Учебный диалог на уроках словесности
Шкенёва Татьяна Владимировна
Сегодня приоритетной целью современного образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. В рамках уроков русского языка и литературы это позволяют делать технологии деятельностного типа. В качестве подобного примера рассматривается диалоговая технология, использование которой позволяет обучающимся вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другим учеником, работать сообща, при этом овладевая разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения. Специфика учебного диалога связана с особенностью диалога в целом. Но если в живой разговорной речи диалог – это форма общения людей, то учебный диалог – это еще и метод обучения, который имеет свою структуру, динамику и композицию. Учебный диалог в школьной практике представлен в основном двумя видами: учитель-ученик и ученик-ученик, реже ученик-класс, учитель-класс.
Используя диалог как метод обучения в своей работе, я определяю его тему, прогнозирую его результат, намечаю продолжительность диалога, в котором происходит общение участников учебного процесса. Очевидно, что у школьников в ходе урока появляется возможность реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя.
Лишь педагог, превосходно знающий особенности учебного диалога, может создать диалогичную обстановку. А это:
-Наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы.
-Наличие двух и более собеседников.
-Возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения.
-Наличие цели организации диалога.
-Наличие обратной связи.
-Наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником, учеником и учеником.
Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи.
Во время учебного диалога происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения. Учитель должен продумать содержание учебного диалога:
-Тематику;
-Формулировку вопросов и заданий;
-Материал диалога, который должен решать задачи урока.
Диалог в ситуации обучения является не только средством обучения и воспитания, он еще и полигон для упражнения речевой способности учащихся и условие усвоения ими законов человеческого общения.
Усваивая полученные знания, вырабатывая навыки и умения, ученик одновременно усваивает правила речевого поведения и, в частности, правила диалога. К этим правилам относится способность ясно излагать свои мысли, понимать собеседников, добиваться адекватного понимания участниками диалога смысла высказывания.
Диалогическая форма общения разнообразна, это и:
-Беседа.
-Упражнения на короткий диалог.
-Учебно-ролевые игры.
-Эвристический диалог.
-Учебная дискуссия.
-Диспут.
-Имитационно-моделирующие игры.
-Тренинговые упражнения.
-Урок - исторический портрет.
Речь учителя в учебном диалоге является средством достижения указанных обучающих и воспитательных целей. Она реализуется в ряде реплик, содержанием которых, в зависимости от конкретной цели данного фрагмента обучения, может быть сообщение информации, постановка задач, диагностика понимания учащимися задачи, контроль за ходом ее решения, выявление пробелов в знаниях и их восполнение, коррекция деятельности учащихся, оказание им помощи, оценка достигнутых результатов и т.д.
В учебном диалоге позиции партнеров жестко регламентированы: учитель учит, наставляет, воспитывает; учащийся учится, принимает обучающее воздействие, реагирует на него определенным образом. Необходимым условием совместной деятельности является развертывание ее как коллективного диалога. Учебный диалог в развивающем обучении – это не фрагмент, а форма урока. Задача учителя, организующего учебный диалог, постепенно вместе с детьми выработать правила ведения диалога, чтобы он был эффективен:
-предмет обсуждения должен давать принципиальную возможность рассмотрения его с альтернативных точек зрения;
-важно направлять диалог в конструктивное русло (нужно избегать переключения внимания на другие темы);
-ключевая роль должна принадлежать инициатору обсуждения. Задача педагога – найти способ так организовать процесс обсуждения, чтобы не только выполнить учебные цели, реализовать замысел урока, но и сохранить ведущую роль – обязательное соблюдение правил ведения диалога всеми его участниками;
-педагогический диалог требует заинтересованного отношения ко всем учащимся, уважительного отношения к «я» ребенка. Не следует оставлять без внимания явные противоречия в высказываниях школьников, нелогичность их рассуждений, а также неаргументированные мнения.
Таким образом, в центре содержания урока находятся участники образовательного процесса. Учебный предмет, да и само учебное занятие, рассматриваются не сами по себе, а в соответствии с задачей определения их роли и места в широкой жизни ученика.
Автор(ы): Шкенёва Татьяна Владимировна
Приложения: