Кейс как средство активизации речевой деятельности

(на материале темы “Holidays”)

Шумик Надежда Леонтьевна

При подготовке к уроку педагогу следует подумать о  создание интересной и творческой атмосферы на уроке английского языка и четко сформулировать цель занятия для себя и учеников.

Для достижения цели важно, чтобы примерно 20% времени урока говорил учитель, а 80% – учащиеся. Цель учителя в данном случае контролировать образовательный процесс: задавать тему урока, поправлять, поощрять и т.д. По статистике учащийся запоминает на уроке 20% того, что говорит учитель, и 80% того, что говорят его одноклассники.

Основной задачей обучения иностранному языку является достижение учащимися определенного уровня коммуникативной компетентности в сфере письменного и устного общения. Принцип коммуникативной направленности заключается в создании ситуации общения, которая подразделяется на 3 группы: реальная, проблемная и условная.

Так как ведущей целью обучения иностранным языкам является – коммуникативная, то при правильной организации времени по обучению иностранному языку 50% должно быть отведено «говорению», 35% времени должно быть отведено чтению, остальные 15% –письменной речи.  Даже если на говорение отводится 20-25 минут на уроке, а в группе в среднем 15 человек, то на одного человека приходится 1,5 мин «говорения», это очень мало. Успеха в преподавании иностранного языка можно добиться только в случае, если учащийся будет уметь организовывать свою деятельность на уроке и правильно организовывать свою работу дома.

Существуют несколько объективных сложностей, которые нужно учитывать при изучении иностранного языка.

Во-первых, отсутствие естественной языковой среды.

Во-вторых, высокая наполняемость групп в классе.

В-третьих, на «говорение» отводится небольшое количество времени на уроках.

Однако эти сложности можно частично преодолеть при использовании образовательных технологий преподавания иностранного языка.  Одной  из активно используемых технологий является кейс-технология. Кейс (с англ. – случай,  ситуация) – это разбор ситуации или конкретного случая,  деловая игра.  Он может быть  назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе ее используются  описания конкретных ситуаций или случая  (от английского «case» – случай). Кейс должен отражать реальную жизненную ситуацию, должна  присутствовать проблема и требуется овладение теоретическими  знаниями для решения конкретной проблемы. Кейсы и ситуационные упражнения направлены на формирование и развитие компетенций в границах конкретной проблемной ситуации. Такая ситуация может быть как смоделирована, так и взята из реальной жизни. Описанная ситуация подлежит анализу и поиску решения.

Этапы работы с кейсом включают в себя следующие:

1)  Этап погружения в совместную деятельность

2)  Этап организации совместной деятельности

3)  Этап рефлексии совместной деятельности.

Существуют основные правила составления кейсов.

Во-первых, следует выбирать такой материал для кейса, который будет полезен участникам обучения в их реальной практике.

Во-вторых, описываемая ситуация должна быть достаточно широкой для того, что каждый из участников тренинга мог приложить к решению кейса свои специальные знания и умения.

Наибольшую эффективность практика кейсов получает в заданиях, связанных с развитием аналитических способностей, предметных компетенций.

Кейс может содержать несколько групп упражнений.

Кейс по теме: “Adventure Holidays”

Упражнение 1.

Finish up these sentences, using “because” and the arguments given after the sentences.

I prefer:

a)     exciting holidays.

b)    adventurous holidays.

c)     peaceful holidays.

d)    relaxing holidays.

For you, an ideal holiday is:

a)     sitting under a beach umbrella.

b)    relaxing under the tree in the silence of the countryside.

c)     you are ready to leave for an adventurous journey with a backpack.

d)    you are going to go to an unknown and undiscovered place.

e)     is a way to do sports and exercises meeting new people .

f)      to make new friends and enjoy yourself.

Holidays are:

a)     useful.

b)    interesting.

c)     boring.

d)    difficult.

Holidays can help:

a)     to have lots of interesting activities.

b)    discover new things.

c)     to spend time playing.

d)    to avoid hard and boring work.

e)     to play outdoor games.

Упражнение 2.

 What do you think about arguments?

You may use the following phrases to express your opinion:

        ·            I think the same …

        ·            I agree with …

        ·            To my mind …

        ·            In my mind …

        ·            I am (not) sure …

        ·            Exactly

        ·            I doubt it somehow ...

        ·            No, I cannot say ….

When you go away on holiday, you:

        ·            forget about everything.

        ·            wake up most morning worrying about what is going on at home.

        ·            send a few postcards to your relatives or close friends.

        ·            think it would be really exciting.

        ·            think it is a crazy idea.

I would like to spend holidays:

        ·            at the seaside.

        ·            in the country.

        ·            in Central Africa.

        ·            in mountains.

        ·            on a desert island.

What do you like best about mountains?

        ·            the possibility of doing mountain climbing

        ·            the scenery

        ·            silence

If someone invited you to spend a vacation on a desert island would you:

        ·            agree.

        ·            accept with hesitation.

        ·            refuse the invitation.

Which of the following words reminds you of holidays?

        ·            freedom

        ·            enjoyment

        ·            going for a walk.

Упражнение 3.

Here’s a test to find out which one is the ideal vacation for you.

Imaginative Holidays.

You have a good dose of adventurous spirit and a good deal of courage, but you don’t like to get into trouble. You are quite enthusiastic about inventing hundreds of adventurous ideas. You should leave your school books and worries behind and use your imaginative quality to make new friends and to enjoy yourself.

 Peaceful Holidays.

You are a calm type. For you, an ideal holiday is sitting under a beach umbrella or relaxing under a tree in the silence of the countryside. Adventure activities don’t attract you. You like to meditate for some time before acting logically. Holidays, for you, should be a way to do sports and exercises and to meet new people.

Adventurous Holidays.

 If you could, you would always have a backpack, ready to leave for an adventurous journey. Holidays, for you, mean looking for adventure without organizing or planning before. You are enthusiastic and curious. You’d rather go to an unknown, undiscovered place than go back to a place you know well. It’s your curiosity that helps you to overcome every obstacle.

Упражнение 4

Make up your own story about holidays. Use the plan below.

Plan

1.The introduction.

Tell your classmates about:

ü your favorite holidays,

ü your school holidays,

ü kind of holiday,

ü your ideal vacation for you.

2. The main part.

Tell your classmates:

ü what kind of holiday  you prefer;

ü when you go away on holiday;

ü where you would like to spend your holiday;

ü what you like to do on holiday.

3. Conclusion.

Tell your classmates about the things you like and dislike on holidays.

 

Упражнение 5.

Work in small groups and think of advantages and disadvantages of holiday in mountains (at the seaside). Look and add your own ideas.

For:

§  It’s a great idea to take along a tent on a holiday.

§  We can go swimming among the reefs.

Against:

§  Holiday is troublesome to spend it on a desert island.

§  You’d do skydiving if you hadn’t proper training.

You may use the following phrases:

§  It’s useful…

§  I can’t say…

§  It’s boring …

§  I think …

Упражнение 6.

Work in two groups and discuss “Holidays at school is the happiest time of life” Which of the points below prove and which argue this sentence.

Ø Every day you start learning new things.

Ø You don’t have to do homework on holiday.

Ø You make a lot of friends.

Ø It’s quite boring to have nothing to do.

Ø You have to get up early every morning.

В заключение  хочется сказать, что сегодня необходим новый, современный подход к преподаванию иностранного языка в школе с учетом требований жизни, задач общества. Современное преподавание иностранных языков предполагает использование учебников, звуковых пособий, мультимедийных пособий, которые разработаны с использованием новых технологий.

          

 Шумик Надежда Леонтьевна, учитель английского языка ГБОУ Школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга


Автор(ы): Шумик Надежда Леонтьевна
Приложения: