Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Касьянова Ольга Юрьевна.
Воспитатель ГБДОУ Центр образования №167 Красносельского района Санкт-Петербурга
1. Понятие трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста
2. Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
3. Средства трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
4. Вывод
5. Список использованной литературы
Понятие трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу – формирование нового человека.
Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда дошкольников в его воспитательном влиянии на личность ребенка. Это единственная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную роль в становлении личности. Ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Несформированность данных качеств на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Весь процесс трудового воспитания старших дошкольников должен быть организован таким образом, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Включаясь в трудовой процесс, старший дошкольник меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется и самооценка, она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.
Средства трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Сегодня перед педагогом-исследователем стоят серьезные и ответственные задачи разработки и экспериментальной проверки содержания труда для детей разного возраста, разработки средств, методов и форм организации труда, изучения механизма влияния труда на развитие ребенка. Именно этими вопросами наука всегда и занималась, и на сегодняшний день дала ответы на многие из них.
Главная задача трудового воспитания дошкольников – формирование правильного отношения к труду. Мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, имеют важное значение. Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.
В старших группах детского сада поручения играют большую роль, более важное значение начинают приобретать обязанности. Воспитатели привлекают детей старшего дошкольного возраста к выполнению поручений, не входящих в обязанности дежурных, к самообслуживанию. Особое место занимают поручения-задания, результат которых отсрочен во времени. Повышаются требования к качеству выполнения поручений, они теперь носят общественный характер: помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада (завхозу, дворнику и др.), нуждающимся в их помощи.
Дети старшего дошкольного возраста способны к более разнообразному хозяйственно-бытовому труду и меньше нуждаются в помощи взрослого, в отличие от младшего возраста. Постепенно они приобретают самостоятельность. Воспитатель использует объяснения, методы показа, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций.
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств, это:
1. Собственная трудовая деятельность (ведущее средство трудового воспитания), в процессе которой решаются прикладные и практические задачи
2. Ознакомление с трудом взрослых, позволяющее расширить представления ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду
3. Художественные средства (художественная литература, музыка, изобразительное искусство, фильмы)
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
Вывод:
Изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что овладение навыками трудовой деятельности следует рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Сформированные общие и специальные трудовые умения служат основой для воспитания у детей привычки к трудовому усилию, желания трудиться. Ведущая роль принадлежит педагогу, от которого требуется четкое знание того, какими умениями должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением.
Для детей 5-6-летнего дошкольного возраста ведущей формой организации трудовой деятельности остаются поручения. На основе их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться умения и желания трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям. К критериям оценки уровня выполнения детьми разных видов поручений относятся общие и специальные трудовые умения.
Используя дифференцированный подход в ходе формирования трудовых умений, педагог имеет возможность качественно обучить каждого ребенка выполнению различных трудовых поручений, способствовать желанию ребенка сделать работу для всех по собственной инициативе — что является показателем высокой сформированности трудовых умений
Список используемой литературы:
1.Болотина, Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. Заведений/Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов – М.: Академия, 1998.
2.Бороздин, Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 - 134 c.
3.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
4.Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду/Т.С. КомароваМ.: Мозаика-Синтез, 2005. – 48с.
5.Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет/Л.В. Куцакова- М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с
6.Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой.- М., 2002.
7.Черникова Т.М. Трудовое воспитание как средство духовно-нравственного развития дошкольников / Т.М. Черникова, Е.А. Нестерова // Вестник научных конференций. — 2017. — № 4-3 (20). — С. 120-121.
8.Декман И.Е. Формирование интереса к труду в процессе коллективной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И.Е. Декман, О.В. Громоздина //Мир педагогики и психологии. — 2019. — № 9 (38). — С. 18-26.
9.Куликова, Т. А. Учите детей трудиться! / Т.А. Куликова // Дошкольное воспитание. – 2015. — №7. – С.101-105.
10.Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: кн. для воспитателя детского сада / Т.А. Маркова. — Москва: Просвещение, 2013. — 112 с.
Автор(ы): Касьянова Ольга Юрьевна
Приложения:
65aa528a6e4d9_59ed32e07940a5c9059bc391a68f22ec.docx