Дворовые игры

Феоктистова Наталья Геннадьевна,
воспитатель  ГДОУ Детский сад комбинированного вида № 23 
Петроградского района Санкт-Петербурга

О, радость жизни, детская игра!
Век не уйти с соседнего двора.
За мной являлась мать. Но даже маме
В лапту случалось заиграться с нами.
В.Д.Берестов

Игра! Что может быть интереснее и желаннее для ребенка? Игра – это основной вид детской деятельности, обеспечивающий процесс психического развития ребенка. Это способ познания окружающего мира. В процессе игры ребенок учится ставить перед собой цель, планировать свои действия, получать результат, запускается механизм самоанализа. И, конечно же, малыш учится общаться, взаимодействовать со сверстниками, с ребятами помладше и с теми, кто старше его. Не секрет, что общаться с детьми малышам бывает сложнее, чем со взрослыми.

Было время, когда обучение играм происходило в процессе дворовых игр.

   Дворовые игры – это игры, возникающие по инициативе детей, самостоятельные игры, не требующие участия взрослого [1]. Дети старшего возраста являются хранителями и носителями знаний о дворовых играх. Они учат младших играм и контролируют выполнение правил. При этом младшие играют наравне со старшими.

Сегодня дворовая культура практически утрачена [2].

Что же случилось с нашими дворовыми играми? А случились девяностые годы, во время которых двор перестал быть безопасной средой. Зато появился круглосуточно работающий телевизор с видеомагнитофоном, а потом компьютер и другие гаджеты. Они вытеснили дворовую культуру из жизни нескольких поколений. В результате многие молодые мамы и папы сами не знают, как играть в «Цепи-цепи- разорви» или в «слоников», и даже такая игра, как в «ножки», а тем более – «ножички» вызывают у них недоумение. Наверстывая упущенное, они играют в полевые — пейнтбол и различные «ролевки»: от вариаций на тему фэнтези до исторических реконструкций (что на языке психологов называется «позитивный регресс»), но не могут научить своих детей азам дворовой самоорганизации.

Сейчас — не девяностые. Разрушенные дворы восстановлены. Появились игровые комплексы, порой очень сложные, в виде сказочных дворцов, рыцарских замков или кораблей. Вместо советских железных горок, которые леденили попу зимой, поджаривали ее летом и, ржавея, оставляли на одежде рыжие пятна, пришли пластиковые. Яркие, безопасные, термоустойчивые, прямые, волнистые, спиральные, в виде трубы… т.е. на любой вкус. Но достаточно ли этого?

Игровые комплексы, конечно, хороши, но на них вполне можно развлекаться в одиночку. Компания для этого совершенно не требуется, в лучшем случае для того, чтобы соблюдать очередь. Да, среда стала более безопасной, надзор над детьми усилился, но дети в итоге стали менее инициативными [3]. Крайне редко ребята используют в играх предметы-заместители и собственную фантазию. Ведь у каждого из них есть множество ярких разнообразных готовых игрушек.

Однако, если в современный двор на площадку, покрытую разноцветным тартаном, попадает два-три человека, неважно, детей или взрослых, которые хотят и умеют играть коллективно— то они быстро организуются сами и организуют остальных. Ничего сложного в этом нет. К крутящейся скакалке сразу выстраивается очередь, правильно нарисованные «классики» оказываются интересными для всех возрастов, а «путаница» увлекает детей покруче, чем труднопроходимый уровень в компьютерной игре.

Проблема в том, что для восстановления культуры дворовых игр приходится обращаться к опыту даже не прошлого, а почти позапрошлого поколения. Но много ли вы знаете шестидесятилетних людей, способных показать наглядно, как надо прыгать в классики?

Хорошо, что есть интернет — в нем можно найти правила старых дворовых игр. А много ли детских игр помните Вы? Давайте попробуем вспомнить хотя бы несколько.

«Цепи-цепи-разорви». В разных регионах эта игра называлась по-разному: «Али-Баба», «Бояре». Суть состоит в том, что дети делятся на две команды, встают, взявшись за руки, в цепочку. Затем одна команда выкликает к себе человека из другой команды. Тот бежит и старается разорвать сцепленные руки. Удалось — уводит с собой человека из команды соперников. Не удалось — сам становится к ним.
«Ножички», или «земельки». Конечно, может встать разговор о травмах: когда-то дети с пяти лет носили в кармане перочинный нож, и это считалось нормальным.

Согласно [4], все игры развивают I, II и III блоки головного мозга, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, а также автоматизации двигательных и развитию коммуникативных навыков, повышению адаптивных возможностей. А если говорить человеческим языком, то игры — любые игры, в которых задействовано несколько участников развивают ловкость, силу, выносливость, внимание, умение идти к поставленной цели, а также ответственность за свои поступки.

Например, «вышибалы», как и любая игра с мячом, развивает координацию движений и ловкость. Но тут еще и умение подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства. Например, «вышибалой» стал Дима — он бьет мячом очень сильно, но его достаточно легко поймать. А потом «вышибалой» становится Сережа — он бьет вроде легко, но по ногам и мяч практически невозможно поймать, у него мяч – «подачка-неберучка», а значит приходится подстраиваться.

Предлагаем вам вспомнить некоторые из почти забытых дворовых игр.

«Казаки-разбойники» - одна из самых популярных дворовых игр прошлого века. Своими корнями она идет далеко в прошлое, так как точное время возникновения «казаков» неизвестно.  Говорят, название игры возникло исторически: еще в царской России казаки действительно охраняли мирных жителей от нападений разбойников.

Правила игры:

Участвует от 4 человек, чем больше, чем лучше. Сначала с помощью жребия необходимо разделиться на две команды, «казаки» и «разбойники» соответственно. Задача «разбойников» - как можно быстрее убежать по нарисованным стрелкам и спрятаться, цель «казаков» - найти и поймать «неугодных».

У каждой из команд есть «атаман», если по-простому – капитан. В начале игры «разбойники» должны собраться и загадать слово-шифр, после этого они берут мелки и убегают. «Казаки» же перед игрой должны определить место для «темницы», куда будут заключать пойманных «разбойников». Когда время на подготовку истекло, «казаки» пускаются в погоню. Примерно каждые 20-30 метров, а также на всех поворотах, «разбойники» рисуют стрелочки, далеко не все из которых могут указывать верную дорогу. 

Если «казак» заметил «разбойника», он должен его осалить и отвести в темницу. Если же в тот момент, когда «казак» ведет «разбойника» в темницу, навстречу идут другие «разбойники», они могут осалить «казака», тем самым освободив товарища. Другая возможность сбежать – если «казак» случайно отпустит руку «разбойника».

Когда пойманный «разбойник» оказывается в темнице, у него начинают выпытывать кодовое слово. Самый распространенный способ «пыток» - обычная щекотка. О том, какие методы воздействия можно использовать, а какие – нельзя, лучше договариваться «на берегу».

Но если ты, дорогой «разбойник», уже попал в темницу, не стоит отчаиваться! Возможно, за тобой придут друзья, напав на караульного и позволив тебе сбежать.

«Казаки» побеждают в игре, если выполнено, хотя бы одно из условий: узнан секретный шифр или пойманы все разбойники. 

«Цвета» («цвета-перебегала», «светофор») – простая игра, для которой хватает даже школьной перемены, есть множество вариаций. Вместо цветов можно загадывать песни, города, названия мультфильмов, да все что угодно – выбор ограничен только фантазией.

Правила игры:

Участники (от четырех человек) выбирают одного водящего. Он встает в центре площадки, спиной к остальным, и называет любой цвет. Игроки ищут, есть ли этот цвет на них (в предметах одежды, обуви, заколках, игрушках, чаще всего «считается» даже цвет глаз и волос). Если цвет успешно найден, нужно, держась за вещь, на которой обнаружили нужный цвет, перейти на другую сторону.

Если же вы тщательно осмотрели себя и убедились, что нужного цвета на вас нет, усыпите бдительность водящего и перебегайте. Тот, в свою очередь, должен успеть перехватить и осалить перебегающего. В случае успеха горе-перебежчик становится водящим.

У этой игры, как и у других, существуют свои хитрости. Например, участники могут помогать друг другу. Так, если у одного есть несколько вещей подходящего цвета, одну он может использовать сам, а взяться за вторую позволит товарищу.

«Классики» («прыгалка») - еще одна известная почти всем игра. Наверняка вы помните расчерченные мелом, а то и краской поля почти в каждом дворе.

Правила игры:

На асфальте расчерчивается поле из нескольких равных по площади квадратов (традиционным считают прямоугольное поле 5х2, но наши дворы помнят множество вариаций). В конце поля обычно рисуют полукруг (в разных вариантах его называют «котел», «огонь», «вода» и т.д.).

Игроки поочередно бросают битку/биту (ей может быть все, что можно бросить – камень, жестяная коробочка, игральный кубик) в первый квадрат поля. После этого игрок перепрыгивает по разным квадратам, толкая битку за собой.

По классическим правилам, в первом и втором квадратах прыгают на одной ноге, в третьем и четвертом - левая на 3-м, правая на 4-м, в пятом  - двумя ногами, в шестом и седьмом – как и в третьем и четвертом, в восьмом- на одной, в девятом и десятом – левая на девятом, правая – на десятом.

После этого игрок разворачивается и по тому же пути движется обратно. Если игрок или его битка задели черту, ход переходит к следующему участнику.

«Колечко-колечко» - малоподвижная игра, для которой требуется любой мелкий предмет, способный помещаться в руку.

Правила игры:

Игроки садятся в один ряд и складывают ладони «лодочкой». Тем временем, водящий по очереди подходит к каждому участнику, приговаривая «Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю», и делает вид, что собирается передать колечко. Задача водящего, отдать предмет так, чтобы другие участники не поняли, кто именно стал его обладателем.

В свою очередь, игрок, который получил колечко, должен сделать вид, что ничего не произошло.

Когда водящий подошел к каждому из игроков, он отходит на несколько шагов со словами6 «Колечко-колечко, выйди на крылечко».

В этот момент игрок, получивший кольцо, должен очень быстро подбежать к водящему, а остальным нужно удержать его. Если миссия человека с кольцом выполнена, он становится водящим.

«Горячая картошка» - детская игра с мячом, в которую могут играть даже самые маленькие.

Правила игры:

Участники встают в круг и начинают очень быстро перекидывать друг другу мяч.  Тот, кто не поймал, садится в центр круга на четвереньки. Другие игроки могут спасти «наказанных», кинув мяч в центр круга и попав в нужного им игрока.

«Спастись» самостоятельно тоже можно. Если сидящий в круге, не вставая, поймал летящий над ним мяч, все «наказанные» могут снова войти в игру, а в круг садится тот, кто до этого бросал мячик. Для того, чтобы игра стала более динамичной, мяч часто не ловят, а отбивают.

«Хали-хало» - подвижная игра с мячом.

Правила игры:

Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит "Хали-хало", подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.
Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит "Стоп". Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых.

В каждой компании можно придумывать свои шаги.
Виды шагов в игре хали-хало:
• Гигантские - самые большие шаги, на всю ширину.
• Нормальные - обычный детский шаг.
• Лилипутские - очень маленькие шажочки.
• Лягушачьи - в прыжках на корточках.
• Зонтики - ребенок кружиться в сторону водящего.
• Кирпичи - шаг пятку к носку.
• Верблюжьи - шаг и плевок (главное в водящего не попасть).
Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо - то игрок становится водящим и игра продолжается.

«Я знаю пять имён» - игра с мячом, подразумевающая предварительный выбор тем.

Правила игры:
Участники договариваются об очередности перехода мяча и о последовательности тем. Первый игрок начинает чеканить одной рукой мячик об землю, приговаривая: «Я знаю пять имен девочек. Аня -раз, Катя — два, Поля — три, Маша — четыре, Настя — пять».

Игрок должен соблюдать ритм ударов, произнося при одном ударе по мячу одно слово. Если он справился с задачей он переходит к следующей теме, заранее определенной, например: «Я знаю пять имен мальчиков» или чего-то иного (названий городов, животных, насекомых, птиц, стран, городов и т.д.).

Если игрок сбился, упустил мяч или задумался надолго, то мяч переходит к следующему участнику, и тот начинает сначала: «Я знаю пять имен девочек».

Для усложнения игры можно ввести условия, что имена не должны повторяться. Когда мяч, сделав круг, вернется к первому игроку, он начинает с той темы, на которой он остановился.

Игра длится до тех пор, пока всем не надоест.
Победителем считается тот, кто успел охватить максимальное количество тем.

«Тише едешь-дальше будешь - стоп!» - игра, развивающая координацию движений.

Правила игры:

На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 20 метров. Все игроки становятся с одной стороны водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит: «Тише едешь-дальше будешь. Стоп».

Фразу можно произносить как угодно - намеренно затягивая слова, всё предложение, или, например, начинать медленно и затем резко заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру.

В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове «Стоп» замирают. После этой команды водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона), этот игрок выбывает из игры.

Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.

«Вы поедете на бал?» - игра на внимательность.

Правила игры:

Водящий произносит считалку:
Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?

Его задача — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

«Резиночка» - игра, имеющая несколько уровней сложности:

·       на уровне щиколотки

·       на уровне колен

·       на уровне бедер

·       на уровне талии

·       на уровне груди

·       под подмышки (это уже, конечно, высший пилотаж)

Для данной игры необходимо наличие резинки. Чаще используется бельевая, длиной 2м со сшитыми концами, дабы создать замкнутое кольцо. Двое участникоы выполняют роль опоры для резинки, которая закрепляется на их ногах или выше (в зависимости от уровня сложности). Третий участник выполняет действия, о которых компания предварительно договорилась: перепрыгивание через резинку, напрыгивание на нее и пр., описанное ниже.

Если игрок ни разу не ошибся, то он переходит на новый уровень. Каждый уровень имеет свое название, например: «пешеходы», «конвертики» и пр.

Упражнений, которые нужно выполнить, было довольно много. Основных выделено три вида:

·       «Простые». Становимся боком к резинке, затем прыгаем так, чтобы первая полоса резинки оказалась у нас между ног. Аналогично перепрыгиваем на вторую полосу, а затем выпрыгиваем из резинки.

·        «Пешеходы». Становимся лицом к резинке, прыгаем так, чтобы после приземления обе ноги оказались стоящими на полосах резинки. Затем снова подпрыгиваем и меняем ноги местами. И так 4 раза, приговаривая при этом на каждый прыжок по слогам «пе-ше-хо-ды». После — выпрыгиваем из резинки.

·       «Тройки». Прыгаем двумя ногами вместе. Подпрыгивая, подцепляем обе полосы резинки одной ногой снизу, а другой прижимаем резинку сверху. Затем меняем ноги местами и одним прыжком выпрыгиваем с другой стороны.

 «Штандер» - игра с мячом на внимательность и быстроту реакции.

Правила игры:

Играющие становятся в круг в шаге от водящего с мячом (место водящего и круг нужно сразу обозначить мелом). Вода подкидывает мяч вверх и выкрикивает имя кого-то из игроков. Все разбегаются, а тот, кого назвали, ловит мяч. Поймает на лету - сам становится водящим, и игра повторяется. Если же мяч коснется земли, нужно подхватить его, встать в центр круга и оттуда выкрикнуть: «Штандер!» (или «Стоп!»). В этот момент все игроки замирают, а тот, кто с мячом, старается попасть в кого-нибудь. Отходить со своих мест нельзя, но можно уворачиваться от мяча. Новым водящим становится водящим тот, кого коснулся мяч.

«Цепи кованые» - подвижная игра, цель которой – перетащить в свою команду как можно больше игроков из команды противника.

Правила игры:

Все игроки делятся на две команды, становятся в ряд и берут друг друга за руки. Игрок из команды 1 разбегается, стараясь разбить цепочку команды 2. В случае успеха, игрок забирает одного игрока в свою команду. Если нет, то становился частью команды 2.

 При этом произносятся слова: «Цепи, цепи, кованые – раскуйте нас», «Кто из нас?» - первая команда называет имя игрока с противоположной команды.

«Ручеек» - игра, не требующая специальных условий и атрибутов. Играть можно практически в любом месте: на поле, во дворе, в коридоре школы. Количество играющих, должно быть нечетным.

Правила игры:

Все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки.

Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим. Прелесть игры заключалась в том, что в процессе водящих становилось все больше, а коридор все длиннее. Каждый хотел побыстрее стать «водой», чтобы самому выбрать себе пару. Игра позволяла выбрать в «пару» себе свою тайную симпатию, не выдав себя.

«Водяной» - игра с завязыванием глаз.

Правила игры:

По считалке выбирается водяной. Он закрывает (или ему завязывают) глаза и садится на корточки. Игроки ходят по кругу и приговаривают:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни, хоть чуточку,

На одну минуточку!

Водяной выходит, дети замирают. Кого водяной поймал, того он должен узнать с закрытыми глазами. Если узнал, то водяной и игрок, которого узнали, меняются местами. «Водяной» может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Главное правило: когда водяной пытается определить, кто стоит перед ним, ему нельзя мешать.

«Лягушка» - уличная игра, для которой нужен мяч и любая стена, о которую можно стучать.

Правила игры:

Играющие встают в колонну друг за другом, первый берет мяч и бросает его о стену. После того как мяч отскочит от стены и ударится о землю, первый участник должен его перепрыгнуть так, чтобы мяч не задел его. После прыжка мяч ловит второй участник, первый же уходит в конец колонны.

Если перепрыгнуть мяч, не задев его, не удалось, участник получает первую букву слова «лягушка». После второй ошибки — следующую букву, и так до тех пор, пока не соберет все слово целиком. Тот, кто становится «лягушкой», выбывает из игры и ждет, пока допрыгают остальные участники.

«Царь-картошка» - игра, рассчитанная на 3 и более участников.

Правила игры:

 Выбирают по считалке водящего – «царя-картошку». Остальные игроки отходят в сторонку и договариваются, какое действие они все будут изображать с помощью пантомимы. Затем все игроки подбегают к «Царю-картошке» и хором говорят: «Царь-картошка, вот наша ножка!» (Все приподнимают одну ногу)

Царь картошка: «Где вы были? Что вы делали?»

Игроки: «Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем!» (изображают действие).

«Царь-картошка» должен угадать изображаемое действие. Если угадал и правильно назвал, все разбегаются, а водящий их догоняет. Тот, кого догнал, становится водящим.

Таким образом, дворовые игры имеют большое значение для развития детей и подростков – это интеллектуальное развитие, испытание себя и своих возможностей, понимание другого человека, сострадание и сопереживание ему. Игры способствуют развитию навыков общения, дети учатся договариваться, разрешать конфликтные ситуации. Игры учат достойно проигрывать, развивают физические качества [5]. Существуют игры, развивающие память, мышление, внимание, воображение: «Я знаю пять имён», «Да и нет», «Города», «Море волнуется раз».

Важно сохранить детское общение. Ребенок должен социализироваться и развиваться физически. Большинство дворовых игр не только развивают ловкость, выносливость и силу, но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка [6].

 

Литература

1. Габеева, Н. С. Дворовые игры в дошкольном учреждении — возвращение к народным традициям / Н. С. Габеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 28 (162). — С. 78-79. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45106/ (дата обращения: 22.11.2023).

2. Жиляев А.Г., Исламова С.Н. Самоорганизующаяся игровая деятельность как фактор формирования социально-психологической толерантности детей и подростков // Вестник ГУУ. 2013. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoorganizuyuschayasya-igrovaya-deyatelnost-kak-faktor-formirovaniya-sotsialno-psihologicheskoy-tolerantnosti-detey-i-podrostkov (дата обращения: 22.11.2023).

3. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Подходы к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24216 (дата обращения: 22.11.2023).

4. Баранская Л.Т., Павлова Е.В. Нейропсихология. Учебное пособие. – Екатеринбург: УГМУ. 2020. – 115 с.

5. Голдобина, Е. Г. Значение дворовых игр для формирования физических качеств дошкольников / Е. Г. Голдобина, И. И. Фролова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14823/ (дата обращения: 22.11.2023).

6. Кольчикова Нина Викторовна Игра как фактор социализации личности ребёнка // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2017. №21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-faktor-sotsializatsii-lichnosti-rebyonka (дата обращения: 22.11.2023).

 


Автор(ы): Феоктистова Наталья Геннадьевна
Приложения: