А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке.
Характеристика героев
Гудкова Виктория Сергеевна
Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять свое мнение цитатами из текста, формирование навыка выразительного чтения.
Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения сравнивать героев произведения, определять главную мысль произведения.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2.Активизация на познавательную деятельность.
Учитель: С какой сказкой познакомились вчера на уроке? Кто автор сказки? Вспомним, что такое сказки? Какие бывают сказки? Что объединяет все сказки? С какой целью мы читаем сказки?
Проверим насколько внимательно вы прочитали сказку. Детям предлагается самостоятельно выполнить тест с последующей взаимопроверкой.
- Какой герой в сказке владеет волшебной силой?
_______________________________
2. Где жили старик со старухой?
_______________________________
3. Сколько лет прожили вместе старик со старухой?
а) 30 лет б) 33 дня в) 33 года г) 33 недели
4. Около чего осталась сидеть старуха в конце сказки?
а) около дома б) около разбитого корыта в) около старика г) у моря
5. Что предложила золотая рыбка старику за свою свободу?
а) откуп, исполнить его желания
б) сделать старика богатым
6.Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?
а). 3 б). 4 в). 5 г). 6
- Какой вопрос вызвал затруднения? (количество желаний старухи)
- Рыбка дала старухе так много, а потом все отняла. Почему? Постараемся ответить на этот вопрос.
3. Работа по теме урока
- Кто является героями сказки? (Рыбка, старик, старуха) Кто из них положительный герой, а кто отрицательный?
- Какие качества присущи старику и старухе? (У детей рабочий лист, где нужно распределить следующие качества между героями и убрать лишние.) Докажите.
Качества: требовательность, Вежливость, зависть, справедливость, отзывчивость, скупость, злость, грубость, покорность, бескорыстность, скромность, доброта, жадность, смирение, искренность и т.д.
- Проследите, как меняется поведение старика? Докажите словами из текста. (Оно не меняется. Он молвит ласковое слово, отвечает с поклоном).
- А как меняется настроение старухи с каждым новым желанием. Найдите в тексте, прочитайте. Какой герой, которого мы не назвали отражает меняющееся настроение старухи? (Море)
Дети параллельно работают с таблицей
Настроение старухи | Как меняется море (раскрась) | Желания старухи | |
«Разбранила меня моя старуха» | море слегка разыгралось | Новое корыто | |
«Ещё пуще старуха бранится» | помутилось синее море | Новая изба | |
«Пуще прежнего старуха вздурилась» | не спокойно синее море | Дворянка | |
«Опять моя старуха бунтует» | почернело синее море | Вольная царица | |
«Что мне делать с проклятою бабой?» | на море чёрная буря | Владычица морская |
- Почему же золотая рыбка наказала старуху?
- За какие качества золотая рыбка могла наказать старика? (Безвольность)
- Составь словесный портрет старика или старухи.
- Определите главную мысль сказки. (Важно не быть жадным, уметь вовремя остановиться. Нужно уметь быть благодарным. Плохие поступки не проходят безнаказанно.)
4. Домашнее задание. Расскажи, о чём бы ты попросил золотую рыбку. Составь картинный план сказки.
Автор(ы): Гудкова Виктория Сергеевна
Приложения: