Критериальное оценивание практической работы студентов СПО в курсе истории
Цель: разработка критериев оценки метапредметных и предметных результатов практической работы студентов СПО в курсе истории.
В соответствии с поставленной целью работы решалась задача применения критериального оценивания результатов практической работы студентов 2 курса в рамках курса Истории.
Актуальность проблемы. Современная педагогическая практика диктует абсолютно новые требования к процессу образования и к его результатам. Выпускник современной школы, колледжа должен быть готовым и способным творчески мыслить, искать и находить нестандартные решения, быть инициативным и конкурентоспособным.
Обновленный стандарт подразумевает не только новые подходы к составлению и реализации предметных программ, а также программ воспитания и социализации, использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе, но и принципиально новых подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся. Оценивание сегодня должно быть не инструментом контроля, а инструментом управления качеством образования. Оценка, получаемая обучающимся, должна отражать не только предметные, но и метапредметные результаты обучения, а также
формирование личностных качеств обучающихся.
Проблема оценочной деятельности — одна из актуальнейших проблем как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая сегодня система оценивания формировалась в рамках знаниевого подхода в образовании и поэтому отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения, что не соответствует в полной мере современным требованиям системно-деятельностного подхода.
Проблему оценивания учебных достижений обучающихся можно решить путем формирования критериальной оценки результатов освоения учащимися основных образовательных программ.
Кроме того, в соответствии с требованиями стандарта образования, предъявляемыми к метапредметным результатам освоения образовательных программ, педагогу необходимо формировать у обучающихся навыки самоконтроля, самооценки и принятия решений, а также умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
Методика оценивания по пятибалльной шкале, используемая в традиционном обучении, привычна и проста. Однако субъективность и слабая дифференцирующая способность являются ее существенными недостатками.
Сегодня пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективность отметок, учащийся не всегда может объяснить за что конкретно он получил ту или иную оценку. Это объясняется отсутствием конкретных, однозначных и понятных всем участникам образовательного процесса критериев оценок.
Существующая традиционная система оценивания имеет ряд недостатков:
- отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, понятные обучающимся, родителям и педагогам;
- отметки не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений и навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого учащегося;
- система не позволяет студенту контролировать и оценивать себя;
-система не способствует положительной мотивации, точнее, имеет карательно-поощрительную функцию.
Реализация ФГОС, основанного на системно-деятельностном подходе,
обуславливает поиск технологии оценивания учебных достижений учащихся,
обладающей системным, метапредметным характером, влияющей на активизацию учебно-познавательных способностей учащихся. В связи с этим все большим спросом пользуется технология критериального оценивания, которая заключается в сопоставлении индивидуальных достижений обучающихся с определенными критериями.
Цель новых требований к системе оценивания — повысить уровень уверенности в ситуации «предъявления себя» и в отношениях с преподавателем, развить качества контрольно-оценочной самостоятельности, повысить сознательное отношение обучающихся к цели обучения: «от умения сотрудничать к умению учить себя».
Критериальное оценивание способствует осуществлению более объективной оценки учебных успехов обучающихся в отличие от традиционных форм контроля. Оно является основой четкого, точного определения, или измерения, качества знаний обучающихся.
Понятие «критериальное оценивание» можно определить как процесс, базирующийся на сопоставлении учебных достижений обучающихся с конкретно обозначенными, совместно сформулированными, априори установленными для всех участников процесса критериями, соотносящимися
с целями и наполнением обучения, содействующими моделированию универсальных учебных действий обучающихся.
При правильном составлении критериальной системы обучающийся имеет возможность самостоятельно оценить собственные учебные успехи, что стимулирует достижение более высокого образовательного результата и формирование образовательной самостоятельности.
Основными элементами критериального оценивания являются:
- анализ процесса оценивания;
- обратная связь, позволяющая всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся, родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала (обратная связь является основой для внесения необходимых корректировок в учебный процесс для улучшения его содержания, методов и форм организации, управления и управления учебной и познавательной деятельностью студентов.
Это позволяет учителю получать информацию о ходе обучения каждого учащегося, следить за динамикой его развития;
- использование этого механизма мониторинга повышает эффективность
учебной деятельности учащихся, позволяя скорректировать полученные результаты и тем самым достичь более высокого уровня производительности в будущих мероприятиях);
- определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником и достигнутых результатов в их динамике;
- определение возникающих трудностей каждого ученика и целой группы в целом для организации индивидуальной и групповой работы над ошибками;
- создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации учащегося к успешной учебной деятельности.
Основной целью технологии критериального оценивания является определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством использования определенных параметров (критериев),позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей обучающихся на каждой ступени профессионального образования.
Технология критериального оценивания призвана создавать необходимые условия для воспитания учебно-познавательной активности учащихся, развития их творческого и исследовательского потенциала, учебной самостоятельности и ориентации в потоке научной информации. Все это достигается путем приобщения учащихся к систематической рефлексии, к определению смысла собственной деятельности.
При применении критериального оценивания необходимо соблюдать следующие общие требования:
- оцениваемая работа и процедура ее оценки должны позволять студенту и преподавателю определять успехи и неудачи, а также понимать, что может сделать обучающийся, чтобы свести к минимуму свою неудачу;
- подлежит проверке не только способность студента запоминать и излагать изученные факты, но также понимание и умение применить полученные знания на практике;
- оценивание производится в соответствии с общими критериями оценивания по определенной предметной группе, достижения отмечаются отдельно по каждому из критериев;
- студенты знают критерии оценки задачи, которая должна быть выполнена до того, как они начнут ее реализовывать, и, насколько это возможно, участвуют в обсуждении и/или создании дескрипторов для оценки заданий;
- учащимся предоставляется возможность проанализировать собственное обучение с использованием критериев оценки и определить, что требует особого внимания и улучшения;
- результаты оценивания выполненных работ доступны не только самому ребенку, но и его родителям, учителям и администрации учебного заведения;
- оценка работы выполняется максимально объективно, независимо от личных предпочтений и антипатий, что достигается путем создания подробных рубрик, содержащих критерии и дескрипторы для каждого из критериев.
Исследователи отмечают следующие преимущества критериальной системы оценивания перед традиционной:
- Позволяет всем участникам процесса обучения участвовать в процессе оценки: учителям, обучающимся и их родителям, как в составлении рубрик, так и в самом процессе оценивания.
- Делает «прозрачным» механизм выставления отметок, что позволяет избежать ситуации тревожности в процессе оценивания.
- Исключает субъективизм учителя при выставлении оценок.
- Позволяет найти сильные и слабые стороны ученика. Критериальная оценка показывает преподавателю, ученику и родителям, над чем работать вбудущем, чтобы добиться лучших результатов в будущем. Основываясь нарезультатах оценки, учитель дает учащимся домашнюю работу, передает своирекомендации родителям.
- Вырабатывает у студентов навыки самооценивания, что очень пригодится им в будущем.
- Повышает значимость контрольных и зачетных работ, готовит учащихся кдальнейшим жизненным испытаниям (экзаменам,квалификационным испытаниям, защите диплома).
- В критериальном оценивании нет сравнения обучающихся друг сдругом. Оценка выполняется только по используемым рубрикам.
- Критериальное оценивание может быть легко адаптировано подлюбую шкалу оценивания. Для этого остается только разработать шкалы перевода суммы баллов по критериям.
Учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. Ее цель: формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX–началаXXI вв.
Задачи учебной дисциплины:
–рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX–начала XXI вв.;
–показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;
–сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– ориентироваться в современной экономической, политической,
Культурной ситуации в России и мире;
– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
–основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
–сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX–начале XXI вв.;
–основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
–назначение ООН, НАТО, ЕСи др.организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
–содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Будущий специалист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В соответствии с требованиями стандартов из всего вышеуказанного можно сделать вывод о том, что дисциплина История занимает важнейшее место в системе формирования компетенций современного специалиста, а значит заслуживает пристального внимания со стороны преподавателя. Кроме того, в программах курса «История» значительный объем учебного времени отводится на практические работы с документами, картами, кино- и фото-документами, средствами Интернет, а значит применение системы критериального оценивания в рамках изучения учебного материала по истории как нельзя лучше подходит для моей работы.
Рассмотрим применение системы критериального оценивания на практическом занятии по истории со студентами 2 курса ГБПОУ СПбТК «Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР (2 часа)».
Технологическая карта занятия:
- Организационные моменты – информирование студентов о том, как будет оцениваться работа, предложение поучаствовать в разработке критериев.
- Постановка задачи перед студентами (мотивация деятельности): «Какую роль играла советская культура в становлении советского режима», определение главных понятий.
- Работа студентов в группе с документами, текстами, кино-фото материалами. Группы: «Кино», «Литература», «Художественное творчество», «Музыка» (если позволяет численный состав группы, добавить группу «Наука, образование»)
- Краткое выступление лидеров групп.
- Рефлексия «Как партия руководила творческими людьми?», «Роль культуры в становлении советского режима», «Возможно ли творчество без свободы?»
- Письменная работа.
- Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов с применением критериального оценивания.
Источники: Учебник В.В.Артемова и Ю.Н.Лубченкова (-М.: АКАДЕМИЯ, 2017), раздаточный материал (тексты Постановлений, газетные публикации, рецензии на кинофильмы, литературные и художественные произведения)
Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения материала, а также шкалирование результатов (см. Таблица, Приложение 1)
Групповой этап работы (см. Таблица, Приложение 1)
Вопросы для письменной работы:
- Связаны ли между собой понятия культура и идеология?
- Какова роль культуры в тоталитарном государстве?
- Возможно ли творчество без свободы?
- Нужна ли цензура? Если да, то что нужно запретить?
Прогнозируемый результат (см. Таблица 2)
Автор(ы): Терсеро Давила Лилия Анатольевна