ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одной из главных задач физического воспитания школьников является гармоничное физическое развитие, а также развитие физических качеств и двигательных способностей. Школьный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личные, морально-волевые и поведенческие качества. Чрезвычайно важно привлекать детей к регулярным занятиям физической культурой.
Каждый учитель физической культуры старается провести свой урок интересно, применяя различные методы и подходы к обучению.
Стп-аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. Младшие школьники с большим удовольствием выполняют упражнения на степ – платформах.
Цель – составить комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств, применительно к прыжкам в длину с места, для обучающихся 4-ых классов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТЕП- ПЛАТФОРМ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1.ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕП – АЭРОБИКИ
Степ – аэробика появилась в 80 годы и быстро завоевала популярность.
Появлением степа мы обязаны фитнес – инструктору из США Джине Миллер. После перенесенной травмы колена для укрепления мышц передней поверхности бедра, необходимого для восстановления функции коленного сустава, она выполняла подъемы и спуски на ступеньках крыльца, которые и стали для нее первой степ – платформой. А чтобы разнообразить скучные подъемы и спуски, Джин стала выполнять их под музыку. Тренировка оказалась эффективной и приятной. Так зародилась степ - аэробика.
Особенностью степ – аэробики является использование специальной степ – платформы. Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях. Её можно применять для выполнения упражнений на мышцы брюшного пресса, спины, а также использовать как отягощение для развития силы и силовой выносливости рук и плечевого пояса. Регулируемая высота платформы позволяет заниматься в одной группе людям различного уровня физической подготовки.
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ СО СТЕП -ПЛАТФОРМАМИ
Прежде чем приступить к выполнению упражнений со степ – платформами следует провести небольшой инструктаж.
1. Подъем на платформу осуществлять за счет ног, а не спины.
2. Ступню ставить на платформу полностью.
3. Спину всегда держать прямо.
4. Не делать резких движений.
5. Спускаясь с платформы, ставить ногу с носка на пятку на расстоянии одной стопы от степ - платформы.
1.3 ВЛИЯНИЕ СТЕП-АЭРОБИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Степ-аэробика помогает разрабатывать суставы и формировать свод стопы, развивает выносливость, координацию и равновесие, вестибулярный аппарат, тренирует сердце, нормализует артериальное давление. Степ не только способствует сжиганию большого количества калорий, но и дает необходимую эмоциональную разрядку, улучшает настроение. Аэробика оказывает положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализуются артериальное давление и деятельность вестибулярного аппарата. Весьма важно, что эта аэробика достаточно эффективна для тех групп мышц, которые очень трудно задействовать: ягодиц, задней части бедра и приводящих мышц бедер.
Специалисты считают, что степ - аэробика прекрасна для профилактики и лечения остеопороза и артрита, а для укрепления мышц ног и восстановления после травм колена нет комплекса лучше. Упражнения в степе просты, поэтому подходят для людей разного возраста. Они великолепно улучшают фигуру, в особенности формы голеней, бедер и ягодиц. А, применив отягощение (гантели) массой до двух килограмм, можно укрепить мышцы плечевого пояса.
Обучащимся легко даются прыжковые упражнения, и выполняются ими более качественно.
2. ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА
2.1. ТЕХНИКА ПРЫЖКА В ДЛИНУ С МЕСТА
Прыжок в длину с места характеризует уровень развития скоростно-силовых способностей мышц ног. Перед тем как тренировать прыжки в длину с места, рекомендуется предварительно укрепить мышцы ног с помощью некоторых упражнений, перед которыми в обязательном порядке провести хорошую разминку, чтобы случайно не травмироваться.
Прыжок в длину с места состоит из четырёх фаз. Рассмотрим каждую фазу более подробно.
Первая фаза – подготовка к отталкиванию. Спортсмен встает у линии, ноги врозь, поднимает руки вверх, одновременно поднимаясь на носки и прогибаясь в пояснице. Затем следует обратное движение. Руки опускаются вниз и отводятся назад, ноги ставятся на всю стопу, при этом сгибаются колени и тазобедренный сустав, корпус выносится чуть вперед. На этом уровне формируется весь потенциал прыжка. Именно поэтому важно иметь сильные, мощные ноги.
Вторая фаза – отталкивание. Отталкивание начинается тогда, когда тазобедренный сустав распрямляется, руки при этом нужно резко выбросить вперед. Завершается отталкивание разгибанием коленных суставов и отрыванием стоп от поверхности. Самая важная часть прыжка – отталкивание. От силы отталкивания зависит дальность полета.
Третья фаза – полёт. После отталкивания тело спортсмена выпрямляется, колени подтягиваются к груди. В завершающей стадии полета руки опускаются вниз, а стопы выносятся вперед.
Четвёртая фаза – приземление. Когда ноги касаются поверхности, руки нужно вывести вперед для сохранения равновесия. Ноги при этом сгибаются в коленных суставах, приземление должно быть упругим. Остановившись, прыгун выпрямляется и уходит из зоны проведения испытаний. При правильном приземлении необходима четкая координация движений, чтобы не упасть назад и не испортить достигнутый результат прыжка. На данном этапе нужно добиться мягкого приземления на две ноги и предупредить приземление на носки.
2. СКОРОСТНО - СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА
Скоростно-силовые качества – это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.
Эту способность называют также «взрывной силой».
Скоростно-силовые качества зависят:
- от состояния нервно-мышечного аппарата,
- от абсолютной силы мышц,
- от способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.
2.1 СТРУКТУРА СКОРОСТНО - СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
1.Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.
2.Стартовая сила – способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент напряжения.
3.Ускоряющая сила – способность мышц к быстрому наращиванию рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.
4.Абсолютная быстрота сокращения мышц.
3. МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
Средства развития скоростно – силовых качеств:
- упражнения с преодолением веса собственного тела.
- упражнения с дополнительным отягощением.
- упражнения с использованием сопротивления внешней среды
- упражнения с преодолением сопротивления внешнего сопротивления
Основные методы:
- сопряжённого воздействия
- вариативного воздействия
- кратковременных усилий
- повторный
4. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА СТЕП – ПЛАТФОРМЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО – СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРЫЖКАМ В ДЛИНУ С МЕСТА, ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4-ЫХ КЛАССОВ.
Наиболее оптимальным и доступным, для обучающихся начальной школы, будет комплекс упражнений без дополнительного отягощения, то есть работа с собственным весом. Основной метод – повторный.
Упражнение №1
И.п. – о.с. перед степ-платформой
1-7- прыжки со сменой ног с касанием передней частью стопы степ-платформы
8- И.п.
Упражнение №2.
И.п.- стойка ноги вместе, руки на пояс
1- прыжок в стойку, ноги врозь
2 – прыжок в стойку, ноги вместе
3- прыжок на степ-платформу, ноги вместе
4- прыжок назад со степ-платформы в И.п.
Упражнение №3.
И.п.- стойка ноги вместе, руки на пояс
1- прыжок в стойку, ноги врозь
2 – прыжок в стойку, ноги вместе
3- прыжок на степ-платформу, ноги вместе
4- прыжок со степ-платформы вправо, в стойку ноги врозь, степ-платформа между ног, руки на пояс
Упражнение №4.
И.п. – стойка на степ-платформе ноги вместе, руки на пояс
1- прыжок со степ-платформы в полуприсед, ноги врозь, степ-платформа между ног, коснуться правой рукой степ-платформы
2- И.п.
3- прыжок со степ-платформы в полуприсед, ноги врозь, степ-платформа между ног, коснуться левой рукой степ-платформы
4- И.п.
Упражнение №5.
И.п. – стойка на степ-платформе правым боком ноги вместе, руки на пояс
1- поставить левую ногу на пол, правая на степ- платформе, руки на пояс
2- И.п.
3- поставить правую ногу на пол, левая на степ- платформе, руки на пояс
4 –И.п.
Упражнение №6.
И.п. – стойка перед степ - платформой ноги врозь, руки вниз
Прыжок через степ на двух ногах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность в развитии скоростно-силовых качеств у школьников 4-ых классов достигается за счёт использования степ-платформ и освоения новых движений, их соединение с ранее освоенными. Изменений исходных положений на опоре, изменении скорости амплитуды и скорости движения, использование музыкального сопровождения, эмоционального состояния.
Использование разработанного комплекса упражнений на степ-платформе, для развития скоростно-силовых кчеств, на уроках физической культуры положительно скажется на динамике результатов в прыжке в длину с места.
Автор(ы): Антонова Полина Владимировна
Приложения: