В современном мире, знание английского языка является необходимым для успешной коммуникации и будущей карьеры. Однако, чтобы быть грамотным и уверенным в своих знаниях, необходимо иметь не только лексические и грамматические навыки, но и функциональную грамотность.
Функциональная грамотность – это умение использовать язык в реальных ситуациях общения. Это не только знание грамматических конструкций и словарного запаса, но и умение применять их в различных контекстах. Функциональная грамотность помогает ученикам английского языка научиться общаться на английском в различных ситуациях – от повседневной жизни до деловых переговоров.
Как развивать функциональную грамотность на уроках английского языка? Во-первых, ученикам нужно предоставлять возможности использовать язык на практике. Учитель может проводить уроки, посвященные темам, связанным с повседневной жизнью - например, обсуждать планы на выходные или разговаривать о том, как общаться в ресторане или в магазине. Это поможет ученикам научиться выражаться на английском языке в различных ситуациях.
Также важным элементом развития функциональной грамотности является участие в дискуссиях. Учитель может проводить уроки, на которых ученики работают в группах и обсуждают различные темы, например, обсуждение новостей или различных культурных феноменов. Это помогает ученикам научиться выражать свои мысли на английском языке и обменяться мнениями с другими участниками.
Учитель также может проводить уроки, на которых ученики работают с текстами различных жанров – от рекламы до научных статей. Это помогает ученикам научиться анализировать и понимать различные типы текстов на английском языке.
Наконец, важным элементом развития функциональной грамотности является участие в ролевых играх. На этих уроках ученики играют роли различных персонажей и общаются друг с другом на английском языке, используя выражения, соответствующие их ролям. Ролевые игры помогают ученикам научиться использовать язык в контексте и совершенствовать свои коммуникативные навыки.
Несколько дополнительных приемов и технологий для внедрения функциональной грамотности на уроках английского языка:
1. Использование функциональных текстов. Рекомендуется использовать на уроках английского языка функциональные тексты, такие как электронные письма, бланки заявлений, информационные буклеты и т.д. Это поможет учащимся понять, как использовать английский язык в реальной жизни.
2. Обучение вежливым формам общения. Важным компонентом функциональной грамотности является знание вежливых выражений и форм общения. Учащиеся должны знать, как вести переписку, отвечать на вопросы и просить помощи на английском языке.
4. Обучение контекстной грамматике. Функциональная грамотность включает в себя знание грамматики, которая используется в контексте. Учащиеся должны учиться различать стилистику, обращение, формы вежливости и т.д., в зависимости от контекста общения.
5. Индивидуальные задания. Рекомендуется давать учащимся индивидуальные задания, чтобы они могли практиковать функциональную грамотность. Это могут быть задания на написание писем, составление заявок, выполнение телефонных звонков на английском языке и т. д.
Если говорить о разделении на ступени обучения, то функциональная грамотность в начальных классах наилучшим образом реализуется через игровую деятельность. Например, игра «Simon Says» может помочь детям понять инструкции на английском языке и активно использовать их во время игры. На уроках в старших классах в рамках использования функциональной грамотности можно обучить детей идиоматическим выражениям и различным контекстам использования языка. Например, учащимся могут быть предложены задания на написание эссе, в которых они должны использовать определенные фразы или структуры языка.
В целом, функциональная грамотность является важным компонентом успешного изучения английского языка. Учитель должен создавать условия, которые позволяют ученикам использовать язык на практике и развивать свои коммуникативные навыки. Это помогает ученикам не только научиться говорить на английском, но и научиться коммуницировать на английском в реальной жизни.
Автор(ы): Абросимова Анна Владимировна
Приложения: