План-конспект урока по русскому языку как иностранному

                                 Евдокимова Оксана Николаевна,

                    учитель начальных классов,

                                         воспитатель ГПД, ГБОУ гимназия № 74

Тема: « Магазин и покупки»; образование указательных местоимений и числительных; перевод прямой речи в косвенную. 

Форма урока: комбинированный                                            

Группа: уровень А1

Состав группы: учащиеся, студенты

Цель: Закрепление знаний по лексике на тему «Магазин и покупки»; образование указательных местоимений и числительных; перевод прямой речи в косвенную.                                             

Задачи:

1. Образовательные:

1.1. Совершенствование навыков употребления лексики по теме «Магазин и покупки».

1. 2. Совершенствование навыков образования указательных местоимений и числительных.

1.3.Совершенствование навыков употребления изученных конструкций настоящего и будущего сложного времени; перевод прямой речи в косвенную.

1. 4. Формирование новых лексических знаний.

1. 5. Формирование у студентов навыков чтения, говорения и аудирования.

2. Развивающие:

2. 1. Развитие мышления и памяти.

2. 2. Развитие навыков анализа и синтеза учебного материала.

2. 3. Развитие рецептивных и продуктивных навыков.

3. Воспитательные:

3. 1. Воспитание положительного отношения к русскому языку и культуре.

3. 2. Формирование знаний о культуре и традициях страны изучаемого языка.

3. 3. Формирование стереотипов речевого поведения, свойственных русской языковой среде.

Ожидаемые результаты: осуществить контроль уровня развития речевых умений во всех видах речевой деятельности по пройденному материалу в различных ситуациях.

                                 Ход урока.

I. Организационный момент. ( 1 мин.)

Здравствуйте. (Обмен приветствиями .)

II. Речевая разминка. (15 мин.) Вопросы к аудитории. ( Выборочно)

- Какое сегодня число? (Ответы учащихся)

- Сегодня 29 мая. (Повторите, выборочно.  Запись на доске.)            

- Какой сейчас год? (2023 год )                                     29 мая 2023года

- В субботу наш город праздновал День рожденья.

- Какое это было число?                                             27  мая

- В каком году царь Петр I начал строить город? Кто знает?       В 1703 году

- Посмотрите, сколько лет городу?                                   320 лет

- А в каком году вы родились? Сколько вам лет?

Для ответа используйте модель: ( Ответы студентов по цепочке.)

                       Я родился в ... году.

                       Мне ..... лет (года).

Прочитайте на листе, какой год.

1380 год, 1631 год, 1799 год, 1812 год, 1941 год, 2010 год

- Как вы думаете, в каком году родился русский поэт А. С. Пушкин?     В 1799 году

- Какой сегодня день недели? (Ответы учащихся, на доске карточка - понедельник)

- Какой день недели был вчера? Правильно, было  воскресенье. (Ответы учащихся, на доске - карточка воскресенье).

- Воскресенье -это рабочий день?

- В какой еще день мы не работаем? ( В субботу.)

- Как можно назвать по-другому субботу и воскресенье? (Выходные.)

- Что вы делали в выходные? (Ответы учащихся по цепочке.)

- Я в выходные ходила по магазинам.

- Вы любите ходить по магазинам?

- Какая самая дорогая покупка была в вашей жизни?

- Какая была самая необычная ваша покупка?

III. Объявление темы урока. (1 мин.)

Тема нашего урока " Магазин и покупки".

IV. Повторение лексики по данной теме. (10 мин.)

Вспомним слова этой темы.

На доске:                   МАГАЗИН

Что мы можем купить в магазине?  (Запись всех слов на доске.)

Ответы студентов: покупатель, продавец, покупка, деньги, одежда, овощи, фрукты, и. т. д.

Теперь, я оставлю несколько слов на доске: (фрукты, овощи, мебель, посуда, одежда, обувь).

Задание 1. (10 мин.)

Напишите слова к группе «овощи».

Задание: Слушайте друг друга. Допишите слова, которых у вас нет.

Проверяем. Прочитайте слова.  (Чтение слов несколькими учащимися).

Прочитайте слова к группе «фрукты». Проверяем. (Чтение слов несколькими учащимися).

Задание: допишите слова, которых у вас нет.

Задание 2. (10 мин.)

Составьте загадку-описание.

Будем использовать слова из группы "овощи" и "фрукты".

Модель на листе: Это фрукт / овощ.

                     Цвет: красный, желтый, зеленый, оранжевый,       

                     коричневый, фиолетовый.    

                     Размер: большой/ средний/ маленький.             

                     Форма: круглая/ овальная/ треугольная.

                     Вкус: сладкий/ горький/  кислый/ острый.

Например:

Это фрукт. Цвет желтый, размер большой, форма овальная, вкус сладкий. Что это? (дыня ) Показ картинки.

Каждому студенту выдается слово- карточка. (Перец, яблоко, баклажан, банан, помидор, апельсин, лимон, морковь.)

Задание: Запишите загадку - описание по модели.

Прочитайте. Отгадайте (назовите), что это?

Задание 3. (10 мин.)

Напишите слова к группе «обувь».

Задание: допишите слова, которых у вас нет. (Чтение слов несколькими учащимися).

Напишите слова к группе «одежда».

Проверяем. Прочитайте слова. (Чтение слов несколькими учащимися).

Задание: допишите слова, которых у вас нет.

Задание 4. (15 мин.)

Сейчас мы будем смотреть фильм про покупку в магазине.

Вам задание: слушать вопросы к продавцу и ответы покупателей.

Просмотр фрагмента выпуска журнала «Ералаш». (3 мин)

- Кто пришел в магазин?

- Что хотели купить мальчики? (Кепку, шапку, шляпу.)

- Это одежда? (Нет, это головные уборы - карточка на доске)

- Какой был задан вопрос? (У вас шапки есть?)

- Что ответил продавец? (Да, есть.)

- Что еще попросили (сказали) мальчики? (Показать и примерить.)

Посмотрите на задание. Это возможный диалог в магазине.

Прочитайте. Составьте диалог.

   Покупатель                                      Продавец

1. Здравствуйте.                                 6. Нормальная шапка.   

5. Покажите ту, пожалуйста.                    3. Пожалуйста.                                                                  

2. У вас шапки есть?                             2. Да, есть.

6. Нет, это не то.                                 7. Всего доброго.

7. Спасибо.                                       5. Ну как, подойдет?                                                                                                                             

3. Покажите эту, пожалуйста.                   1. Здравствуйте.

4. Можно мне другую примерить?              4. Можно, вам какую шапку?                                                 

Работа в парах.                          

Прочитайте. (Чтение по ролям получившихся диалогов.) Исправление фонетических ошибок.

V. Повторение материала по теме «Указательные местоимения». (10 мин.)

Когда мы просим что-то показать, указываем на предмет и используем в речи слова этот, эта, это, эти.

Например:     Это книга. (факт)

                Эта книга. (не другая)

Запись на доске: этот, эта, это, эти (тот, ту). Это указательные местоимения. Указывают на отдаленные предметы в пространстве или во времени.

Объяснить через показ разницу в значении местоимений этот и тот, эта и та.

Когда используем местоимение этот? (для предметов м. р.)

 На доске: этот - м. р. Какой костюм? Этот.

Когда мы используем местоимение эта? (для предметов ж. р.)

На доске: эта-ж. р. Какая шапка? Эта.

Когда используем местоимение это? (для предметов ср. р.)

 На доске: это- ср. р. Какое мыло? Это.

Когда используем местоимение эти? (для мн. ч.)

На доске: эти - мн. ч. Какие шапки? Эти.

При указании на предмет: (на доске) м. р этот---тот

                                       ж. р. эта ---та

                                       ср.р. это---то

                                       мн.ч---те

Задание 5. (3 мин.)

Задайте вопросы по модели. ( Работа в парах.)

- Сколько стоит книга?

- Какая, эта? Да, эта. / Нет, не эта. Вон та.

- Она стоит …(120 ) рублей.

Используйте слова: юбка, журнал, джинсы, обувь, открытка, носки, пальто, телефон, телевизор, перчатки.

VI. Повторение образования числительных ряда от 11 до 20 и от 10 до 100.

Задание 6. (10 мин.)

Прочитайте  числительные: 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

Прочитайте  числительные: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.

Продолжите счет:

21, 22, 23, ...

31, 32, 33...

41, 42, 43...

Задание 7. (10 мин.)

Игра " Магазин". (Работа в парах.) Один студент- продавец, другой- покупатель , затем наоборот.

Теперь, я - продавец,  кто-то из учащихся - покупатель.

На доске висят карточки со словами. Каждый студент совершает покупку до 1000 рублей. Используйте модель.

В магазине. Продавец и покупатель.

- Здравствуйте.

- Доброе утро.

- У вас есть джинсы?

- Да, есть. А какой размер вам нужен?

- Размер М.

- Хотите примерить?

- Да, хочу.

- Ну как, подошли? (Да, подошли. / Нет, не подошли.)

- Сколько стоят?

- 800 рублей.

- Будете покупать? (Да, буду. / Нет, не буду.)

- У вас будет без сдачи? (Да, будет. / Нет, не будет.)

- Спасибо за покупку.

- До свидания.

Задание. 8 (10мин.)

Перед вами рассказ. Прочитайте. (Чтение рассказа учащимися по цепочке.)

О ком этот рассказ? Какие слова не поняли?

                                Как я покупал собаку.                                                                                           

        Я сказал другу: « Я люблю животных, особенно собак». У меня жила собака. Но животные живут меньше людей. Прошло 15 лет и она умерла. Скоро друг позвонил  мне и сказал : « В Москве продают старую собаку. Ее тоже зовут Томкой. Она много лет жила у хозяина и он решил ее продать». Я купил и привез Томку домой. Три дня собака лежала и не ела. Она любила своего первого хозяина. Я это понял. Вечером я позвонил хозяину и сказал: «Возьмите собаку обратно». Хозяин приехал быстро. Собака радовалась. Они уехали. Хозяин Томки понял: «Друзей не продают». А я понял: « Друзей не покупают».

Незнакомые слова:

животные-  animals

скоро- soon

хозяин- the owner

Прочитайте текст, переведите прямую речь в косвенную.

Вспомним правило.

Если в предложении есть информация, то используем союз "что". ( На доске запись: инф.------что). В предложении есть совет, приказ, просьба, то используем союз чтобы. На доске: приказ, совет, просьба-------чтобы + глаг. в прош. вр.

Семантизация слов- приказ, просьба, совет с помощью перевода на англ. язык.  (приказ-order, просьба-reguest, совет-advice)

VII. Итог урока. (1 мин.)

Сегодня мы повторили слова на тему " Магазин и покупки", повторили указательные местоимения и числительные; перевод прямой речи в косвенную.

VIII. Домашнее задание. (1 мин.)

1. Запомните новые для вас слова.

2. Расскажите текст. "Как я покупал собаку".

3. Напишите рассказ " Сколько кому лет".

Модель:

В моей семье 7 человек. Это мой папа, моя мама, мой брат, мой дедушка, моя бабушка, мой брат и я. Папе сейчас 49 лет. Он родился в 197 году. Маме...

4. Соедините слова.

один                                       яблок

сколько                                    рубля

десять                                      студента

шесть                                      стульев

двадцать три                               рублей

пятьдесят пять                             дом

сорок четыре                               друзей

тридцать один                             лет

двенадцать                                 сестры

две                                         месяцев

двадцать семь                              дней

много                                      год

I X. Организационное окончание занятия. (1 мин.)

Какие есть вопросы? Все понятно?

Спасибо вам за хорошую работу.

Занятие окончено.

Используемые пособия:

С. А. Хавронина, Л. А. Харламова «Русский язык: Краткий лексико-грамматический курс для начинающих»., М.: Русский язык. Курсы, 2016.-224с.

Е. Р. Ласкарева «Чистая грамматика».-7-е изд. - СПб.: Златоуст, 2016.-336с.

Дополнительные пособия:

Миллер Л. В. , Политова Л. В. «Жили-были...» 12 уроков русского языка. Базовый уровень: грамматический практикум.- СПб: Златоуст, 2016-108с.

Аутентичные видеоматериалы; раздаточный материал для учащихся.

Киножурнал «Ералаш», выпуск № 253 «Розыгрыш».

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор(ы): Евдокимова Оксана Николаевна
Приложения:
655375103d8c0_урок.rtf