Создание условий для формирования у обучающихся положительных
эмоций по отношению к учебной деятельности
Кружкова Татьяна Николаевна
Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка, удивить новыми открытиями. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению, к школе, к учителю.
Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником своих больших возможностей в достижении успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка.
Что же такое «творчество»?
Творчество — это создание чего-то нового, оно вводит человека в атмосферу вечного поиска. Значит, это новые знания – открытия, изобретения, конструирование, решение мудрёных задач, это искусство - стихи, рассказы, песни, музыка, театр, рисование и живопись, лепка, создание новых игр, новых слов и так далее.
Наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком креативном уровне. Поэтому я и поставила следующие цели и задачи:
v развивать умение сочинять рассказы и сказки;
v решать сложные проблемные задания;
формировать любознательность;стремление к познанию нового, неизведанного;формировать умение мыслить логически, нестандартно;развивать речь, логику мышление;повышать мотивацию к самосовершенствованию.
Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:
v Поощрять сомнения. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми.
v Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое.
v Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
Например на урок по закреплению, я предлагаю детям сочинить синквейн.
Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях.
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:
- ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,
- реализация кружковых занятий по специально разработанной программе,
- вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;
- дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочно время;
- экскурсии, наблюдения;
- творческие мастерские.
На уроках литературного чтения как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные задания.
При чтении сказок и рассказов задаю вопрос: “Могла ли быть другая завязка у сказки или рассказа?”, или “Измени рассказ или сказку так, чтобы конец был радостным”; используем прием «если бы…», например, «Что случилось бы, если бы…»;
«Угадай предмет» (выделение признаков предмета);
На уроках русского языка использую “Буквенный диктант”.
Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…). Так же использую на уроках “Ребусы, анаграммы”.
Я считаю, что в начальной школе урочная и внеурочная деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, потребности.
Так чему же нужно научиться, чтобы творить?
Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни.
Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…)
Нужно научиться мечтать (фантазия – цемент скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).
Автор(ы): Кружкова Татьяна Николаевна
Приложения: