с кем из героев дети хотели бы оказаться в одной палате, почему?

Учитель. К сожалению, среди ребят есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, жадины и злюки. Имея подобные мысли, трудно прослыть воспитанным человеком.

        Ситуация №3

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.


Автор(ы): Иванова Елена Викторовна
Приложения: