Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы по речевому
развитию с использованием игровой технологии
Урожай
Адильханова Гьажарханым Умаровна
Цель:
Закрепление знаний детей по теме «Овощи»
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить представление об овощах, их особенностях.
- Расширить активный словарь детей за счет имен существительных, глаголов, прилагательных по теме.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие:
- Развивать связную речь, диалогическую речь.
- Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать благодарные чувства к природе и людям, которые, благодаря своему труду, выращивают овощи и собирают урожай.
- Воспитывать желание помогать взрослым на огороде.
Предварительная работа.
Экскурсия с родителями на рынок или в магазин «Овощи-фрукты», рассматривание овощей, изготовление поделок из овощей, театрализованная игра «Репка», дидактические игры «Четвертый лишний», «Чего не стало», лото «Собирай-ка».
Материалы и оборудование: магнитная доска, плоскостной театр «Репка» (магнитный), муляжи овощей, мешочек, корзина, мяч, мультимедийное средство: CD-проигрыватель, аудиозапись
Ход образовательной деятельности:
Дети сидят на ковре полукругом.
В.: Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес, красивый,
Мокнут скошенные ивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет.
Беседа по содержанию стихотворения.
В.: - О чём говорится в этом стихотворении? - Когда собирают урожай? - Что собирают на огороде? (Ответы детей).
В.: Ребятки, я предлагаю вам сегодня пойти в огород. Воспитатель читает рифмовку и вместе с детьми одновременно со словами выполняет движения.
Мы пойдём в огород, Толстая репка Всё собрали, посмотри | (шагать на месте) (поставить руки на пояс) |
В.: Герои известной сказки попросили нас о помощи. Поможем им? А какая сказка – сами догадаетесь, встречая ее героев…
На магнитной доске появляется фигура деда В.: - Дедушка в огороде собрал большой урожай, да в мешочке всё перепуталось.… Поможем ему различить овощи?
Игра «Чудесный мешочек»
Дети по одному угадывают овощ, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, складывают в корзину. По возможности объясняют, как догадались. Дедушка благодарит за помощь. В.: -Ребятки, назовите дедушке овощи, которые растут на земле, а какие – в земле? Д.: -Те овощи, которые выдергиваем – растут в земле, а которые срываем – на земле.
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Дети показывают овощ, рассказывают, как он растет.
На магнитной доске появляется фигурка бабки.
В.: - У дедки овощи перепутались, а у бабки перепутались слова. Может вы поможете ей угадать, о чем говорится в стихотворении?
Речевая игра «Садовод»
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста,
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел…
Н. Кончаловская
Дети отгадывают названия овощей, которые перепутались.
На магнитной доске появляется фигурка внучки.
В.: - Внучка у деда с бабкой маленькая, овощи любит тоже маленькие. В кружок встаем, маленькие овощи назовем.
Игра «Большие – маленькие» (с мячом)
Дети встают в круг, воспитатель в центре. Он кидает мяч одному из детей и называет овощ, ребенок возвращает мяч, добавляя к слову уменьшительно-ласкательный суффикс: огурец – огурчик, морковь – морковка и т.д. На магнитной доске появляется собака Жучка.
В.: - Жучка очень любит бегать, кружиться, прыгать. Хотите порезвиться вместе с собачкой. Д.: -Да.
Дети под аудиозапись имитируют текст песенки . На магнитной доске появляется кошка.
В.: - Умная кошка принесла загадки. Возьмите овощи из корзинки и, если загадка про ваш овощ – надо встать, поднять его над головой и сказать «Это мой огурец».
Дети из корзины берут муляжи тех овощей, которые доставали из «чудесного мешочка» и, с учетом речевых возможностей, объясняют, почему они так думают, опираясь на текст загадки.
1.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
- картофель -
2.Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
- капуста -
3.Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.
- чеснок -
4.Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…- баклажан –
5.Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…- перец -
6. Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? - репка -
7. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
- огурец -
8. Это вовсе не игрушка -
Ароматная…- петрушка -
9. Кустик с запахом приятным,
Душистым, пряным, ароматным.
Он форму зонтика имеет,
Когда в нем семена созреют - укроп -
10. Этот овощ тыкве брат - Тоже с виду толстоват. Лег под листик на бочок Между грядок…(Кабачок) 11. Он в теплице летом жил, С жарким солнышком дружил. С ним веселье и задор, Это-красный…( Помидор)
12. Растут на грядке елочки, Не колют их иголочки, В земле запрятан ловко Их корешок…( Морковка)
13. Под землею подрастала
Круглой и бордовой стала
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам…- свекла.
14. Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький…- лук. В.: -Молодцы! Помогли кошке отгадать загадки. А из какой же сказки были герои?
Д.: - «Репка».
В.: -Кого из героев еще не хватает?
Д.: - Мышки.
В.:- Правильно, мышки.
На магнитную доску выставляется мышка.
В.: -Мышка не знает, как называется сок из моркови? (из огурца, из свеклы, из лука, из чеснока)
А как называется сок из помидоров? (Высказывания детей)
Педагог объясняет новое понятие – томатный сок.
В.: -Мышка угощает вас томатным соком.
Детям раздается томатный сок в стаканчиках.
В.:- Вам понравился сок? Какой он на вкус? Какого цвета?
Рефлексия.
Вот и закончилась сказка «Репка». Вы довольны, что помогли героям сказки? Кому из героев сказки вам понравилось помогать? Что вы для этого сделали? Как вы думаете, нужно ли помогать тем, кто просит о помощи? (Ответы детей).
Автор(ы): Адильханова Гьажарханым Умаровна
Приложения: