Влияние правополушарного рисования на развитие детей 6-7 лет.

Составили: Топчиева М.М., старший воспитатель

Удалкина К.Е., воспитатель

СП ОДО ГБОУ школа № 371 имени

Героя РФ Е.Н.Зиничева Московского района СПб

 

До недавнего времени система образования поощряла обучающихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний. Но подходы к воспитанию и обучению меняются. Педагоги из передатчиков знаний превращаются в педагогов-организаторов.

Акцент переносится на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия. Данные направления находят воплощение в Федеральном государственном образовательном стандарте, нацеливая содержание образовательного процесса на:

- Раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста; -Обеспечение ресурсов для самореализации детей, подготовка их к достижению жизненных успехов, приучение к самоконтролю и саморегуляции;

- Содействие трансляции культуры, «вооружение» культурными инструментами, позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать;

- Обучение детей эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими. Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет художественно-продуктивная, в т.ч. изобразительная, деятельность.

Художественная деятельность - специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства. Одним из эффективных методов раскрытия творческого потенциала и обучения навыкам рисования является метод правополушарного рисования.

Правополушарное рисование – это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.

Концепция метода основана на выводах ученого, нобелевского лауреата Роджера Сперри, который утверждал, что правое и левое полушария мозга используют контрастные способы обработки информации и действуют самостоятельно, хотя и дополняют друг друга. Левое полушарие использует аналитический и вербальный режимы мышления, его отделы отвечают за расшифровку речи, звуков, математические вычисления и алгоритмы. Отделы правого полушария работают в перцепционном режиме и отвечают за восприятие цвета, сравнение размеров и форм предметов, видя их целиком «как есть». Впоследствии в работах Бетти эти режимы получили названия «Л-режима» и «П-режима» соответственно.

Бэтти Эдвардс утверждает, что если на время «отключить» левую зону мозга и вовлечь в работу правую (что с легкостью делают дети, у взрослых это получается с трудом), то человек сможет увидеть реальность под непривычным углом и проявить свои творческие способности в полной мере. Кроме того, она твердо убеждена, что научиться рисовать, так же как, например, читать и писать, может любой человек. Главное – выработать привычку наблюдать и избавиться от страха белого листа.

При интуитивном (правополушарном) рисовании снимаются внутренние зажимы, напряжение, снижается уровень стресса, а главное, выключаются «внутренний критик», пропадает страх перед чистым листом − рисование превращается в терапию.

Отличительной особенностью метода является использование упражнений, направленных на развитие навыков восприятия и обеспечивающих хотя бы частичное переключение на правое полушарие головного мозга, что благоприятно влияет на процесс образования в целом. Освобождая даже малую часть учебного дня от заданий (вербальных, логических) активизирующих работу левого полушария и предполагающих постоянную обработку вербальной информации, мы даем обучающимся возможность расслабиться, «побыть в тишине и спокойствии», отдохнуть от непрестанного словесного напряжения и необходимости соперничать со сверстниками в глубине и точности знаний.

Метод правополушарного рисования позволяет:

- Упростить творческий процесс;

- Исключить анализ деятельности;

- Избавить от внутренних преград;

- Обрести внутреннюю гармонию;

- Раскрыть творческие способности, и проявить индивидуальность;

Дети все больше времени заняты точными науками, что больше стимулирует развитие левого полушария. Между тем, для эффективной работы мозга необходима согласованная работа обоих полушарий.

Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью метода правополушарного рисования не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Дети, у которых сгармонизирована работа обоих полушарий, меньше устают, более работоспособны.

Есть у правополушарного рисования и еще одно заметное преимущество – родителям будет гораздо легче оторвать ребенка от телевизора и компьютера, ведь творчество – это естественная и очень сильная мотивация для развития творческого мышления у ребенка.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».

Приемы:

Упражнения на восприятие света и тени (передачу характеристик цвета) - включают в себя изображение фигур, образованных игрой света и тени. Нарисованные фигуры являются настолько сложными и неопределенными, что их невозможно выразить и описать словами. По этой причине левое полушарие самоустраняется от выполнения данного упражнения, и к работе приступает правое полушарие, которое обожает сложные задания. Оно с радостью берется за создание трехмерного изображения, образованного переплетением света и тени.

Кинезиологические упражнения, направленные на гармонизацию межполушарного взаимодействия;

Упражнения на восприятие пространства (передачу негативного пространства) - левое полушарие сразу отказывается их выполнять, потому что негативное пространство — это не предмет, который можно описать или назвать, а просто-напросто пустое место. Пустоты, по мнению левого полушария, недостаточно важны, за дело берется правое полушарие, способное воспринимать целостные образы (как фигуры, так и пустоты между ними), и справляется с поставленной задачей)

Рисование перевернутых изображений — активизирует правое полушарие мозга, так как левое полушарие «отказывается» его выполнять, потому что не может правильно определить и назвать части перевернутого изображения. К тому же, по мнению левого полушария, перевернутый рисунок выглядит слишком непривычно, а значит, копировать его не имеет никакой практической пользы.

Упражнения на восприятие краев (передачу линий и контуров) - для выполнения этих заданий потребуется быть чрезвычайно внимательным ко всем, даже самым незначительным (по мнению левого полушария) и мельчайшим деталям. Более того, нужно замечать отдельные составляющие каждой такой несущественной детали. Данное упражнение быстро надоест левому полушарию, поскольку его выполнение занимает слишком много времени и этот процесс не может быть описан словами. Как только левое полушарие отключится, за работу принимается правое.

Упражнения на восприятие соотношений (передачу перспективы и пропорций при изображении зданий и интерьеров) - при выполнении этого задания левое полушарие вынуждено столкнуться с ненавистными ему парадоксами и неясностями, ведь в перспективе пропорции и углы изменяются, поэтому кажется, что изображаемые предметы выглядят несколько непривычно. Правое полушарие воспринимает реальность такой, какой она видится, а потому без труда сможет передать в рисунке перспективу и пропорции.

Ожидаемые результаты:

1.Дети владеют основными навыками правополушарного рисования: умеют видеть, где кончается один предмет и начинается второй, умеют выделять пространство вокруг предмета, передавать перспективу и пропорции, видеть и передавать характеристики цвета, умение видеть целое и его части;

2. Используют в одной работе разные изобразительные материалы;

3. Дети освоили цветоведение, умеют экспериментировать с красками;

4.Самостоятельно составляют сюжеты своих рисунков, способны свободно выражать свой замысел в творческой работе;

5. Получают эстетическое удовольствие от процесса и результата рисования;

6. Уважительно относятся к работам товарищей, при этом дети способны объективно оценивать свою работу;

7. Развитие мелкой моторики рук;

8. Дети уверены в своих силах, не испытывают страха перед рисованием;

9.Сформированы предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;

10. Побуждение детей к творческим поискам и решениям;

11.Ообщий кругозор воспитанников расширен, т.к. занятия проходят в соответствии с календарно-тематическим планом;

12. Расширен и обогащен художественный опыт детей;

 

 

Список литературы:

1 «Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арт-терапии», автор: М.С. Вальдес Одриосола, 2009 г.

2 «Интуиция, творчество, арт-терапия», автор: М.С. Вальдес Одриосола,2012 г.

3 «Творческие и развивающие занятия с детьми 7 лет» под ред Парамоновой.

4 «Уроки рисования для младших школьников», 2005 г. Автор: М.Михейшина.

5 «Методика преподавания изобразительного искусства Ростовцев Н.Н. Издательство: Агар, 2000

6 «Ты - художник!» / Бетти Эдвардс. - М.: Попурри, 2012 - 256 c.

7 «Открой в себе художника» / Бетти Эдвардс. - М.: Попурри, 2012 – 288 c.


Автор(ы): Топчиева Марина Михайловна
Приложения: