Конспект тематического занятия для детей старшей группы «Cнежная сказка»: с использованием технологии интегрированного занятия: познавательная, речевая и художественно-эстетическая деятельность и игровых технологий (дидактическая, подвижная и организация режиссёрской игры)
Конспект составлен Соколовой Е.В.
Воспитатель высшей категории, ГБДОУ д/с №76 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Цель – формирование интереса к познанию природы, интереса к математике и выполнению математических заданий, формирование грамматического строя речи и правильного построения фразы, формирование интереса к изобразительной деятельности, а также дать детям возможность испытать удовольствие от возможности проявить свои знания и получить удовлетворения от овладения играми.
Образовательные задачи:
1. Закрепить о обобщить приметы конца зимы.
2. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи. делать выводы (показ моделей снежинок).
3. Закреплять навыки порядкового и обратного счёта в пределах 8 (игра «Снежный ряд»).
4. Отрабатывать навыки решения арифметических задач и чтения математических примеров на сложение и вычитание в пределах 8 (игра «Найди свою снежинку»).
5. Учить доказывать свои суждения.
6. Тренировать память и наблюдательность (игра «Найди мышку»).
7. Развивать предпосылки к учебной деятельности.
8. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
9. Развивать интерес к изобразительной деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать мыслительную и речевую деятельность (рассказывание стихотворения с помощью мнемотехнической таблицы).
2. Развивать общие речевые навыки (учить стараться грамматически правильно и выразительно строить предложение без помощи воспитателя).
3. Развивать координацию речи с движением (игра «Математический ряд)
4. Развивать словотворчество: умение согласовывать существительное с числительным, употреблять формы родительного падежа, стараться придумать рифму (игра «Найди мышку»).
5. Продолжать работу над чёткостью и громкостью произнесения слов.
6. Развивать зрительное внимание и восприятие.
7. развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание мотивации достижения успеха.
2. Воспитание активности, инициативности и самостоятельности.
3. Формирование навыков сотрудничества при выполнении заданий и упражнений, а таже в игре.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Осуществление интеграции 5 образовательных областей: «Социально-
коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-
эстетическая», «Физическая».
Словарная работа:
1. Формирование роста словаря за счёт понимания слов обозначающих виды снежинок.
2. Обогащение и активизация словаря: снегопад, снежная буря, вьюга, пурга, метель, снежинка, позёмка, буран. Использовать и понимать образные выражения: снег – белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть.
3. Продолжать совершенствование фразовой речи, умение строить предложения.
4. Продолжать работу по автоматизации звуков.
Методы и приёмы – игровая ситуация, беседа, анализ, использование дидактического материала, игра малой подвижности.
Оборудование:
1. Мольберт.
2. Фото снежинок – звёздочка, иголочка, запонка и др.
3. Фото животных в зимний период – волк, лиса, заяц. медведь, белка.
4. Авторская дидактическая игра «Снежная сказка»
5. Заготовки для рисования снежинок.
6. Гуашь белого цвета и кисточки по количеству детей.
Предварительная работа:
- Выполнение аналогичных заданий и упражнений.
Заучивание стихотворений Т. Шорыгиной «Снежинка», Н. Нищевой «В вихре морозном…».
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя и детей
Ход организованной деятельности:
Организационный момент (проводится в форме беседы)
(на мольберте иллюстрация или фото Зимнего леса)
Педагог: «Наступили последние дни зимы, заканчивается последний зимний месяц. Скажите, как называется последний месяц зимы? (февраль). Метели и вьюги намели сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. Называют февраль – снеговеем. Кружатся, летят белые пушистые снежинки, покрывают поля и леса. Давайте с помощью таблицы которую я вам подготовила расскажем стихотворение про снежинку
(Чтение стихотворения Т. Шорыгиной «Снежинка», читают стихи дети)
«Села мне на рукавицу
Лёгкая снежинка
И нахохлила, как птица,
Ледяную спинку.
Замерла тихонько я,
Чтоб не улетела.
Скоро варежка моя
Станет белой -белой»
Педагог: «Итак дети почему февраль называют снеговеем?» (ответы детей: в феврале много снега часто ветер, бывают метели, вьюги, пурга и т. д.)
Педагог: «Основная примета зимы – это с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идёт снег, а не дождь?» (Ответы детей, если затрудняются, то педагог рассказывает о механизме образования снега) «Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолётом, на котором летели учёные крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только эти кристаллики опускались в тучу, они сразу же становились лёгкими нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздухе. Весной и летом пар превращается в дождь, а зимой в снежинки. снежинки бывают разные (дальше рассказ педагога сопровождается показом картинок - моделей снежинок, дети выставляют модели на выставку для дальнейшего рассматривания и рисования). Самая красивая снежинка – звезда, снежинка – пластинка, снежинка – столбик, снежинки – иглы, снежинки - пушинки, снежинка пластинчатый ёж, снежинка – запонка. Выпадает иногда в виде хлопьев. Какие снежинки в снегопаде зависит от погоды, если погода морозная и сухая, то и снег нелипкий сухой, а вот если оттепель, то снег липкий из него хорошо делать постройки. Звёздочки и пластинки падают при сильном морозе, столбики, запонки и иглы при более слабом, а вот запонки слипаются в ледяные пластинки и такой снег идёт в оттепель. Но учёные отмечают, что в снегопадах больше всего ежей, звёзд и пушинок. Ребята, на прогулке вы не раз видели как идёт снег. Снежинки долго кружатся, прежде чем упасть на землю. Они танцуют то быстрее, то медленнее. Кажется, что ветер играет и забавляется с ними. Давайте и мы с вами придумаем танец снежинок. Постарайтесь чтобы ваш танец был красивый е нежный, а чтобы было понятно: о чём танец, мы правильно проговариваем слова нашего стихотворения».
Упражнение на развитие координацию речи с движением и закрепление прямого и обратного счёта «Снежный ряд»
В игре принимают участие 8 детей и ведущий - педагог.
Цель: составить цифровой ряд от 1 до 8 в прямом и обратном порядке.
Игровые действия: педагог предлагает детям сделать знакомое упражнение:
«В вихре морозном снежинки несутся. (Дети легко на носочках бегут по группе, в руке снежинка)
Роем блестящим кружатся и вьются. (кружатся)
Белыми пчёлками вдруг обернутся, (легко бегут в разных направлениях)
Нежно земли потихоньку коснутся, (приседают)
Снова закружатся в танце морозном (кружатся)
И полетят как блестящие звёзды!» (выстраивают цифровой ряд, снежинки поднимают вверх)
Игровое задание «Найди свою снежинку» на закрепление знания состава числа в пределах 8 и развитие грамматически правильного строя речи
Игровые действия: дети сидят (стоят) за одним большим столом у них карточки с примерами, на котором разложены снежинки, педагог предлагает не только найти свою снежинку путём решения примера, но и объяснить почему? (Ответы детей: моя снежинка 2, потому что 1+1 будет 2 и т. д.)
Загадки о жизни животных в холодный период.
Педагог: «Ребята, а что же сейчас происходит в заснеженном холодном лесу?» (Ответы детей) Педагог: «Трудно сейчас лесным животным. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте и не перебивайте.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Белочка – хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло. А ещё вы знаете что? (ответы детей: припасы). Она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами, так что голодать ей не приходится. (Дети выставляют для дальнейшего просмотра фото белочки)
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Пробудится ото сна. (Медведь)
Дети, а можно встретить медведя в это время в лесу? (Нет. Потому что он спит). Поэтому припасов он себе не делает, спит в берлоге. (Дети выставляют для дальнейшего просмотра фото медведя)
У косого не берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
Педагог: А вот у зайца нет отдельной норки. Он спит в снежной ямке или зарывается в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. (Дети выставляют для дальнейшего просмотра фото зайца)
На овчарку он похож:
Что ни зуб. то острый нож!
Он бежит. Оскалив пасть
На овцу готов напасть. (Волк)
Педагог: Волк утепляет свою шубу, мех становится гуще и длиннее, это необходимо, ведь волки спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят они ночью, а днём охотятся. (Дети выставляют для дальнейшего просмотра фото волка)
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает. (Лиса)
Педагог: Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было по снегу ступать. Ходит леса как в валенках. (Дети выставляют для дальнейшего просмотра фото лисы), Дети, а как называется охота лисы на мышей (Лиса мышкует). Вот мы сейчас попадём с вами в сказочный лес и будем искать мышку»
Игра – драматизация: «Лисичка ищет домик мышки»
Цель: развитие грамматического строя речи и правильное построение фразы.
Игровые действия: ведущий говорит слова: «Мы сейчас закроем глазки и представим что мы в сказке. Тише дети не шумите, нашу сказку не спугните», в это время дети поворачиваются спиной к столу, на котором разложены снежинки и закрывают глаза. Ведущий - воспитатель подкладывает под снежинку мышку, затем подходит к одному из детей и со словами «Ну-ка (называет имя) повернись и в лисичку превратись» одевает ему шапочку лисы. Все дети разворачиваются, а «лисичка» подходит к столу со снежинками и спрашивает: «Где живёшь ты мышка- мышка, уж не (называет номер снежинки) ли домишке?» И «открывает домик», если там нет мышки, лисичкой становится следующий игрок, пока домик с мышкой не будет найден. Игру можно повторить несколько раз.
Организация окончания занятия
Педагог: «Вот и подошло наше занятие к концу, мне понравилось, как вы все внимательно работали, давайте повторим что мы свами делали на занятии (ответы детей). И сейчас вы мне на память нарисуете красивые снежинки – звёздочки»
Декоративное рисование «Снежинки» (по окончании работы выкладываются для просмотра на выставку)
Автор(ы): Соколова Елена Валентиновна
Приложения: