Цепелева Евгения Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №61»
г.Владивосток.
Реализация здоровьесберегающих технологий
на уроках в начальной школе.
Важнейшим условием деятельности учителя начальных классов стало обязательное применение на уроках здоровьесберегающих технологий обучения, которые предусматривают:
- учет периодов работоспособности обучающихся на уроке (период «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);
- наличие эмоциональных разрядок на уроках;
- чередование позы с учетом видов деятельности;
- использование физкультурных пауз на уроках.
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
- 5-25-я минута — 80%;
- 25-35-я минута — 60-40%;
- 35—40-я минута — 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок необычных (тематических) экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого кадета и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве. На этих уроках кадет вовлечен в активно сменяемую деятельность.
Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества.
Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Его создание возможно, в частности, благодаря позиции учителя не «над», а рядом с кадетами, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемых с учителем. Критерии оценки должны быть четко определены на каждом этапе урока (подготовка оценочных карт, рефлексия приучают обучающихся к ответственности, самостоятельности в принятии решений).
Для создания благоприятного эмоционального фона, поддержания интереса к изучаемому материалу на уроках в начальной школе эффективно используются интегративные связи, т. е. привлечение материала смежных дисциплин. Особое внимание уделяется интеграции различных видов искусства. Интеграция используется на разных этапах обучения, помогая восприятию и осмыслению материала. Можно использовать материал на уроке, содержащий тексты, высказывания о спорте, о здоровом образе жизни (при подготовке к ВПР).
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных, творческих работ, нормативно применять ИКТ, что даёт положительные результаты в обучении.
Автор(ы): Цепелева Евгения Викторовна
Приложения: