Проблемы в развитии речи у детей младшего школьного возраста
Аликина Елена Власовна
Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит активным средством всестороннего развития личности ребенка. На сегодняшний день проблема развития речи очень актуальна, так как правильная и грамотная речь используется во всех видах деятельности ученика, которая напрямую. влияет на успешное усвоение школьной программы.В первом классе учитель часто сталкивается с проблемой развития речи у детей. У младших школьников в обычные возрастные сроки бывают недостаточно сформированы фонематический анализ и синтез, что приводит к затруднениям в понимании устной речи, ошибкам при чтении и на письме. Речевые высказывания состоят из простых предложений. Плохо сформированным является умение делить речевой поток на предложения.
У детей наблюдаются многочисленные варианты трудностей овладения чтением: замедленный темп формирования навыка чтения; нарушения технической и смысловой стороны; большое количество ошибок в процессе чтения.Эта проблема отражает многие аспекты развития ребенка. Это может быть и отставание в психическом развитии, и недостаточностью развития словарного запаса, и несистемностью развития компонентов речи. У этих детей наблюдаются характерные особенности: небольшой объём памяти, снижена прочность запоминания, внимание характеризуется низкой переключаемостью и трудностью концентрации, нарушены мыслительные операции, не достаточно сформировано логическое абстрактное мышление. У детей с общим недоразвитием речи отмечается низкая речевая активность. нередко встречаются дефекты произношения. Все эти проблемы влияют на развитие личности ребёнка. В большинстве случаев эти дети неуверенные в себе, у них отмечается обидчивость, раздражительность. Словарный запас у детей с общим недоразвитием речи снижен и расходиться в объёме активного и пассивного словаря. При общем недоразвитии речи необходима коррекционная работа логопеда. Эффективность логопедической работы будет зависит от правильно выстроенной индивидуальной программы. С учетом исследования , необходимо выстроить работу по нескольким направлениям: обогащать, закреплять, уточнять и активизировать словарь различных частей речи, расширять представления об окружающем мире, умение обобщать и подбирать обобщающие слова к группам предметов, формировать навык словообразования, учить подбирать антонимы и синонимы. Систематическая и комплексная работа позволяет решать проблемы. связанные с общим недоразвитием речевой системы и развития словарного запаса. У младших школьников в обычные возрастные сроки бывают недостаточно сформированы фонематический анализ и синтез, что приводит к затруднениям в понимании устной речи, ошибкам при чтении и на письме. Речевые высказывания состоят из простых предложений. Плохо сформированным является умение делить речевой поток на предложения. У детей наблюдаются многочисленные варианты трудностей овладения чтением: замедленный темп формирования навыка чтения; нарушения технической и смысловой стороны; большое количество ошибок в процессе чтения.
В психолого – педагогических исследованиях указываются основные причины недостаточной сформированности навыка письма: много нарушений в устной речи;
плохая сформированность фонематических процессов; низкая познавательная активность.
Для младших школьников характерно частичное расстройство процессов чтения и письма – это дислексия и дисграфия. Их основными симптомами являются специфические ошибки, которые не носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального и сенсорного развития или с нерегулярностью школьного обучения.Выделяют три группы дисграфических ошибок: ошибки на уровне буквы и слога; ошибки на уровне слова; ошибки на уровне предложения.
Основным направлением в работе учителя-логопеда в школе является коррекция нарушений чтения и письма и оказание консультативной помощи учителям и родителям.
Актуальной задачей коррекционно - логопедической работы является своевременное предупреждение и устранение недостатков в устной и письменной речи у младших школьников. Высокий результат достигается благодаря взаимосвязи и преемственности в работе специалистов всех звеньев (учитель, психолог, логопед, родители).
При анализе письменных работ младших школьников можно выделить характерные ошибки, связанные с недостаточностью фонематического анализа (пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов), фонематического восприятия (замена букв, обозначающих мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, ошибки, связанные несформированностью анализа структуры предложения (слитное написание слов, пропуск слов), ошибки, связанные с неумением выделять предложения из текста (пропуски точек в конце предложения), замена заглавной буквы на строчную, написание нового предложения с заглавной буквы).
Для развития активного и пассивного словаря в начальной школе учитель на уроках старается применять различные методы и приемы. Например, для развития активного словаря , учитель может предложить учащимся объединить данные слова по теме и назвать обобщающее слово. .Формируя умение дополнять тематические ряды, можно предложить подобрать по теме слова. У обучающихся часто возникают затруднения в названии малознакомых предметов. Здесь можно предложить метод обследования названия по описанию предмета. Также значительно обогащает пассивный словарь задание на подбор синонимов и антонимов. При подборе однокоренных слов за счет формирования навыка словообразования также происходит накопление слов. Учитель для обогащения словарного запаса, для развития памяти ребёнка, для развития правильного произношения слов, употребления этих слов в предложении использует различные методы и приёмы. Например, чтобы ребёнок учился определять главную мысль и уметь выразить свои чувства после прочитанного произведения, можно использовать метод словесного рисования. Ведение читательского дневника, где дети фиксируют прочитанные произведения, анализируют прочитанное по данному плану с учетом жанровых особенностей произведения. Также развитию связной речи способствует написание разных видов сочинений. Для обогащения словарного запаса используют ребусы и кроссворды, подбор синонимов, омонимов, антонимов игры со словами. Работа со словарем-тетрадкой для записи новых словарных слов также помогает расширению и обогащению словарного запаса. Для правильного произношения звуков и слов учитель может предложить обучающимся скороговорки, подбор рифм.
Автор(ы): Аликина Елена Власовна
Приложения: