Модернизация российского образования открыла перед школьными учителями широкие возможности для творчества в решении проблем физического развития и воспитания, выборе современных технологий организации образовательного процесса, организации урочных и внеурочных занятий в соответствии с материальной базой школы, региональными и природно-климатическими условиями проживания, подготовленностью учащихся и другими факторами.
В настоящее время исследования в области психологи, физиологии, педагогики рассматривают вопрос о физическом развитии и совершенствовании детей школьного возраста.
Ведутся исследования по совершенствованию разработок в области технологии педагогического процесса направленные на совершенствование умений ,навыков детей в физическом развитии.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья.
В работе мы рассматривали выполнение детьмимладшего школьного возраста жизненно важных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазание, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание)
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков.
Анализ опыт работы учителей по физической культуре по формированию умений и навыков у детей младшего школьного возраста, изученные технологии, которые применяются в работе учителями по физической культуре определили выбор правильной педагогической технологии,направленной на развитие физических умений и навыков у детей в младшем школьном возрасте.
В современной школе с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов каждый ребенок должен расти здоровым физически и духовно. В этом помогают занятия физической культурой и внеурочной деятельностью – работа спортивных секций.
Внеурочные занятия способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу, силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде, дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию в активной деятельности.
Ученики, которые посещают спортивную секцию, это дети одного возраста, но разного уровня физического развития. Главная задача работы секций - укрепить здоровье всех занимающихся и улучшить уровень физического развития детей среднего и низкого уровня развития умений и навыков с помощью подвижных игр,физических упражнений, командных видов спорта, применение упражнений из восточных единоборств (дзюдо, ушу), художественной гимнастики, аэробики, спортивных танцев.
Наши наблюдения показали, что командные виды спорта хорошо подойдут общительным детям. Если ребенок необщительный и замкнутый, то эти виды спорта помогут развить в нем коммуникабельность, повысить самооценку. Занятия командными видами спорта предполагают большую подвижность и общение со сверстниками.Они направлены на: -тренировку вестибулярногоаппарата, координацию движений;- развитие мышц ног;- на улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем;- на развитие точностии быстроты реакции, ловкости, улучшение осанки.
Применение вида восточных единоборств -дзюдо, ушу в упражнениях показывают, что занятия с этими видами единоборств с младшего школьного возраста уменьшают степень ожирения, риск сердечнососудистых заболеваний, поднимают самооценку детей. Они также являются средством лечения депрессии.[18,56] Направлены на :- развитие ловкости, гибкости и быстроту реакции ; -на оздоровительное действие организма;-помогают учиться контролировать свое тело и эмоции.
Применение занятий художественнойгимнастики, аэробики, спортивных танцев как видами спорта наиболее полезны будут для девочек, хотя и некоторые мальчики с удовольствием посещают эти занятия, например занятия спортивными танцами. Эти занятия направлены на:- развитие гибкости и пластичности;- улучшения координациидвижений;-формированию красивой фигуры и пластики в движениях.
Мы разработали технологию работы спортивной секции для детей младшего школьного возраста «Здоровячёк»,которая включала четыре блока работы с детьми: 1- подбор и выполнение упражнений на формирование умений и навыков, проведение занятий по физической культуре в традиционной и нетрадиционной форме; 2-командные виды спорта, 3- виды восточных единоборств - дзюдо, ушу в упражнениях, 4-занятий художественной гимнастики, аэробики, спортивных танцев как видами спорта. Работа спортивной секции проводилась два года.
Ученики всех уровней физического развития с помощью спортивной секции «Здоровячёк»улучшили свое здоровье. Дети среднего и низкого уровня улучшили свой уровень физического развития, так как это дети которые любят заниматься физкультурой и спортом. С помощьюподвижных игр, физических упражнений( дзюдо, ушу), художественной гимнастики, аэробики, спортивных танцев как видами спорта улучшили свое здоровье и свой физический уровень.
Ученики высокого уровня физического развития это дети с хорошими физическими данными. Они не только укрепляют своё здоровье, но и овладевают новыми умениям и навыкам на уроках физической культуры, проявляют интерес к конкретному виду спорта, самостоятельно или иногда с консультацией со стороны учителя, могут овладеть новыми умениями и навыками, в будущем будут их самостоятельно совершенствовать.
Ученикам среднего уровня физического развития это дети, которым необходимо укреплять здоровье, улучшать формирующиеся и закреплять сформированные умения и навыки. На занятиях по физической культуре могут стать более ловкими исильными, активными, внимательными при частичном контроле и консультации со стороны учителя, могут догнать детей высокого уровня физического развития. Для этих детей необходимо разнообразить методы и приёмы при объяснениинового материала и выполнении упражнений на занятиях или дополнительно отводить время для работы над ними.
Ученики низкого уровня физического развития это дети с помощью физической культуры и физических упражнений не всегда могут видеть и работать над своими недостатками, проявляют нетерпимость или наоборот нерешительность. С ними надо работать дополнительно по укреплению мышечного тонуса, проявлению смелости, решительности и исправлению действий опорно-двигательного аппарата, влияющего на осанку. Это с возрастом поможет им стать сильнее,выносливее, быстрее, может исправить координацию движений в лучшую сторону. Для этих детей необходимо разнообразить методы и приёмы при объяснении и выполнении упражнений на занятиях или дополнительно отводить время для индивидуальной работы сними.
Потенциал у всех детей разный ,естественно не все занимающиеся дети разных уровней станут великими спортсменами, но улучшат своё здоровье и могут стать более крепкими в физическом развитии.
Автор(ы): Туманова Мария Викторовна
Приложения: