Данная методическая разработка предназначена для детей младшего школьного возраста. Форма проведения: игра-путешествие.Цель занятия знакомство с видовым многообразием растений.

Методическая разработка учебного занятия

Путешествие в царство растений

Черныш Вера Петровна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Содержание

Тема: Растения

Цель: знакомство с видовым многообразием растений.

Задачи:

1) уточнить, расширить представления детей о многообразии растительного мира;

2) развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.

Методы:  виртуальное  путешествие, практическая работа, обсуждение, групповая  и индивидуальная работа, коллективное творчество.

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): учащиеся научатся узнавать комнатные растения; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

- Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Форма проведения: игра-путешествие.

Возраст учащихся: 8-9 лет.

Оборудование: компьютер, экран, презентация «Путешествие в царство Флоры», дорожные карты, смайлики, карандаши,   карточки с заданием (загадки), листы с заданием (зашифрованные овощи), листы А-3 для аппликаций, клей, овощи и фрукты для игры «о вкусах не спорят», жетоны (стебельки, листья, цветки), музыкальное сопровождение (звуки природы, поезда), микроскоп, лупа.

Оформление: кабинет экологии, с живыми растениями.

Методические советы: занятие лучше проводить в учебном кабинете (не в школе), столы расставить, поделив детей на 2-3 команды по 5-6 человек. Можно проводить в «зимнем саду» в рекреациях школы, оранжереях, где есть возможность усадить детей вокруг столов по командам. Для эффективной работы на занятии рекомендуется обязательное использование музыкального сопровождения (звуки леса, гудок паровоза, весёлая музыка для сопровождения творческих конкурсов).

Для закрепления полученных знаний используется метод творческой коллективной работы, пред которой учащиеся называют части растений – полученные жетоны, и создают аппликацию из них – букет в вазе.

Важно встретить учащихся улыбкой, создать атмосферу заинтересованности, тайны.

Ход занятия

Мотивация. Эмоциональный настрой.
Слайд № 1. Музыка.

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас!  Посмотрите на экран. Слайд № 2.

Давайте прочитаем слова (на слайде): Рябина, берёза, ромашка, василёк, папоротник, малина, кактус, фиалка, камыш, подсолнух, овёс, багульник.

2. Постановка проблемы

И все эти названия относятся к теме нашего сегодняшнего занятия. Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей: о растениях)

Растения – это часть природного мира.

Какое значение имеют растения в жизни человека? Слайд № 3.

Растения окружают нас повсюду, и именно они радуют нас своей красотой, удивляют разнообразием, поражают выносливостью и в то же время хрупкостью и ранимостью. Именно благодаря удивительному миру растений можно разгадать многие тайны природы.

Ребята, а кто из вас любит путешествовать?

3. Групповая работа.

Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в гости к царице Флоре. Слайд № 4.

Флора в древнеримской мифологии - это царица растений.

Внимание на экран (Слайд № 5). Перед вами карта нашего путешествия. Это Царство Флоры, а в нём расположились уголки природы. Давайте прочитаем, какие. Лес, культурные растения, комнатные растения. Молодцы!

 А путешествовать нужно с настроением. Какое у вас настроение? Сейчас узнаем. Выберите на ваших столах смайлики, которые отражают ваше настроение. Выбрали? Сейчас машинисты поездов получат дорожные карты.

Приклейте смайлики на дорожную карту вашей команды. А теперь давайте  друг другу улыбнёмся.

Итак, мы с вами отправляемся в путешествие на экологическом поезде.

Музыка.

Первая остановка – ЛЕС! Здесь нас поджидают  загадки. Отгадавшая команда получает необычный жетон. А в конце занятия у вас получится букет.

Загадки на карточках – на выбор тянут командами по три.

Жетоны – стебельки. Молодцы!

Как хорошо в лесу!  Ребята, когда мы приходим в лес, мы должны соблюдать особые правила поведения? (Ответы) Давайте назовём эти правила. Помогут нам в этом картинки. Внимание на экран. Слайды № 6 - 11.

Что мы видим на картинке? Какое правило можно сформулировать? Читаем стихи на слайде.

Это лишь немногие правила, которые необходимо  соблюдать в лесу. Вы все молодцы и получаете ещё по 2 жетона-стебелька.

Я знаю интересную игру. Давайте все встанем и сыграем в игру «Деревья – кусты».

Дети встают произвольно. Если педагог говорит «деревья» - руки поднимаем руки вверх, если «кусты» - приседаем. Задача педагога – запутать детей, неправильно показывая движения.

Вы такие внимательные, молодцы! Садитесь. Ну вот, Отдохнули. Пора ехать дальше.

Музыка.

Тропинка ведёт нас в уголок, где растут культурные растения, полезные для человека.

А какие это растения, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Работаем в парах. Я вам раздам листы с заданием, необходимо выписать в строчку буквы, которые в кружочках. Время работы 1 минута. Что у нас получилось?

Жетоны – листья.

Как  быстро вы справились с заданием. Молодцы!

Хотите ещё заработать жетоны? Давайте сыграем в игру «О вкусах не спорят». На блюде нарезаны кусочки яблока, моркови, огурца, сладкого перца, груши, банана. В них вставлены зубочистки (шпажки). С закрытыми глазами нужно отгадать вкус овоща или фрукта. (Спрашиваем: «Это овощ или фрукт? Какой?»)

Жетоны – цветы.

Поехали дальше?  Музыка.

Ребята, у вас дома есть комнатные растения? Как они называются?

(Ответы детей) Жетоны-цветы.

Посмотрите вокруг -  нас с вами окружают комнатные растения. И у царицы Флоры есть любимый уголок. Внимание на экран. (Слайды № 12) Загадки о комнатных растениях. Жетоны-цветы.

Многое о растениях можно узнать на практике.

Например,  пойти на экскурсию в парк и определить виды растений  - травянистые, древесные и кустарниковые. Или можно в кабинете рассмотреть под микроскопом строение листа, с помощью лупы рассмотреть вредителей на растениях.

Практическое занятие.  Подойдите к микроскопу  и рассмотрите строение листа.

Перед вами на столах – растения в горшках. Рассмотрите каждое растение и назовите основные его части. Запишите. Проверяем. (Жетоны – цветы)

Какие  комнатные растения вам запомнились? Назовите. (Жетоны – цветы)

4. Подведение итогов.

Наше путешествие по царству Флоры подошло к концу.

Возвращаемся.  Музыка.

Внимание! В течение всего путешествия вы получали жетоны – части растения. Какие жетоны у вас есть? (Ответы) 

У вас на столах – листы А-3, с аппликацией-вазами. Каждая команда должна создать аппликацию - букет из полученных жетонов.

Музыка.

Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Рассмотрение работ.

5.  Рефлексия

 Ребята давайте посмотрим, какое настроение у вас после нашего путешествия. Выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение сейчас. Приклейте его на дорожную карту. Замечательно!

На этом наше занятие окончено. До свидания.

Список литературы:

1. Волина, В.В. Загадки от А до Я. – СПб.: Дидактика плюс, 1997. – 180 с.

2. Сушинскас, Л.Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы / Л.Л. Сушинскас, Н.А. Шевердина. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 315 с. (Здравствуй, школа!)

3. Энциклопедия комнатного цветоводства/Пер. с нем. – М.: Мой мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006. – 192 С.: ил.

4. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/Авт.-сост. Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.  

5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения/Сост. Л.А. Багрова. – М.: ТКО «АСТ», 2005. – 344 с.


Автор(ы): Черныш Вера Петровна
Приложения: