Формирование коммуникативной компетенции
школьников при обучении русскому языку
Алексеева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №106
Приморского района Санкт- Петербурга
Формирование коммуникативной компетенции у школьников при обучении русскому языку является одной из ключевых задач в образовательном процессе. Коммуникативная компетенция включает в себя навыки грамотного общения, понимания и передачи информации, умение адекватно реагировать на коммуникативные ситуации.
Важно отметить, что формирование коммуникативной компетенции необходимо начинать с самого раннего возраста. Школьный этап обучения русскому языку играет важную роль в развитии этих навыков и умений. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты формирования коммуникативной компетенции у школьников.
Первым шагом в формировании коммуникативной компетенции является развитие речи. Ученик должен научиться ясно и грамотно выражать свои мысли, использовать разнообразные языковые средства, такие как лексика, грамматика, синтаксис. Для этого важно проводить уроки, направленные на развитие речи, где школьники будут активно участвовать в диалогах, дискуссиях, играх, ролевых ситуациях.
Для формирования коммуникативной компетенции школьников при обучении русскому языку можно использовать различные типы уроков. Вот несколько примеров.
Уроки диалога: на таких уроках школьники могут практиковать умение поддерживать разговор, задавать вопросы, выражать свое мнение и аргументировать его. Можно проводить парные или групповые диалоги на заданные темы, играть роли и ситуации, чтобы школьники могли применить полученные знания на практике.
Уроки дискуссии: на таких уроках школьники могут учиться выражать свою точку зрения, аргументировать ее и вести дебаты. Можно предложить им обсудить актуальные темы, проблемы или спорные вопросы, чтобы развить их навыки анализа, критического мышления и умения убеждать.
Уроки игры: игры могут быть отличным инструментом для развития коммуникативной компетенции. На таких уроках школьники могут учиться работать в команде, общаться, объяснять правила игры и договариваться о стратегии. Можно использовать разнообразные языковые игры, где школьники будут активно использовать русский язык.
Уроки чтения и обсуждения текстов: на таких уроках школьники могут учиться анализировать и интерпретировать тексты, выражать свое мнение о прочитанном, обсуждать его с другими учениками. Можно использовать различные литературные произведения, статьи, новости и другие тексты, которые будут интересны школьникам.
Это лишь некоторые примеры уроков, которые помогут развить коммуникативную компетенцию школьников при обучении русскому языку. Важно подбирать разнообразные методы и задания, чтобы ученики могли практиковать свои навыки общения и развивать свою речевую компетенцию.
Вторым шагом является развитие навыков аудирования и понимания на слух. Школьник должен научиться слушать и понимать информацию, передаваемую на русском языке. Для этого можно использовать аудиозаписи, видеоматериалы, а также проводить специальные упражнения на аудирование. Важно, чтобы ученик научился не только понимать отдельные слова, но и целостные высказывания, улавливать основную мысль и детали текста.
Третьим шагом является развитие навыков письма. Школьники должны научиться составлять различные тексты - от простых писем и сообщений до сочинений и эссе. Важно, чтобы ученик умел правильно структурировать текст, использовать разнообразные языковые средства, а также соблюдать правила орфографии и пунктуации. Для этого можно проводить различные письменные упражнения, задания на написание текстов на заданную тему. Для развития коммуникативной компетенции школьников при обучении русскому языку можно использовать разнообразные письменные упражнения. Вот несколько примеров.
Диалогические упражнения. Школьники могут практиковать диалоги на заданные темы, используя новые лексические единицы и грамматические конструкции. Это может быть ролевая игра или парные диалоги, где каждый ученик играет определенную роль и взаимодействует с партнером. Групповые дискуссии. Ученики могут обсуждать различные темы в группах, выражая свои мнения и аргументируя их. Это поможет развить навыки аргументации, слушания и высказывания своего мнения.
Написание текстов. Школьники могут выполнять задания на написание текстов на заданную тему. Это могут быть эссе, сочинения, письма или рассказы. Важно обратить внимание на языковые структуры, орфографию и пунктуацию.
Работа с аутентичными текстами. Школьники могут анализировать и обсуждать аутентичные тексты, такие как статьи из газет или журналов, интервью, рекламные материалы и т.д. Это поможет им развить навыки чтения, понимания и интерпретации текстов.
Игры и конкурсы. Школьники могут участвовать в играх и конкурсах, которые способствуют развитию коммуникативных навыков. Например, игра "Словесные цепочки", где каждый участник должен продолжить предложение, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.
Важно создать атмосферу поддержки и поощрения, чтобы школьники чувствовали себя комфортно и могли свободно выражать свои мысли и идеи. Кроме того, важно давать обратную связь и помогать ученикам улучшать свои коммуникативные навыки.
Четвертым шагом является развитие навыков чтения и понимания текста. Школьник должен научиться читать и понимать тексты различной сложности, анализировать их содержание, выделять главное, делать выводы и обобщения. Для этого можно использовать разнообразные тексты - художественные, научно-популярные, новостные и т.д. Важно, чтобы ученик научился не только прочитывать текст, но и понимать его смысл, а также умел использовать полученную информацию.
Наконец, пятый шаг - развитие умения адекватно реагировать на коммуникативные ситуации. Школьник должен научиться адаптироваться к различным собеседникам, уметь выразить свое мнение, задать вопросы, выслушать и учесть точку зрения других. Для этого можно проводить уроки, направленные на развитие навыков общения, игры-тренинги, ролевые ситуации.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции у школьников при обучении русскому языку требует систематической работы по развитию речи, аудирования, письма, чтения и навыков общения. Важно создать интерес к языку, использовать разнообразные методы и приемы обучения, а также обеспечить практическое применение полученных знаний и умений. Только так можно достичь полноценного развития коммуникативной компетенции у школьников.
Автор(ы): Алексеева Елена Владимировна
Приложения: