СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

План проведения учебного занятия

 Графический рисунок драпировки

Дата проведения «17» Ноября 2023 г. 

ФИО преподавателя:                  Галицкая А.Д.

Тема: Графический рисунок драпировки.

Курс 1, специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам).

Тема учебного занятия: «Графический рисунок драпировки».

Тип учебного занятия: аккумулирование знаний и последующее комплексное их применение на практике.

Продолжительность учебного занятия: 180 минут (4 академических часа).

Цель и задачи занятия

Формировать навыки самостоятельного выполнения изображений, окружающей предметно пространственной среды на заданную тему, средствами художественной выразительности.

Формировать первоначальные знания, умения и навыки по вопросам организации эффективного учебного процесса в соответствии с определенными методиками. 

Задачи:

Учебная:

·        Формирование у обучающихся понимания основ построения графического изображения драпировки.

·        Обучить композиционному размещению предметов в листе.

·        Научить поэтапному пропорциональному построению складок и набору тона.

·        Научить отражать в работе особенности изображаемого.

·        Ознакомить со средствами передачи объема.

·        Уметь грамотно излагать свои мысли, владеть культурой устной речи и профессиональной терминологией.

·        Уметь привести процесс обучения к реальному результату.

Воспитательная:

·        Развивать четкую, грамотную и лаконичную речь обучающегося.

·        Учить творчески мыслить, логически и правильно формулировать свою мысль.

·        Развить коммуникативные навыки в процессе обсуждения работ.

·        Развить любовь учеников к своему и чужому труду.

·        Развитие нравственных, моральных черт личности учеников.

·        Осуществлять эстетическое воспитание, развитие критически важных навыков творческой и художественной культуры.

Развивающая:

·        Развивать четкую, грамотную и лаконичную речь обучающегося.

·        Учить творчески мыслить, логически и правильно формулировать свою мысль.

·        Развить коммуникативные навыки в процессе обсуждения работ.

·        Развить любовь учеников к своему и чужому труду.

·        Развитие нравственных, моральных черт личности учеников.

·        Осуществлять эстетическое воспитание, развитие критически важных навыков творческой и художественной культуры.

В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций:

ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий ДПИ.

ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального     образовательного        стандарта среднего    общего образования       в профессиональной деятельности.

Средства обучения:

Натурная постановка, софиты, мольберт, планшет, телевизор, графические материалы, ластик, доска.

Формы контроля:

1.     Индивидуальный

2.     Фронтальный

Методы контроля:

1.     Устный

2.     Самоконтроль

3.     Наблюдение 

Структура занятия, последовательность этапов и распределение времени по этапам:

Продолжительность учебного занятия: 180 минут (4 академических часа).

1.     Организация занятия – 5 минут. В данном случае необходимо рассказать ученикам о ходе занятия.

2.     Проверка текущих знаний учеников – 15 минут.

3.     Рассмотрение нового материала – 15 минут.

4.     Применения знаний на практике – 125 минут.

5.     Анализ выполненных работ – 20 минут.   
 
Содержательная часть занятия

Этап занятия

Время

Цель этапа

Методы, приемы, технологии обучения

Что делает преподаватель

Что делают студенты

Организационный 

5 мин.

Получение мотивации на углубление знаний по теме занятияСловесный методПриветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель урокаПриветствуют преподавателя, знакомятся с темой, записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы
Актуализация знаний

15 мин.

Актуализация опорных знаний, которые помогут в восприятии нового материалаСловесный метод: беседа, дискуссия

Предлагает вопросы к обсуждению.

 

Отвечают на вопросы
Изложение нового материала15 мин.Закрепление понятий

Словесный метод: объяснение Иллюстративно-наглядный метод:

слайды

Рассказывает новый материал, демонстрирует презентациюСлушают преподавателя, ведут конспект
Выполнение практической работы125 мин.Систематизация знаний по теме урока

Репродуктивный метод: практическая работа

Практический метод:

выполнение упражнений

Объясняет правила выполнения практической работы, отвечает на вопросы студентов, контролирует трудные моментыВыполняют практическую работу, задают вопросы по заданию,
Проверка полученных знаний

15 мин.

Проверка результатов выполнения практической работыСловесный метод: ответы на вопросы Наглядный метод: просмотр выполненных работПроверяет правильность выполнения практической работыСлушают преподавателя и запоминают допущенные ошибки, в дальнейшем их исправляют
Подведение итогов

5 мин.

Оценка работы студентов на урокеСловесный методОценивает работу студентов на урокеУчаствуют в подведении итогов, отвечают на вопросы

 Аннотация 

Настоящая методическая разработка составлена по дисциплине «ОП, 01 Рисунок». Целевая аудитория – первый курс. Код специальности: 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам).

Рисунок – это основа любого вида изобразительного искусства. Навыки рисования переплетаться с другими дисциплинами, например, «Перспектива», «Живопись» и так далее.

Как показывает анализ реальной практики, рисунок представляет собой основу систем СПО для обучения в сфере искусства. Непосредственно академический рисунок – это основа в сфере изобразительного искусства. Без навыков построения академического рисунка, человек не сможет стать профессионалом на художественном поприще. При этом не важно, какое именно художественное направление он выбрал. Академический рисунок – оплот любого вида изобразительного искусства.  

Целесообразно говорить о том, что рисунок выступает в роли базиса в сфере изобразительной грамоты. Именно поэтому учебная программа по направлению «Рисунок» – это целый набор методик, позволяющий развить необходимые навыки у учеников. Разработанная учебная программа состоит из теоретических занятий, на которых ученики изучают новый материал, и практических занятий, на которых закрепляется полученная информация. Цель таких занятий состоит в развитии познавательных способностей студентов в области художественного мира. Они научатся видеть и выстраивать перспективу, работать с тенями и так далее.

Рисование с натуры – это основана форма творчества в рамках данной учебной дисциплины. Дело в том, что в процессе анализа натуры, студенты учатся анализировать предмет, видеть его с нескольких сторон, они учатся переносить объем, тени и детали на бумагу. Помимо всего прочего, процесс рисования натуры позволяет развить глазомер и пространственное восприятие предмета. Так же у студентов раскрываются творческие навыки, необходимые для успешного завершения не только данного курса, но и всего обучения в целом.

 

Вступление

     Научиться видеть объемные формы предметов - это одна из основных задач рисунка. Мы можем передать их объемность с помощью линий, штрихов и тона. Если мы сумеем нарисовать предмет правильно и выразительно, то это будет означать, что внутренняя основа (конструкция) и материальные свойства (фактура поверхности) переданы верно. Это утверждение кажется простым, но на самом деле требует длительного и настойчивого труда. Нельзя полагаться только на способности к изобразительному искусству(талант). Необходимо вложить много усилий и времени в изучение и развитие знаний, навыков и умений.

В работе над рисунком необходимо учитывать форму. Но что такое форма? Это масса, которая имеет свои особенности, подобные геометрическим фигурам, таким как куб, шар, цилиндр и так далее. Живые формы природы, конечно, не являются идеальными геометрическими формами, но они все же приближаются к ним в схеме и повторяют законы распределения света в перспективных плоскостях, как и на геометрических фигурах.

Задача учащегося заключается в том, чтобы сочетать и согласовывать понимание формы с методами с приемами для изображения (построения) на плоскости светом поверхностей, ограничивающих форму в пространстве.

Для достижения объема в рисунке необходимо умение художника видеть и понимать особенности конструкции предметов, их построение. А также передавать трехмерность формы на плоскости бумаги. Поэтому при создании художественных работ с натуры важно опираться на построение формы, а не на механическое копирование внешнего облика предмета. Правильное построение формы требует ясного конструктивного подхода к окружающим предметам. Учитывая, что мы работаем на двумерной плоскости, но хотим изобразить трехмерные объемы, мы представляем лист бумаги как некое условное пространство и используем знания о перспективе для размещения изображаемой формы добавляя ей объемность с помощью штрихов и тона, создавая материальность и фактуру.

 

Основная часть

 

Структура занятия:

1. Организационный момент

Цели:

·                                  Подготовка студентов к анализу визуальной информации.

·                                  Выстраивание эффективной системы коммуникаций между преподавателем и студентами.

 

Компетенции:

·                                  Понимание основ поведения на практическом занятии.

·                                  Понимание процесса организации эргономичного рабочего места.

 

Деятельность преподавателя: Разговор со студентами. Ответ на вопросы. Проверка рабочих мест.

Деятельность студентов: Подготовка к практическому занятию.

 

2. Актуализация знаний

Цель этапа: проанализировать уже имеющиеся знания студентов по данному направлению деятельности.

Деятельность обучающихся: получать информацию, отвечать на вопросы преподавателя, вести дискуссию.

 

3. Изучение нового материала

Цель этапа: рассказать об особенностях графического рисунка драпировок.

Знания: получение теоретических знаний по теме занятия, понимание основных направлений.

Умения: навыки использования света и тени при драпировке. Умение использовать на практике разные подходы в сфере изобразительного искусства.

Методы: предоставление устного материала, предоставление наглядного материала (презентация, примеры работ и так далее).

Формы: групповая и индивидуальная.

Деятельность преподавателя: зачитывание теоретического материала по теме занятия.

Деятельность студентов: анализ полученной информации. В случае необходимости, дискуссия по теме.

Преподаватель: тема сегодняшнего лекционного занятия посвящена драпировкам. Мы узнаем, как правильно изображать драпировку в зависимости от той или иной фактуры. Познакомимся с методами выстраивания объема. Цель сегодняшнего задания состоит в том, чтобы научиться создавать портрет, сохраняя все особенности предмета: его форму, текстуру, размер, перспективу и так далее.

Вводная беседа

Преподаватель: Наше сегодняшнее занятие посвящено теме драпировки. Кто-то из вас знает, что такое драпировка? Интересное мнение, во многом вы правы. Что ж, на самом деле, драпировка – это достаточно сложный вид натуры. Ведь от драпировки зависит общее впечатление о картине. При этом правильная драпировка способна украсить портрет, натюрморт и даже пейзаж.

Ткани – это то, что окружает нас всегда и всюду. Оглянитесь вокруг аудитории: каждый из вас сидит в определенной одежде, в определенной ткани, которая имеет свою структуру и особенности. При этом для изображения ткани важны складки. Например, складки шали, занавесок или подола платья девушки.

Давайте поговорим о складках более детально. Итак, складка представляет собой изгиб ткани, который появляется после сжатия ткани. При этом сжатие может быть образовано, само собой. Но в призме нашей с вами дисциплины, складки образуется по средствам механического воздействия. Например, я складываю ткань так, чтобы на ней появились замысловатые складки, которые вы потом попробуете перенести на бумагу.  Отмечу, важно понимать, что разная ткань «ведет» себя по-своему, а значит важно понимать ее структуру, для создания нужных вам складок.

Структура складки зависит от особенностей материала и от метода ее образования. Выражение конструкции в материале определяет тектоника. Обращаюсь к методам построения складок в архитектуре, целесообразно говорить о таком термине как «архитектоника». Что же означает данный термин?

Для начала обратимся к современному словарю иностранных слов. Итак, согласно его данным под архитектоникой (греческое architektonike) понимается «Художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания» [8]. Звучит немного запутано, неправда ли?

Если же обратиться к словарю Ожегова, то там сказано, что архитектоника – это не что иное, как «…художественное осмысление и выраженные в форме изделия его конструктивная основа и характер работы материала, которые выявляются через призму взаимосвязи и взаиморасположение несущих и несомых частей. Такой подход позволяет наглядно увидеть статические и динамические нагрузки конструкции, а также ритмический строй форм» [9].

В настоящее время выделяют и более простое определение анализируемому понятию: «общий эстетический план построения художественного произведения и принципиальная взаимосвязь всего его составных частей» [10 с.36-41].

Итак, резюмируя все сказанное выше, мы можем говорить о том, что архитектоника складок – это пропорции, динамика и ритмичность. Важно понимать специфику построения драпировок. В первую очередь необходимо найти направление складок. Сделать это можно при помощи прорисовки основных и дополнительных линий. При этом у каждой складки должна быть собственная осевая линия. Такой подход позволит определить конструктивную и общую специфику формы. Важно понимать, что от количества полученных опорных точек драпировки, видоизменяется ритмический строй и направление основных осевых линий и, соответственно, вся композиция в целом. 

Вопросы к обучающимся:

1. Параллельные линии при удалении от нас сходятся на горизонте, как называется данный вид перспективы?

2. Какие виды изобразительного искусства вам известны?

3. При помощи каких выразительных средств можно создать драпировку из шелка?

4. Практическая работа

Цель этапа: Закрепить знания об этапах выполнения рисунка и передаче объема изображения.

Умения: Находить гармонию и красоту при изображении драпировки, уметь передавать ее материальность и достоверно накладывать светотень.

Деятельность педагога: Мастер класс. Демонстрирует последовательность работы над изображением драпировки.

Объяснение последовательности изображения рисунка.

Сегодня мы выполним висящую драпировку с натуры. 

Начинать работу проще с общих форм, постепенно добавляя детали и прорабатывая тени. Положим ткань на стол и слегка сдвинем ее рукой, чтобы получилась небольшая волна. Попробуем зарисовать эту волну. Чтобы лучше передать форму складки, нужно посмотреть на нее немного сверху и под углом – если представить, что она находится на уровне глаз, то мы увидим только одну линию, толщиной с нашу ткань – никакой выразительности.

Твердым карандашом наметим линию с небольшим холмиком посередине. Совсем тоненько, от основания этого холмика нарисуем границы складки. 

Вспоминаем про перспективу – параллельные линии при удалении от нас сходятся на горизонте. Если свет падает слева, то намечаем штрихами падающую тень с правой стороны от складки, повторяя изгиб волны. Так же прорисовываем падающую тень от ткани на столе внутри складки. «Гребень» волны останется самым светлым, а вот на теневой стороне наносим легкую штриховку – полутень и собственную тень.

Легкими горизонтальными штрихами показываем, что ткань, за исключением центральной складки, лежит на столе ровно. Теперь попробуем нарисовать простейшую тряпочку, висящую на гвоздике. От произвольной точки нарисуем вниз волнистую линию. Исходную точку представляем себе вершиной треугольника и проводим тонкие линии от вершины к каждому изгибу первоначальной кривой. 

Стираем ластиком лишние линии и намечаем штриховкой тень на получившихся участках с правой стороны от зигзага, если источник света по-прежнему слева. Получилось примитивное изображение складок на висящей ткани. Такой способ может помочь в рисовании, например, воротничка на женской блузке.

Деятельность студентов: выполнение практического задания под руководством преподавателя. 

Задание: перенести изображение драпировки с натуры на бумагу с использованием графической техники.

Материал: карандаш, белая бумага и ластик.

Преподаватель: главное помните, что ваша цель – не просто скопировать драпировку, а создать целостный образ.

5. Подведение итогов практического занятия

Цель: Закрепить полученные знания, умения и навыки по теме занятия.

Просмотр: анализ работ студентов, ведение дискуссии.

Заключение

В заключении целесообразно отметить тот факт, что применение описанных выше методик, позволит ученикам закрепить знания о таких понятиях как: горизонт, объем и форма представленных предметов. Навыки построения правильной формы фигуры позволяют развиваться творческое и логическое мышление у учеников. Важно отметить, что приобретенные навыки будут полезны обучающимся и на других уроках, в том числе и в будущем: на уроках живописи или ДПИ. То есть в данном случае можно говорить о некой корреляции с другими предметами.

Важно учитывать тот факт, что после каждого проведенного занятия по теме, педагогу необходимо просматривать работы учеников, чтобы выявить проблемные зоны и решить их совместно с учениками. Такой подход позволит ученикам самостоятельно выявлять свои ошибки, а главное – не бояться их. Они научатся видеть перспективу и художественный замысел.

Литература

1.                Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М.: Просвещение, 1981.

2.                Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. для студентов худож.-граф. Фак. Пединститутов.-3-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, Валдос, 1995.- 239 с.: ил.- ISBN 5-09-004262-4

3.                Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд».- М.: Просвещение, 1979. – 303., ил.

4.                Ли Н. Основы академического рисунка. – М.: Эксмо, 2003.

5.                Костерин Н.П. «Учебное рисование». - М.: «Просвещение», 1984.

6.                Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». - М.: «Просвещение», 1981.

7.                Кузин В.С. - «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах». М.: «Просвещение», 1984.

8.                Пучков А.С. «Методика работы над натюрмортом». - М.: «Просвещение», /

9.                Триселев А. 1984.

10.           Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись». - М.: «Академия», 2000.

11.           Берт Додсон. «Ключи к искусству рисунка». / «Попурри», 2004.

12.           Елена Козина / Эрвин Панофский «Перспектива кА «символическая форма» / «Азбука-классика», 2004

13.           Барышников А. «Перспектива» / «Искусство»,1955.

14.           Климухин А. «Тени и перспектива» / «Архитектура-С», 2010

15.           Ивашина Г. «Перспектива» - М.: С.Пб., «Государственная художественно-промышленная академия», 2005.

16.           Антонов Ф.В. / Бесчастнов Н.П. «Рисунок». - М.: Легпромбытиздат, 1988.

17.           Пармон Ф.М. / Кондратенко Т.П. «Рисунок и графика костюма». - М.: Легпромбытиздат, 1987.

18.           Ростовцев Н.Н. «Академический рисунок». - М.: Просвещение, 1995.


 

 


Автор(ы): Галицкая Анастасия Дмитриевна
Приложения:
654b8157c5517_55c5afabd2ff292fce8591eb11784acd.jpg
654b8157c6859_8359fd3a104a8a88e5c30c5113a7beea.jpg