Внедрение профориентационных методик на уроках физики
для учащихся с задержкой психического развития
Севастьянова Ксения Григорьевна
Школьные годы – основной этап формирования интереса к осознанному выбору профессии. Не секрет, что учащиеся с задержкой психического развития заканчивают только основную школу (9 классов). Моя задача как педагога, как классного руководителя, чтобы они не ушли из школы в некуда. Для этого надо постараться сформировать интерес к той или иной профессии.
На каждом уроке наряду с образовательной целью выдвигаю цель по профориентации: показать практическое применение материала данной темы. В конце урока задаю вопрос: людям каких профессий необходимы знания, приобретенные при изучении данной темы. Например, при изучении понятия «трение» можно много говорить о работе шофера, машиниста и других.
При изучении электрических схем предлагаю учащимся стать исследователями. Ребята собирают схемы, получают результаты измерений, делают свои выводы, а потом сравнивают их с выводами в учебнике, убеждаются, что они (выводы) одинаковы. От такой работы учащиеся получают удовлетворение и испытывают радость познания. В конце урока я подчеркиваю, что исследовательская работа связана со многими профессиями.
При выделении общих типовых задач для специалистов разных профессий, мы исходили из того, что в профессиональной деятельности выделено девять типов задач, методы решения которых основаны на знаниях по физике. Из этих типов задач необходимо было выявить те, которые решают большинство специалистов разных профессий в современных условиях.
С этой целью был проведен опрос 30 специалистов, востребованных на рынке труда. Перечень востребованных профессий нами был составлен по данным Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы, проведенного в 1999 году Госкомстатом и Минтрудом России. Беседы с такими специалистами и их анкетирование осуществлялись в городах Астрахани, Москве, Мурманске, Липецке, поселке Аксарайск Астраханского газоконденсатного комплекса. Подбирались специалисты, работающие в различных фирмах, компаниях, занятые в различных сферах профессиональной деятельности.
Нами установлено, что в перечне профессиональных задач, которые решает каждый из этих специалистов, присутствуют типовые задачи, связанные с передачей и обработкой информации. Все специалисты данных профессий указывают виды деятельности, связанные с обработкой, хранением и передачей информации. Действительно, торговый представитель вынужден в условиях жесткой конкуренции собирать, обрабатывать и хранить информацию о товарах и услугах других родственных фирм; финансовый директор должен быстро передавать и принимать информацию с помощью современных средств связи; бренд-менеджер разрабатывает и распространяет сведения о качестве выпускаемой продукции; аудитор собирает информацию У всех отделов предприятия, вводит ее в компьютер и занимается ее обработкой и др.
Кроме того, в настоящее время изменился характер труда специалистов традиционных профессий в тех видах деятельности, где надо осуществлять сбор большого объема информации, анализировать ее, иметь под руками необходимые образцы отчетов, проектов, дизайнерских решений, форм документов, бланков рецептов и т.п., а также передавать сведения на различные расстояния с применением современных средств связи. Поэтому, мы проанализировали виды деятельности специалистов таких профессий, как архитектор, кассир, врач, инженер, бухгалтер, парикмахер, секретарь. Оказалось, что в настоящее время все они используют информационные технологии в своей работе. Так, архитектор разрабатывает эскизы фасадов зданий, жилых массивов с помощью компьютера; кассир супермаркета определяет цену товара с помощью считывания штрих-кода и соотнесения его с ценой, хранящейся в базе данных компьютера; врач осуществляет запись медицинских показаний на индивидуальную электронную карточку больного; инженер выполняет с помощью специальных компьютерных программ расчеты инженерных сооружений; бухгалтер составляет и заполняет электронные бланки финансовой отчетности, использует специальные компьютерные программы для расчета заработной платы, налоговых отчислений; парикмахер-универсал современных салонов красоты подбирает дизайн прически для своего клиента из образцов, хранящихся в базе данных компьютера; секретарь-референт использует современные средства связи для передачи, приема информации, компьютер для подготовки и оформления документов. Все это является доказательством того, что общими профессиональными задачами, решаемыми разными специалистами являются следующие:
1. Передача информации.
2. Обработка информации.
Стефановой Г. П. показано, что эти задачи решаются с применением физических знаний. Эти задачи будем называть общими типовыми задачами для специалистов разных профессий на современном этапе развития общества.
В первой части мотивационного этапа учитель организует деятельность учащихся по выявлению разнообразных профессий, которые связаны с передачей или обработкой информации. Здесь школьники убеждаются в том, что в современных условиях в любой профессии человек многократно встречается с задачами по передаче и обработке информации. В итоге ученики делают вывод о том, что умение передавать и обрабатывать информацию с использованием современных технологий, делают человека независимым на рынке труда и позволяют ему успешно изменить свою профессию при необходимости. Все это позволяет создать у школьников потребность в освоении обобщенного метода решения таких задач. Целью второй части этого этапа является создание ситуации, в которой у учащихся возникает потребность в разработке методов решения конкретных профессионально-ориентированных задач, связанных с передачей и обработкой информации.
На подготовительном этапе учащиеся разрабатывают методы решения профессионально-ориентированных задач в конкретном виде, которые опираются на знания темы и такие понятия как «информация», «знаковая форма информации», «материальный носитель информации». Особенностью этого этапа является конкретизация этих понятий на основе содержания изучаемой темы. На подготовительном этапе осуществляется профессиональная ориентация учащихся через выбор профессионально-ориентированной задачи в соответствии с первоначальным интересом к профессии и объединением в динамические группы, создаваемые по определенным сферам деятельности: гуманитарная, социально-экономическая, естественно-математическая, техническая и другие.
В заключение хочу сказать, что данная методика работы с учащимися с задержкой психического развития может быть использована любым предметником. Можно использовать как отдельные элементы методики, так и в целом. И особых затрат эта методика не требует, я имею в виду материальные затраты.
Стабильность применения данной методики дает свои результаты:
повышается эффективность усвоения физики;
успешность учеников очевидна;
происходит духовно-личностный рост учащихся;
повышается уровень обученности в коррекционных классах.
Работая со слабоуспевающими учащимися, я не могу похвастаться очень одаренными учениками, но когда видишь рост ребенка, в глазах горит огонек интереса к физике, то понимаешь: это и есть самая главная педагогическая победа.
Автор(ы): Севастьянова Ксения Григорьевна
Приложения: