ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО
Одно из направлений развития образования является - информатизация. Возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.
Информационные технологии облегчают доступ к информации, открывают возможности вариантов учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие преподавателя и учащихся. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника.
Использование ИКТ в процессе обучения способствует: осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся; повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний; развитию личности обучающегося; подготовке его к жизни в условиях информационного общества.
ИКТ позволяют оптимизировать урок, сделать его более ярким, запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, сделать работу всей учебной группы одновременной.
Компьютерные презентации занятий или их фрагментов являются наиболее распространенным способом использования информационных технологий при проведении занятий. Широкое использование мультимедийных презентаций в учебном процессе можно объяснить легкостью освоения программы MS PowerPoint, необходимой для их разработки, и большим количеством возможностей этой программы таких как, размещение текста, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, фотографий, видео, которые можно сопроводить звуком и анимационными эффектами. Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать урок более наглядным, повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание студентов на важных моментах изучаемой темы, тем самым повысить качество усвоения материала.
Учебные видеоматериалы не так часто применяются в учебном процессе, так как их очень мало в связи с тем, что содержание учебных кинофильмов должно полностью соответствует программе дисциплины. Тем не менее, преподаватели используют видеоматериалы обучающего характера, а также видеофильмы с ошибками при выполнении каких-либо манипуляций.
Тестовые и контролирующие программы позволяют быстро установить обратную связь с обучающимися, внести коррективы в их знания, стимулировать подготовку к каждому занятию. А также экономить время преподавателя; снизить уровень тревожности и эмоционального напряжения при контроле знаний; объективно выставлять оценки. Использование тестовых и контролирующих программ помогает проверить знания при проверке домашнего задания, при выполнении практических работ, при проведении экзаменов, как по дисциплинам, так и итогового междисциплинарного экзамена по специальности.
В процессе преподавания с использованием ИКТ педагоги учитывают ряд принципиальных требований:
- применять наглядные способы представления учебного материала с использованием мультимедиа, обеспечивать доступ к необходимым информационным ресурсам;
- использовать компьютерные технологии на всех изучаемых дисциплинах в течении всего учебного процесса;
- обеспечивать свободу выбора методики, стиля и средств обучения с целью выявления творческих индивидуальных способностей обучаемого в сочетании с возможностью их коллективной деятельности на основе информационных технологий и телекоммуникационных систем;
Наличие современного компьютерного и программного обеспечения, оптимальная и рациональная организация учебной и учебно-методической работы позволяют повышать мотивацию и качество подготовки учащихся, так как теоретическая подготовка преподавателей в области применения ИТ в обучении повышается, а также совершенствуются практические навыки владения прикладным программным обеспечением. Следовательно, круг приобретенных компетенций учащихся становится шире и соответствует требованиям современного образования.
Автор(ы): Селезнев Дмитрий Сергеевич
Приложения: