Организация учебной деятельности младших школьников с целью развития у них универсального учебного действия обобщения на уроках математики и литературного чтения

Таратунина Лариса Викторовна,
Учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 323
Санкт-Петербург, Россия

В ходе анкетирования учителей мы обнаружили, что не все понимают важность формирования универсального учебного действия обобщения, как залог развития творческого потенциала младшего школьника. Учителя  испытывают трудности, такие как:  недостаточность знаний по структуре формирования данного действия на уроках, выставление отметок за задания на выделение существенных и не существенных признаков, постановка вопросов на выделение существенных и не существенных признаков. Нам представилось необходимым разработать и апробировать задания для развития универсального учебного действия обобщения на уроках по математике и литературному чтению.

Младший школьный возраст – очень важный период  и  в становлении    личности в  целом, и в литературном образовании, т.к.  он не как  самостоятельное, и  не как пропедевтическое    звено в литературном образовании школьников, а вписывается в процесс становления личности, как начальный  этап  литературного  развития.

В процессе обучения математики младший школьный возраст так же является важным периодом. Приему обобщения следует обучать и как выделению существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений – основной характеристики.

Здесь учителю следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. Процесс же обобщения может быть организован по – разному. В зависимости от этого различают два типа обобщения: теоретическое и эмпирическое [1 c.26].

В курсе начальной математики наиболее часто применяется эмпирический тип при котором обобщение знания является результатом индуктивных умозаключений.

Для начала работы над развитием универсального учебного действия обобщения, необходимым условием представляется активизация мотивационной сферы учащихся, независимо от программы по которой происходит обучение. Например, предложить детям открыть учебник (по математике, или по литературе) на форзаце и посмотреть, какое по счету издание они держат в руках, а потом выяснить, зачем же такое количество учащихся по всему городу, по всей России обучается по данному учебнику, почему он переиздается и печатается большим тиражом. Это заставит задуматься детей, с какой целью не только они, но и другие ученики ходят в школу: для того, что бы решать учебные задачи. Затем спросить, а как вы думаете, только ли вы в школе решаете учебные задачи? А родители решают задачи? Может получиться диалог на 7-12 минут, но он будет значим для школьников. После активизации мотивационной сферы учащихся, предложить учащимся решить такую задачу.

Учитель: вам надо нарисовать пять кружочков, а не больше. И вот стараясь сделать все как можно лучше, вы выводите и раскрашиваете десять кружочков вместо пяти. А учитель просил нарисовать именно два больших и три маленьких кружочка, для того, что бы показать, что число пять состоит из двух и трех. При решении арифметических задач внимание сосредотачивается на сюжетных моментах. Сколько задач вы можете найти в данном задании?

Данное упражнение направленно на поиск цели: в приведенном примере есть конкретная задача: нарисовать 5 кружочков и задача учебная (цель задания): число пять состоит из двух и трех.

Учащимся в  необходимо умение понимать цель задания: что и для чего выполнять, тогда только и будет формироваться субъект учебной деятельности в ее процессе. Это задание так же занимает не более 10 минут, но со времен, когда для учащегося учебная деятельность приобретет субъективный характер, осознанный, он будет понимать, чему он учиться, выполняя то или иное задание. У класса, или у каждого учащегося в отдельности может возникнуть правомерный вопрос (это замечательно!), а что же такое задача. Задача: упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. Далее идет решение программного материала и выделение в них учебной задачи.

В конце урока, обязательно нужно провести рефлексию, длительностью 3-4 минуты. Это может звучать так: вспомните, пожалуйста, начало нашего урока. Что нового вы сегодня узнали?

Некоторые учащиеся могут ответить: мы смотрели учебник, какое издание (т.е. он еще не видит отличие задачи практической от задачи учебной). А некоторые (как правило 3-4 человека из класса), ответят: мы узнали про отличие учебной задачи от практической. И тогда их надо попросить ответить на вопрос: приведите пример практической задачи: задачи на движение, на логику. А учебная задача: учились различать задачи.

Для того, что бы целостно развивать универсальное учебное действие обобщение, необходимо проводить связи между предметами внутри учебной деятельности. Для этого не обязательно полностью перестраивать весь урок, это займет не больше 3-5 минут, но может, имеет огромный эффект при систематическом проведении. Так же полезным упражнением на любом уроке (в том числе и не математике), будет написание сказки про себя на две строчки (приложение № 4) это повышает уровень осознанности, развивает нравственность. Сказки подразделяются на:

1.     Сказки о животных;

2.     Волшебные;

3.     Социально-бытовые (сатирически-бытовые).

Список использованной литературы:

1.     Кабанова-Меллер Е.Н.  [электронный ресурс]., режим доступа: адрес http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2084 (дата обращения 02.10. 2023)


Автор(ы): Таратунина Лариса Викторовна
Приложения: