Слоговая структура слова у детей с ОВЗ с ТНР
Воропаева Елена Владимировна
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
ГБДОУ Детский сад №115
Выборгского района Санкт-Петербурга
Искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется еще и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также несомненно препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
В отечественной литературе представлены материалы по исследованию формирования слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи. Тема считается не исчерпанной, остаётся много вопросов у учёных и специалистов о механизмах нарушений и пути коррекции.
Любопытным показалось мнение Т.Г. Визель («Речь и проблемы общения у детей». М. Творческий центр «Сфера»2005). Она считает, что с нейролингвистической точки зрения в речевом высказывании ( прежде во внутри речевом плане) скрыты слоговой (подкорковый,) и словесный (правополушарный) ритмы. Она полагает, что в речевом онтогенезе оба ритма являются базисными для речи. Степень сформированности этих ритмов зависит от координированной работы двух полушарий мозга и проясняет важность врождённых задатков к ритмизированным действиям, так и нормальное физиологическое функционирование внутренних органов и систем. Это подтверждается речевым онтогенезом: первые слова ребёнок говорит ритмизировано, а затем учится укладывать слоги в целостные слова, подчиняя их ударному центру слова. Затем он переходит к группировке слов в синтагмы. Скрытый слоговой и словесный ритм интегрируется со смысловой программой и реализуется. В речи, которая должна стать зрелой к школьному возрасту смысловая компонента является главной, а ритмическая – обслуживающей ее.
А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога. Ею были определены 14 типов (классов) слоговой структуры слова.
Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.
Слова могут быть деформированы за счет:
1. Нарушения количества слогов:
а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («гуница» – гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» – капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» – каша, «пи» – писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» – пуговица).
– опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросенок; «сахрница» – сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
б) Итерации
– увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» – дирижабль).
2. Нарушения последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов в слове («деворе» – дерево);
– перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.
3. Искажения структуры отдельного слога:
– сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул).
Данный дефект Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
– вставка согласных в слог («лимонт» – лимон, «тигар» - тигр).
4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед).
5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
6. Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).
Актуальность работы над слоговой структурой слова строилась с учетом такого понимания и включала все этапы работы, которые существуют в онтогенезе.
Цель работы по слоговой структуре:
Обучение детей слитно, плавно произносить слова сложной слоговой структуры изолированно, в словосочетаниях и предложениях, соблюдая количество слогов, типы слогов, их последовательность и ударность в слове.
В основу нашего опыта работы по формированию слоговой структуры слова положен принцип системного подхода, а также классификация А.К. Марковой ( выделено 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.) Мы опирались на методические разработки Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Слова усложняются, при этом увеличивается количество слогов, а также степень сложности слога (открытый – закрытый, прямой- обратный, слог со стечением согласных и без него). Работа над темой ведётся 2 года проводили сначала работу индивидуально, затем в подгруппе.
Направления работы по слоговой структуре включали два направления работы:
1. Задания на невербальном материале:
- работа над ритмом (воспроизведение ритмов с помощью музыкальных инструментов, мячей и т.п.)
- формирование общей координации движений под ритмическую музыку (маршировки, лёгкий бег, ходьба)
- упражнения на выполнение динамического праксиса рук (левой, правой, двумя руками по образцу и словесной инструкции под счёт
- упражнения на развитие реципрокной координации рук (движения одновременно двумя руками вместе)
- графические упражнения на переключения
2. Задания на вербальном материале (отработка всех классов слогов, в соответствии с принятой классификацией.
Работа на невербальном уровне хорошо известна и знакома. Свой акцент мы сделали на вербальном уровне.
Мы, используя методику Т.Н. Новиковой – Иванцовой, познакомили детей с основными продуктивными типами слогов – ритмами, которые имеют свой образ - ритм, закреплённый картинкой – образом. «Зая» – два с лога с первым ударным, «коза» –со вторым ударным,
«кит» – один слог, « курица» –три слога с первым ударным, «собака»-три слога со вторым ударным, «какаду» –три слога с третьим ударным. На наш взгляд они в игровой форме и достаточно прочно (в относительно короткий период) помогают детям овладеть слоговой структурой слова в соответствии с онтогенезом. Ритм отхлопывается двумя руками в замочке (пальцы вместе обнимают друг друга), смена слога –смена позиций рук по отношению друг к другу. Так соблюдается режим реципрокной деятельности рук и необходимость плавного переключения со слога на слог. Определили цель и задачи для каждого этапа работы, условно разделив на работу:1) с ритмом,2) слогом,3) словом. Слова отбирались в соответствии с лексической и использовались на подгрупповых занятиях как часть занятия.
Ритмы
Варианты работы с ритмами:
· соотнесение ритма с образом;
· дифференциация ритмов с опорой на образ;
· дифференциация ритма со слуха;
· запоминание цепочки ритмов;
· подбор картинок к заданному ритму.
Этапы работы над слогами
· длительное произнесение гласных;
· образование открытого слога и произнесение слогов со сменой гласных;
· произнесение открытых слогов со сменой согласных;
· образование закрытого слога и произнесение цепочки закрытых слогов;
· образование слога со стечением.
Слоговой анализ слова
Задачи:
-Делить слова на слоги и подсчитывать их количество.
-Определять позицию слога в слове.
-Подбирать слова на заданный слог (с заданным слогом).
-Подбирать слова с заданным слогом в заданной позиции.
-Подбирать слова с заданным количеством слогов.
-Учить заменять в словах один слог другим.
-Учить увеличивать/уменьшать количество слогов с изменением смысла слова.
-Учить менять слоги местами с изменением смысла слова.
Этапы работы на уровне слова:
· Соотнесение слов с графическим образом слоговой структуры слова
А) Найди слово по его ритмическому рисунку.
Б) Придумай слово по ритмическому рисунку.
· Совместное проговаривание слов (сопряженное, затем отраженное).
· Самостоятельное проговаривание.
· Работа по предупреждению укорочения слова.
«Договори словечко» (ребёнок договаривает последний слог слова)
· Работа по предупреждению перестановки слогов.
«Загадки» (ребёнок должен отгадать слово из «перепутанных» слогов
· Работа по предупреждению увеличения количества слогов.
«Добавлялки» (образование нового слова с увеличением количества слогов
к заданному).
Интересные формы, игры для работы со слогом.
Чтобы сделать занятия интересными, мы придумали разные игры. Например, игру, в ходе которой ещё решали задачу по автоматизации поставленных звуков. Называется она «Качели». Это плоскостная модель «Колеса обозрения» с перемещающимися деталями, где есть шесть «качалок», соответствующих количеству ритмов. Ребенок отговаривает слово с «замочками», определяет ритм (количество слогов и ударный слог) и отправляет картинку в соответствующей слоговому рисунку «качалке». Детям игра нравится, используем её часто в индивидуальной работе, в подгрупповой. Любят дети игру «Договори словечко». Динамичность ей придает мяч. Взрослый перебрасывает мяч с началом слова, дети договаривают его, а потом, называют слово целиком (коро-ва,коро-на,доро-га). Инициатива сначала находится у взрослого. По мере овладения навыком слогового анализа дети затем играют самостоятельно.
Увлекает ребят «Перепутаница». Ребята должны запомнить на слух слоги, переставить местами и назвать слово (беди-ле - лебеди, чи-гра -грачи, ки-ут - утка). Развивается слухоречевая память, слоговой анализ и синтез. В игре «Подарки» дети соотносят слово с ритмом, дарят ему (ритму) словечко (картинку). Эта игра используется на протяжении всего учебного года (с учетом лексических тем). Обыгрываются сами ритмы. Они могут обозначать вагон (номер вагона) в теме «Транспорт», быть лейблом на корзинках в теме «Овощи- фрукты» и т.п. «Ритмы» могут жить в разных домах (тема «Город)», прятаться (тема «Космос»). В игре «Договори словечке» (работа по предупреждению увеличения количества слогов) дети сами должны без опоры на наглядность продолжить слово (кар-тон, кар-ман, кар-тошка).
В заключении хочется сказать, что овладение детьми правильной слоговой структурой слова задача важная, решается она медленно. Это стойкий дефект. Формирование правильного навыка требует длительного времени для своего формирования. В работе обязательно учитывать возрастные и личностные особенности. Наш опыт работы убеждает, что коррекция может быть успешна, при системной, целенаправленной работе.
Источники:
1.Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Сфера.2017г.
2. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. М.1948г.
3. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. М. 2005г.
4. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией/ Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М.1961г.
5.Новикова-Иванцова Т.Н. Ритмы. Слоги. Книга 1, часть 1- М.2015г.
6. Новикова-Иванцова Т.Н. Слова. Книга 2.М.2017 г.
7. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений
для детей 5-7 лет. М.: Гном Пресс, 2006г.
Автор(ы): Воропаева Елена Владимировна
Приложения:
6545084e97b29_Новая__статья_ред._от_03.11.2023.docx