Приемы работы над развитием орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Разуваева Ирина Владимировна
Неправильное употребление и написание слов ведет за собою ошибки в области мысли и потом в практической жизни.
Д.И. Писарев
ФГОС НОО ставит перед учителем конкретную задачу: научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические навыки при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное, т.е. решать орфографическую задачу.
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.
Педагоги согласятся со мной, что орфографическая безграмотность детей стоит очень остро именно в наше время. Дети стали мало читать, больше времени проводят в социальных сетях, где общение происходит на уровне «азбуки Морзе», а не литературного языка. Поэтому перед школой и учителями встала нелегкая задача научить современного ребенка грамотно излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме.
Первый этап формирования орфографической зоркости начинается с букварного периода в первом классе, с работы по Прописям и Букварю на уроках письма и обучения грамоте в процессе звуко - буквенного анализа слов.
Второй этап – этап активного становления орфографической зоркости продолжается в первом, втором, третьем и четвертом классе на каждом уроке русского языка. И здесь важную роль имеют различные упражнения, которые должны выполнять учащиеся.
Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский к упражнениям предъявлял следующие требования: «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е. «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд…пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового».
Проанализировав собственный опыт, опыт своих коллег, а также работы известных методистов, психологов, я пришла к выводам:
1) работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания;
2) ввести понятие «опасные места», «сомнительная гласная/согласная буква», чтобы насторожить детей на появление возможных ошибок;
3) проводить специальные упражнения на каждом уроке русского языка по развитию орфографической зоркости, включив их в минутки по чистописанию;
Цель, которую я преследую при написании этой статьи, заключается в желании поделиться собственным опытом работы по повышению грамотности и развитию орфографической зоркости у учащихся четвертого класса на уроках русского языка.
Важной частью программы первых лет обучения русскому языку является выработка у учащихся каллиграфически правильного почерка. Поэтому на каждом уроке я провожу минутки чистописания, к которым дети уже привыкли. Упражнения подбираю тематические, по методическому рабочему плану таким образом, чтобы сразу решать несколько задач: по каллиграфии, орфографии, расширению словарного запаса и развитию речи.
С 1 сентября четвертого года обучения начинаю повторять алфавит по одной букве каждый урок. Работа строится следующим образом:
(Возьмем один урок на примере буквы Аа)
1) Аа Ас ас Ам ам Ав ав Ама Ава и т.д.
- Написание какой буквы мы сегодня повторяем на уроке? ( Букву Аа, эта буква обозначает звук [а]. Это звук гласный, не смягчающий согласные звуки).
- Назовите нижние и верхние соединения букв. (Это делается только один раз, т. к. потом дети сами различают типы соединений).
2) Альпы, ананас, автомобиль, арбуз, Анна
Задания: списать, поставить ударение, назвать и подчеркнуть орфограммы. Иногда прошу повторить правила. Одного ученика вызываю и ставлю оценку. Пять уроков вторая строка чистописания содержит такие задания, меняется буква и слова на нее. Затем можно добавить деление слов на слоги, для переноса, написать сверху количество звуков, букв. Изучая тему «Состав слова», можно одновременно подбирать однокоренные слова и изменять форму одного и того же слова. Например:
(Возьмем один урок на примере буквы Бб)
1) Бб Бо бо Бм бм Ба Боб Бал
2) берег, берега, бережок, побережье, у берега, по берегу ( выделите корень, докажите, что часть слов является однокоренными, а часть - формами одного и того же слова; какая здесь орфограмма)
Работа над словами в минутке чистописания может идти по-разному:
- Проговаривание уже написанных слов - это произнесение слова так, как будто все фонемы в нём представлены своими сильными позициями. А так как буква – это значки фонем, прочитать слово побуквенно означает представить букву, как знак сильной позиции фонемы.
Значение данного приема: орфографическое проговаривание помогает детям писать без ошибок и искажений; выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова.
- Списывание слов с пропусками букв - овладением этим умением формирует у учащихся навык самостоятельно пользоваться правилами при написании пропущенной орфограммы.
Например: м..р..з, М..сква, м..двед.. и т.д.
Третья строка в минутке чистописания – это предложение. Работа над предложением тоже строится в зависимости от того, что на данном уроке мы закрепляем и отрабатываем.
1. Комментирование
«Комментированное письмо – это открытый и управляемый процесс действий учеников (с двойным предупреждением ошибок) в условиях коллективной работы класса» (К. А. Москаленко).
Оно заключается в следующем:
- учитель диктует предложение всему классу орфоэпически;
- один из учеников записывает на доске, комментируя каждое слово, где есть орфограмма;
- ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики;
- если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, ему сразу помогают другие ученики;
2. Предложение с грамматическим заданием
Здесь можно предложить учащимся сделать синтаксический разбор предложения, повторить сложные и простые предложения, однородные члены и т.д.
Таким образом, в начале каждого урока я отрабатываю изученные темы, доводя их до автоматизма, тратя максимум 7-10 минут, и ставя по 2-3 оценки уже на этом этапе урока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В работе я поделилась приёмами работы по формированию орфографической зоркости в условиях ФГОС .
В конце можно сформулировать следующие методические рекомендации по организации и использованию приёмов работы по формированию орфографической зоркости на минутках чистописания:
1. Работу по формированию орфографической зоркости необходимо проводить на уроках русского языка учителем целенаправленно.
2. Избегать пассивности детей по усвоению того или иного вида орфограмм.
3. Знать и грамотно составлять различные виды упражнений по формированию орфографической зоркости.
4. Учить детей видеть орфограмму в слове и определять её вид. Развивать умения находить орфограммы до написания, и определять её вид.
5. При подготовке учителя к урокам русского языка необходимо подбирать приёмы, стимулирующие детей к хорошей работе, и использовать их на каждом уроке.
Таким образом, систематическое использование вышеуказанных упражнений и видов работ позволяет значительно развить орфографическую зоркость учащихся к пятому классу, научить их самостоятельно и уверенно писать грамотно.
Список использованной литературы
1.Бакулина, Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка / Г.А. Бакулина // Начальная школа. 2000. №7.
2.Бессчастная, Е.Н. Ещё раз о словарной работе на уроке русского языка: Опыт молодым / Е.Н. Бессчастная // Начальная школа. 1999. №8.
3. Граник, Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. М.: Просвещение, 2001.
4. Маслова, Л.М. выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма / Л.М. Маслова // Русский язык (приложение к газете «1 сентября»). 2006. №10.
5. Рыболова, З.Д. Формирование орфографических навыков / З.Д. Рыболова. // Русский язык (приложение к газете «1 сентября»). 2006. №11.
6. http://festival.1september.ru/articles/311276/
Автор(ы): Разуваева Ирина Владимировна
Приложения: