Несплошной текст, как средство формирования
читательской грамотности
Анастасенкова Наталья Николаевна,
учитель немецкого языка
ГБОУ гимназия №41 имени Э.Кестнера,
«Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл», - говорил великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
-Читать - это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное».
Одно из требований федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего образования гласит, что дети должны уметь ориентироваться в различных источниках информации. Если вспомнить портрет выпускника начальных классов - он должен уметь извлекать информацию из текстов, схем и иллюстраций.
Но как показывают различные исследования, российские школьники не готовы работать с такого вида информацией.
И наша учительская задача - осваивать новые способы формирования читательских умений в образовательной практике.
Тексты окружают и сопровождают нас повсюду. И весь этот огромный массив можно разделить на две группы: тексты сплошные и несплошные.
Сплошные – не прерываются включёнными в отдельные строки формулами, таблицами, схемами, иллюстрациями и пр. Это тексты разных видов и жанров, в том числе рассказы, стихи, статьи, школьные сочинения
Несплошные– в них информация передаётся не только словесным способом.
К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике.
Часто в повседневной жизни приходится сталкиваться с такими несплошными текстами. Умеем ли мы читать их?
А ведь наши ученики с раннего детства также, как и взрослые сталкиваются с такими текстами.
Смайлик - это уже несплошной текст. Вывеска на магазине, билет, этикетка, дорожный знак - всё это содержит в себе информацию, которую должны уметь читать и взрослые и дети.
Ряд заданий ВПР в 4 классе составлены на основе несплошных текстов, и не секрет, что такие задания вызывают затруднения у учащихся.
Цель данного способа работы заключается в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение считывать информацию с несплошных текстов и использовать её).
Примеры несплошных текстов представлены на слайде.
При работе с несплошными текстами необходимо, чтобы ребёнок научился:
читать несплошные тексты (то есть извлекать и анализировать информацию) – из графиков, таблиц, схем, диаграмм;
составлять несплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;
для более глубокого понимания текста можно несплошные тексты преобразовывать в сплошные и наоборот
Примеры заданий представлены на слайдах презентации.
Таким образом, цель данного педагогического опыта: понять, где мы можем простраивать на уроке работу с несплошным текстом. Ведь у нас нет темы урока - «Билет» или «Работа с билетом».
Учитель должен уметь выстраивать работу с различными формами представления текстов, таблицами, схемами, диаграммами и пр. и они должны служить не только в качестве иллюстраций на уроке, но и являться источником получения важной информации.
-Нужно объяснять детям важность прочтения этой информации, убеждать, что всё, что располагается на листе: всё является важным и помогает ответить на вопросы, узнать новое.
-Заголовок, сноски - это тоже текст, и всё это имеет смысловую ценность.
Автор(ы): Анастасенкова Наталья Николаевна
Приложения:
6573012db6f84_Презентация_по_теме__Работа_с_несплошными_текстами_на_уроках_иностранного_языка.pptx