А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке.
Характеристика героев

Гудкова Виктория Сергеевна

Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять свое мнение цитатами из текста, формирование навыка выразительного чтения.

Формируемые УУД: Познавательные УУД:  формирование умения сравнивать героев произведения, определять главную мысль произведения.

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2.Активизация на познавательную деятельность.

Учитель: С какой сказкой познакомились вчера на уроке? Кто автор сказки? Вспомним, что такое сказки? Какие бывают сказки? Что объединяет все сказки? С какой целью мы читаем сказки?

Проверим насколько внимательно вы прочитали сказку. Детям предлагается самостоятельно выполнить тест с последующей взаимопроверкой.

  1. Какой герой в сказке владеет волшебной силой?

_______________________________

2. Где жили старик со старухой?

_______________________________

3. Сколько лет прожили вместе старик со старухой?

 

а) 30 лет б) 33 дня в) 33 года г) 33 недели

4. Около чего осталась сидеть старуха в конце сказки?

 

а) около дома б) около разбитого корыта в) около старика г) у моря


5. Что предложила золотая рыбка старику за свою свободу?

 

а) откуп, исполнить его желания

б) сделать старика богатым

6.Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

 

а). 3   б). 4   в). 5   г). 6

- Какой вопрос вызвал затруднения? (количество желаний старухи)

- Рыбка дала старухе так много, а потом все отняла. Почему? Постараемся ответить на этот вопрос.

3. Работа по теме урока

- Кто является героями сказки? (Рыбка, старик, старуха) Кто из них положительный герой, а кто отрицательный?

- Какие качества присущи старику и старухе? (У детей рабочий лист, где нужно распределить следующие качества между героями и убрать лишние.) Докажите.

Качества: требовательность, Вежливость, зависть, справедливость, отзывчивость, скупость, злость, грубость, покорность, бескорыстность, скромность, доброта, жадность, смирение, искренность и т.д.

- Проследите, как меняется поведение старика? Докажите словами из текста. (Оно не меняется. Он молвит ласковое слово, отвечает с поклоном).

- А как меняется настроение старухи с каждым новым желанием. Найдите в тексте, прочитайте. Какой герой, которого мы не назвали отражает меняющееся настроение старухи? (Море)

Дети параллельно работают с таблицей

Настроение старухиКак меняется море             (раскрась)Желания старухи

«Разбранила меня моя старуха»

море слегка разыгралось Новое корыто

«Ещё пуще

старуха бранится»

помутилось синее море Новая изба

«Пуще прежнего старуха вздурилась»

не спокойно синее море Дворянка

«Опять моя старуха бунтует»

почернело синее море Вольная царица

«Что мне делать с проклятою бабой?»

на море

чёрная буря

 Владычица морская

 - Почему же золотая рыбка наказала старуху?

- За какие качества золотая рыбка могла наказать старика? (Безвольность)

- Составь словесный портрет старика или старухи.

- Определите главную мысль сказки. (Важно не быть жадным, уметь вовремя остановиться. Нужно уметь быть благодарным. Плохие поступки не проходят безнаказанно.)

4. Домашнее задание. Расскажи, о чём бы ты попросил золотую рыбку.  Составь картинный план сказки.


Автор(ы): Гудкова Виктория Сергеевна
Приложения: