ВВЕДЕНИЕ

              Актуальность. Одной из главных задач физического воспитания школьников является гармоничное физическое развитие, а также развитие физических качеств и двигательных способностей. Школьный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личные, морально-волевые и поведенческие качества. Чрезвычайно важно привлекать детей к регулярным занятиям физической культурой.

           Каждый учитель физической культуры старается провести свой урок интересно, применяя различные методы и подходы к обучению.

            Стп-аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений  аэробики. Младшие школьники с большим удовольствием выполняют упражнения на степ – платформах.

             Цель – составить комплекс упражнений для развития скоростно-силовых качеств,  применительно к прыжкам в длину с места, для обучающихся 4-ых классов.

            

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТЕП- ПЛАТФОРМ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

1.1.ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕП – АЭРОБИКИ

 

           Степ – аэробика появилась в 80 годы и быстро завоевала популярность.

Появлением степа мы обязаны фитнес – инструктору из США Джине Миллер. После перенесенной травмы колена для укрепления мышц передней поверхности бедра, необходимого для восстановления функции коленного сустава, она выполняла подъемы и спуски на ступеньках крыльца, которые и стали для нее первой степ – платформой. А чтобы разнообразить скучные подъемы и спуски, Джин стала выполнять их под музыку. Тренировка оказалась эффективной и приятной. Так зародилась степ - аэробика.

Особенностью степ – аэробики является использование специальной степ – платформы. Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на нее и через нее в различных направлениях. Её можно применять для выполнения упражнений на мышцы брюшного пресса, спины, а также использовать как отягощение для развития силы и силовой выносливости рук и плечевого пояса. Регулируемая высота платформы позволяет заниматься в одной группе людям различного уровня физической подготовки.

 

                   1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ СО СТЕП -ПЛАТФОРМАМИ

 

Прежде чем приступить к выполнению упражнений со степ – платформами следует провести небольшой инструктаж.

1. Подъем на платформу осуществлять за счет ног, а не спины.

2. Ступню ставить на платформу полностью.

3. Спину всегда держать прямо.

4. Не делать резких движений.

5. Спускаясь с платформы, ставить ногу с носка на пятку на расстоянии одной стопы от степ - платформы.

 

1.3 ВЛИЯНИЕ СТЕП-АЭРОБИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

 

            Степ-аэробика помогает разрабатывать суставы и формировать свод стопы, развивает выносливость, координацию и равновесие, вестибулярный аппарат, тренирует сердце, нормализует артериальное давление. Степ не только способствует сжиганию большого количества калорий, но и дает необходимую эмоциональную разрядку, улучшает настроение. Аэробика оказывает положительное действие на весь организм, укрепляя дыхательную, сердечно-сосудистую, мышечную и нервную системы, а также нормализуются артериальное давление и деятельность вестибулярного аппарата. Весьма важно, что эта аэробика достаточно эффективна для тех групп мышц, которые очень трудно задействовать: ягодиц, задней части бедра и приводящих мышц бедер.

           Специалисты считают, что степ - аэробика прекрасна для профилактики и лечения остеопороза и артрита, а для укрепления мышц ног и восстановления после травм колена нет комплекса лучше. Упражнения в степе просты, поэтому подходят для людей разного возраста. Они великолепно улучшают фигуру, в особенности формы голеней, бедер и ягодиц. А, применив отягощение (гантели) массой до двух килограмм, можно укрепить мышцы плечевого пояса.

          Обучащимся легко даются прыжковые упражнения, и выполняются ими более качественно.

 2. ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА

 

                                     2.1. ТЕХНИКА ПРЫЖКА В ДЛИНУ С МЕСТА


             Прыжок в длину с места характеризует уровень развития скоростно-силовых способностей мышц ног. Перед тем как тренировать прыжки в длину с места, рекомендуется предварительно укрепить мышцы ног с помощью некоторых упражнений, перед которыми в обязательном порядке провести хорошую разминку, чтобы случайно не травмироваться.

            Прыжок в длину с места состоит из четырёх фаз. Рассмотрим каждую фазу более подробно.

           Первая фаза – подготовка к отталкиванию. Спортсмен встает у линии,  ноги врозь, поднимает руки вверх, одновременно поднимаясь на носки и прогибаясь в пояснице. Затем следует обратное движение. Руки опускаются вниз и отводятся назад, ноги ставятся на всю стопу, при этом сгибаются колени и тазобедренный сустав, корпус выносится чуть вперед. На этом уровне формируется весь потенциал прыжка. Именно поэтому важно иметь сильные, мощные ноги.

           Вторая фаза – отталкивание. Отталкивание начинается тогда, когда тазобедренный сустав распрямляется, руки при этом нужно резко выбросить вперед. Завершается отталкивание разгибанием коленных суставов и отрыванием стоп от поверхности. Самая важная часть прыжка – отталкивание. От силы отталкивания зависит дальность полета.

            Третья фаза – полёт. После отталкивания тело спортсмена выпрямляется, колени подтягиваются к груди. В завершающей стадии полета руки опускаются вниз, а стопы выносятся вперед.

              Четвёртая фаза – приземление. Когда ноги касаются поверхности, руки нужно вывести вперед для сохранения равновесия. Ноги при этом сгибаются в коленных суставах, приземление должно быть упругим. Остановившись, прыгун выпрямляется и уходит из зоны проведения испытаний. При правильном приземлении необходима четкая координация движений, чтобы не упасть назад и не испортить достигнутый результат прыжка. На данном этапе нужно добиться мягкого приземления на две ноги и предупредить приземление на носки.

 

2. СКОРОСТНО - СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА 

 

       Скоростно-силовые качества – это способность человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений.

Эту способность называют также «взрывной силой».

Скоростно-силовые качества зависят:

- от состояния нервно-мышечного аппарата,

- от абсолютной силы мышц,

- от способности мышц к быстрому нарастанию усилия в начале движения.

 

                            2.1 СТРУКТУРА СКОРОСТНО - СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

 

1.Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

2.Стартовая сила – способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент напряжения.

3.Ускоряющая сила – способность мышц к быстрому наращиванию рабочего усилия в условиях начавшегося  их сокращения.

4.Абсолютная быстрота сокращения мышц.

 

3. МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ

 

Средства развития скоростно – силовых качеств:

- упражнения с преодолением веса собственного тела.

- упражнения с дополнительным отягощением.

- упражнения с использованием сопротивления внешней среды

- упражнения с преодолением сопротивления внешнего сопротивления

Основные методы:

- сопряжённого воздействия

- вариативного воздействия

- кратковременных усилий

- повторный

 

4. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА СТЕП – ПЛАТФОРМЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО – СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ, ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРЫЖКАМ В ДЛИНУ С МЕСТА, ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4-ЫХ КЛАССОВ.

 

         Наиболее оптимальным и доступным, для обучающихся начальной школы, будет  комплекс упражнений без дополнительного отягощения, то есть работа с собственным весом. Основной метод – повторный.

 

Упражнение №1

 И.п. – о.с. перед степ-платформой

   1-7- прыжки со сменой ног с касанием передней частью стопы степ-платформы

   8- И.п.

 

Упражнение №2.

И.п.- стойка ноги вместе, руки на пояс

   1- прыжок в стойку, ноги врозь

   2 – прыжок в стойку, ноги вместе

   3- прыжок на степ-платформу, ноги вместе

   4- прыжок назад со степ-платформы в И.п.

 

Упражнение №3.

 И.п.- стойка ноги вместе, руки на пояс

   1- прыжок в стойку, ноги врозь

   2 – прыжок в стойку, ноги вместе

   3- прыжок на степ-платформу, ноги вместе

   4- прыжок со степ-платформы вправо, в стойку ноги врозь, степ-платформа между ног, руки на пояс

 

Упражнение №4.

И.п. – стойка на степ-платформе ноги вместе, руки на пояс

  1- прыжок со степ-платформы в полуприсед, ноги врозь, степ-платформа  между ног, коснуться правой рукой степ-платформы

  2- И.п.

  3- прыжок со степ-платформы в полуприсед, ноги врозь, степ-платформа  между ног, коснуться левой рукой степ-платформы

  4- И.п.

 

Упражнение №5.

И.п. – стойка на степ-платформе правым боком ноги вместе, руки на пояс

  1- поставить левую ногу на пол, правая на степ- платформе, руки на пояс

  2- И.п.

  3- поставить правую ногу на пол, левая на степ- платформе, руки на пояс

  4 –И.п.

 

Упражнение №6.

И.п. – стойка перед степ - платформой ноги врозь, руки вниз

  Прыжок через степ на двух ногах.

   

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Эффективность в развитии скоростно-силовых качеств у школьников 4-ых классов достигается за счёт использования степ-платформ и освоения новых движений, их соединение с ранее освоенными. Изменений исходных положений на опоре, изменении скорости амплитуды и скорости движения, использование музыкального сопровождения, эмоционального состояния.

     Использование разработанного комплекса упражнений на степ-платформе, для развития скоростно-силовых кчеств, на уроках физической культуры положительно скажется на динамике результатов в прыжке в длину с места.

           

 


Автор(ы): Антонова Полина Владимировна
Приложения: